Лурье: "Главный тезис иконопочитания VIII века сводится к следующему: иконы (и вообще все церковные символы) почитаются не сами по себе, но постольку, поскольку в них Своими энергиями пребывает Бог.
Вместилищами божественных энергий» Иоанн Дамаскин именует различные священные предметы: крест, гору Синайскую, Назарет, Голгофу, Елеонскую гору, гроб Господень с губкой, копием, пеленами и хитоном (реликвии Распятия), сад Гефсимании, золото и серебро священных сосудов, мощи святых и иконы (см. Слова в защиту святых икон [далее: Слово с указанием номера; мы будем цитировать перевод А. Бронзова, внося изменения, иногда принципиальные], III, 34; ср.: I, 16, 19):".
И что же? Неужели Бог не мог до воплощения пребывать в свечках, светильниках, скиниях и т.д.? В чем новшество? Почему ни Апостолы, ни Христос ни разу не упомянули о принципиальной важности исполнения божеством церковной утвари?
А прочитав такое: "1) изображаемое на иконах (первообразы) исполнено божества;2) изображения (образы) этих первообразов имеют такое происхождение, что также оказываются носителями божества." совершенно невольно начинаешь думать, что Божество высасывается из зрителей и переходит на икону. При этом во исполнение "принципов блаженства" народ остается бездуховным, ну в смысле "нищими духом"!
Вместилищами божественных энергий» Иоанн Дамаскин именует различные священные предметы: крест, гору Синайскую, Назарет, Голгофу, Елеонскую гору, гроб Господень с губкой, копием, пеленами и хитоном (реликвии Распятия), сад Гефсимании, золото и серебро священных сосудов, мощи святых и иконы (см. Слова в защиту святых икон [далее: Слово с указанием номера; мы будем цитировать перевод А. Бронзова, внося изменения, иногда принципиальные], III, 34; ср.: I, 16, 19):".
И что же? Неужели Бог не мог до воплощения пребывать в свечках, светильниках, скиниях и т.д.? В чем новшество? Почему ни Апостолы, ни Христос ни разу не упомянули о принципиальной важности исполнения божеством церковной утвари?
А прочитав такое: "1) изображаемое на иконах (первообразы) исполнено божества;2) изображения (образы) этих первообразов имеют такое происхождение, что также оказываются носителями божества." совершенно невольно начинаешь думать, что Божество высасывается из зрителей и переходит на икону. При этом во исполнение "принципов блаженства" народ остается бездуховным, ну в смысле "нищими духом"!
Комментарий