Claricce
Ну это не мой случай. Я верущей стала не через несчастья, а в период благополучный (относительно благополучный). Когда одна, овдовев, растила двоих детей. Я явственно чувствовала помощь, мне оказываемую, и благодарила Того, кто по-моему, это делал (Бога). Я очень удивлялась - как у меня все получалось - и средства раздобыть и детей вести. Я знала меру своим силам и трезво осознавала скромность моих заслуг.
А вот в моменты несчастий мои отношения с высшей инстанцией осложняются. Говорят: несчастья сближают людей с Богом. У меня наоборот. В этот период - отстранение и настороженность. Выяснение отношений. Вряд ли стоит все это обнародовать. Но суть в том, что мне удается сохранить свою верность. Ведь любовь к Богу, как и любовь к человеку - это связь на всю жизнь, иначе это не любовь. Своей неверностью и отречением я предала бы не Бога - себя.
Но все эти моменты личной биографии не должны заслонять главную мысль, которую мне хочется донести.
Дело не в звучности имен. Дело в том, что мне интереснее с верующим писателем, чем с неверующим; мне интереснее с верующим дворником, чем с неверующим. Я сравнивала не масштаб и глубину таланта, а масштаб и глубину мира, в котором я существую с данным писателем (или с данным дворником, коль уж между нами возникло какое-то общение). Я же не могу ссылаться на своих близких Петра Семеновича или Анну Никифоровну - они вам неизвестны. А так (в случае с писателями) мы оказываемся в круге знакомых людей, их ценности - наши общие ценности.
Я живу глубже, добавляется какое-то добавочное измерение. Чувствуешь, что не теряешься в бессмысленной пространственно-временной бесконечности, а находишь выход в какую-то осмысленность существования (часто трагическую, но осмысленность).
Я не говорю, что нерелигиозные люди ведут бессмысленную жизнь, нет. Просто смысл разного уровня. Вкусив высшего, остальное рассматриваешь как мелкое и несерьезное. Хотя я в жизни ни от чего не отказываюсь. Мелкое - оно тоже очень и очень нужно (но при условии, что и высшее присутствует).
А совратило "высшим" меня искусство (литература, живопись, музыка).
Ваши сравнения с морфием, с наркотиком в чем-то правильны. Считайте, что я наркоман, почувствовавший свою царскую натуру через опиум творчества. Когда ты - уже не в этом мире, а наверху. Наркоман, которому мало реальных милых жизненных удовольствий - которому подавай мистериальный уровень переживаний. Который хочет быть полноценным участником божественной драмы творения, падения, спасения мира.
В чем-то фраза Ленина справедлива: религия - опиум для народа.
Но опиум - не в смысле "болеутоляющее, дающее забвение от несчастий", а скорее - средство прорваться к высшему уровню восприятия.
С уважение и теплотой,
Елена.
Лена, Вы не замечали такую странность - счастливым людям бог даже и близко не нужен? Они счастливы тем, что близки друг к другу, могут любить своего любимого человека, растить детей, заниматься любимым делом, дышать воздухом и есть хлеб...
А вот в моменты несчастий мои отношения с высшей инстанцией осложняются. Говорят: несчастья сближают людей с Богом. У меня наоборот. В этот период - отстранение и настороженность. Выяснение отношений. Вряд ли стоит все это обнародовать. Но суть в том, что мне удается сохранить свою верность. Ведь любовь к Богу, как и любовь к человеку - это связь на всю жизнь, иначе это не любовь. Своей неверностью и отречением я предала бы не Бога - себя.
Но все эти моменты личной биографии не должны заслонять главную мысль, которую мне хочется донести.
В вопросе веры - каждый человек, будь он хоть Достоевский, хоть дворник, убирающая подьезд моего дома - равны.
Я живу глубже, добавляется какое-то добавочное измерение. Чувствуешь, что не теряешься в бессмысленной пространственно-временной бесконечности, а находишь выход в какую-то осмысленность существования (часто трагическую, но осмысленность).
Я не говорю, что нерелигиозные люди ведут бессмысленную жизнь, нет. Просто смысл разного уровня. Вкусив высшего, остальное рассматриваешь как мелкое и несерьезное. Хотя я в жизни ни от чего не отказываюсь. Мелкое - оно тоже очень и очень нужно (но при условии, что и высшее присутствует).
А совратило "высшим" меня искусство (литература, живопись, музыка).
Ваши сравнения с морфием, с наркотиком в чем-то правильны. Считайте, что я наркоман, почувствовавший свою царскую натуру через опиум творчества. Когда ты - уже не в этом мире, а наверху. Наркоман, которому мало реальных милых жизненных удовольствий - которому подавай мистериальный уровень переживаний. Который хочет быть полноценным участником божественной драмы творения, падения, спасения мира.
В чем-то фраза Ленина справедлива: религия - опиум для народа.
Но опиум - не в смысле "болеутоляющее, дающее забвение от несчастий", а скорее - средство прорваться к высшему уровню восприятия.
С уважение и теплотой,
Елена.
Комментарий