Гуманист
Лично мне в атеистической литературе как-то не удалось обнаружить следы осмысления жизни по отношению к смерти... А вот религиозные книги только об этом и говорят... при чем на протяжении всего периода существования человечества. Нет ни одного в истории периода, где бы эти вопросы не обсуждались с позиции религиозного сознания. А вот у атеистов я такого не наблюдаю. Может я что-то не знаю?
Не трогают?)))) Вы надеюсь знаете плоды атистического гуманизма Французской революции и эхо оной же в России в 20-м веке? Так что по поводу "не трогают" громко сказано. Ну а с позиции мещанства, так и среди верующих людей много живущих счастливо и никого особо не трогающих. Это наверно вопрос масштаба восприятия своей жизни... В России к примеру были люди (может и сейчас даже есть в глубинках), которые не знали что на дворе - царь али ишо шо.
1) Вы сами выше сказали об осмыслении... Человек не может жить не осмысляя.. Зачем?
2) затем, что чтобы стремиться к чему-то, надо четко понимать цель, а уже цель определяет и средства к достижению цели. Извечный вопрос Достоевского - оправдывает ли цель средства.
Где-то в посте у меня было уже упомянуто об одной слезе ребенка, на которой может или нет быть построен мир... Это как раз вопрос о средствах. Но если мерять свою жизнь одним лишь двором с оградой, то тогда конечно Достоевским здесь и не пахнет... Но тогда и об осмыслении жизни не нужно говорить, а говорить о личной своей жизни, которая вроде ничё и никого не трогает... Но тогда и о гуманизме не надо упоминать, т.к. это уже вопрос, выходящий ЗА рамки личного двора с оградой.
Ой, совершенно верно. Вот мы и пытаемся определить смысл смерти...))) с позиции атеиста и с позиции верующего христианина. Я православной веры, поэтому пишу именно с позиции православного восприятия.
А Вы не подскажете что это за "начало" было, с которого человек вдруг стал одушевлять? А до этого не одушевлял? А что было до этого?
А я не люблю кокос.
А кому нужна такая вера, если она будет зиждиться на страхе? Ведь Бог есть Любовь, а не страх. Страх может подтолкнуть к поиску истинного бытия, заставить задуматься, но уж никак не сделать человека истинно верующим. Вы говорите по сути о муштре, о насилии над Вами, но никак не о свободном выборе. Бог дал возможность Ивану (а по сути это и есть Достоевский) познать не Себя, а противоположный мир, познать его, ощутить всем своим существом, опуститься до самых глубин "ада". Ведь Царство Небесное внутри человека, но там же находится и ад. Что человек внутри выберет, с тем и останется, тем и будет жить.
Этот аргумент ничем не отличается от аргументов верующих, которые не принимают стремление человечества построить мир на слезе этого ребенка в этой земной жизни. И против этого у атеистов нет аргументов для верующих.
Иван же не принимает мир вечный, который достигается таким сложным путем, путем боли и страдания невинных...но позже до Ивана дошло... ОН САМ И ЕСТЬ ПРИЧИНА СТРАДАНИЯ ЭТИХ НЕВИННЫХ. Вот что дошло до Ивана, вот что открылось ему не УМОЗРИТЕЛЬНО, а ОНТОЛОГИЧЕСКИ внутри его самого... По сути Иван не был атеистом, он был богоборцем, не принимающий Бога, но точно также не принимающий и мира без Бога, мира, стремящегося к благополучию и забывающего на чьих костях это благополучие строится. В нашем мире страдают всегда или невинные или самые беззащитные, слабые. Надеюсь, эту очевидность не надо обсуждать...
К сожалению, Вы не поняли то, что хотел сказать Достоевский... Я желаю Вам понять его, хоть когда-нибудь. Чтобы это понять... эти истины нужно выстрадать, вылезти из своей теплой жизни.
Нет, это начало осмысленной жизни, а религия - простейший (но ложный) способ придать жизни какой-то смысл.
Да нет, живут как-то неверующие счастливо и никого особо не трогают.
Какая разница "зачем" человеку дана жизнь. Главное, к чему он стремится и как её проживёт.
1) Вы сами выше сказали об осмыслении... Человек не может жить не осмысляя.. Зачем?
2) затем, что чтобы стремиться к чему-то, надо четко понимать цель, а уже цель определяет и средства к достижению цели. Извечный вопрос Достоевского - оправдывает ли цель средства.
Где-то в посте у меня было уже упомянуто об одной слезе ребенка, на которой может или нет быть построен мир... Это как раз вопрос о средствах. Но если мерять свою жизнь одним лишь двором с оградой, то тогда конечно Достоевским здесь и не пахнет... Но тогда и об осмыслении жизни не нужно говорить, а говорить о личной своей жизни, которая вроде ничё и никого не трогает... Но тогда и о гуманизме не надо упоминать, т.к. это уже вопрос, выходящий ЗА рамки личного двора с оградой.
Мы сами определяем смысл. Если за нас всё определено, тогда действительно человеческая жизнь теряет смысл.
Никто религию не "выдумал". На это ушли тысячелетия. Сначала человек стал одушевлять природные явления, потом постепенно придумал сверхъестественным существам имена, а дальше всё уже ясно. Человек одновременно и созидает религию, и сталкивается с ней в обществе.
Я не люблю концовку романа.

Я никогда не понимал, зачем нужна вся эта заварушка с дьяволом и безумством Ивана. Если мне явится дьявол, я тоже уверую.
но, в реальности таких вещей не происходит, и этой концовкой Достоевский, имхо, испортил отличный роман. Аргумент Ивана - самая сильная мысль в "Братьях".
Иван же не принимает мир вечный, который достигается таким сложным путем, путем боли и страдания невинных...но позже до Ивана дошло... ОН САМ И ЕСТЬ ПРИЧИНА СТРАДАНИЯ ЭТИХ НЕВИННЫХ. Вот что дошло до Ивана, вот что открылось ему не УМОЗРИТЕЛЬНО, а ОНТОЛОГИЧЕСКИ внутри его самого... По сути Иван не был атеистом, он был богоборцем, не принимающий Бога, но точно также не принимающий и мира без Бога, мира, стремящегося к благополучию и забывающего на чьих костях это благополучие строится. В нашем мире страдают всегда или невинные или самые беззащитные, слабые. Надеюсь, эту очевидность не надо обсуждать...
К сожалению, Вы не поняли то, что хотел сказать Достоевский... Я желаю Вам понять его, хоть когда-нибудь. Чтобы это понять... эти истины нужно выстрадать, вылезти из своей теплой жизни.
Комментарий