Это не "лирическое отступление", а самая суть нашей беседы, не разобравшись в которой, Вы просто не в состоянии продолжать со мной диалог. В конце концов, меня абсолютно не интересует Ваша казуистика по части морали, мне интересны лишь те защитные механизмы, которыми пользуется Ваша психика, чтобы избежать ответственности. Вы игнорируете проблему целостности Вашей психики лишь потому, что она ведет к ответственному выбору. Но Вы потратили столько труда, чтобы научиться игнорировать свою пустоту, что, естественно, Вам не хочется говорить об этом. Куда приятнее продолжать заниматься словесной эквилибристикой.
Употребляйте точные термины, иначе разговор станет невозможным. Мы ни слова не говорили еще о "нравственных принципах", мораль общества - это "не нравственные принципы", это система нравственных ценностей, которые становятся нравственными принципами, лишь в процессе усвоения их индивидом. Христианская мораль, как и любая другая, это не отдельные принципы, это система, взаимодействуя с которой, личность вырабатывает свои нравственные приоритеты. Вы выросли в христианском мире, в христианском обществе ("советского общества" никогда не существовало, поскольку оно не успело сложиться, чтобы выработать свои исключительную систему ценностей). И пока Вы не станете мусульманином или буддистом, Вы будете христианином, даже если по пять раз в день, как намаз, будете исповедовать свое неверие в Бога. Именно поэтому, всякий индиец, который не указывает своей принадлежности к определенной религии, записывается в индуисты. Это вполне логично, потому что, по сути, так оно и есть. Так и всякий русский, даже не верящий в Бога, является православным до тех пор, пока он сознательно не перейдет в иную религию.
Мусульманский диссидент не перестает оставаться мусульманином, пока не сменит свою религию на иную; так и Вы остаетесь христианином, даже борясь, как Вам кажется, с "христианской нравственностью".
Да нет, это просто Вам нужно расширить свои представления о психодинамике, в которой Фрейд - давно пройденный этап. Поинтересуйтесь для начала хотя бы теорией объектных отношений. А то - "Фрейд", "Фрейд", "Фрейд"... Неужели это все, что Вы знаете? Есть еще Мелани Клайн, Карин Хорни, Гарри Салливэн и мн. др. Развивайтесь.
А когда Вы были христианином, Вы тоже вот так взахлеб рассказывали о "неописуемом мире в душе", о "радости спасения" и прочей дребедени в таком же точно ключе и духе? Я побывал в шкуре и христианина, и атеиста - ни то, ни другое меня больше не прельщает, но состояние безбожия - особенно скверное.
Да, безусловно. Я не случайно приводил в начале нашего разговора пример из морали блатных. Эти люди поступают в соответсвии со своей моралью. Как и атеисты совершали вполне нравственные поступки, "грабя награбленное", разрушая церкви, убивая священников, насилуя монахинь. У каждого своя мораль. Единой морали не существует.
Любая мораль вообще - это следствие духовного опыта, проще сказать откровения.
Звезды-то существуют сами по себе, а вот астрономии самой по себе не существует. Точно так же, существуют люди, носители морали, а вот общей для всех морали не существует.
Вы сами себе противоречите. Только недавно Вы утверждали, что единой морали в США нет. А теперь говорите о какой-то гипотетической "светской морали", которой якобы "может следовать и христианин, и атеист". Вам не надоело наступать на одни и те же грабли?
И религия не имеет отношения к медицине. Однако Вы настойчиво говорите о "религиозной морали", противопоставляя ее морали "светской", т. е. атеистической. Поскольку "атеистический" и "безрелигиозный" - это синонимы.
Означает. Коль скоро Ваше понятие "светский" исключает религию. Чтобы понятие "светская мораль" не было тождественно "атеистической морали", Вам нужно включить в понятие "светский" религию.
Ролз и Милл - это не мораль, а ее интерпретация. Мораль же - это то, что существовало до Ролза и Милла и будет существовать спустя эоны после того, как от Ролза и Милла не останется и памяти.
Употребляйте точные термины, иначе разговор станет невозможным. Мы ни слова не говорили еще о "нравственных принципах", мораль общества - это "не нравственные принципы", это система нравственных ценностей, которые становятся нравственными принципами, лишь в процессе усвоения их индивидом. Христианская мораль, как и любая другая, это не отдельные принципы, это система, взаимодействуя с которой, личность вырабатывает свои нравственные приоритеты. Вы выросли в христианском мире, в христианском обществе ("советского общества" никогда не существовало, поскольку оно не успело сложиться, чтобы выработать свои исключительную систему ценностей). И пока Вы не станете мусульманином или буддистом, Вы будете христианином, даже если по пять раз в день, как намаз, будете исповедовать свое неверие в Бога. Именно поэтому, всякий индиец, который не указывает своей принадлежности к определенной религии, записывается в индуисты. Это вполне логично, потому что, по сути, так оно и есть. Так и всякий русский, даже не верящий в Бога, является православным до тех пор, пока он сознательно не перейдет в иную религию.
Мусульманский диссидент не перестает оставаться мусульманином, пока не сменит свою религию на иную; так и Вы остаетесь христианином, даже борясь, как Вам кажется, с "христианской нравственностью".
Да нет, это просто Вам нужно расширить свои представления о психодинамике, в которой Фрейд - давно пройденный этап. Поинтересуйтесь для начала хотя бы теорией объектных отношений. А то - "Фрейд", "Фрейд", "Фрейд"... Неужели это все, что Вы знаете? Есть еще Мелани Клайн, Карин Хорни, Гарри Салливэн и мн. др. Развивайтесь.
А когда Вы были христианином, Вы тоже вот так взахлеб рассказывали о "неописуемом мире в душе", о "радости спасения" и прочей дребедени в таком же точно ключе и духе? Я побывал в шкуре и христианина, и атеиста - ни то, ни другое меня больше не прельщает, но состояние безбожия - особенно скверное.
Да, безусловно. Я не случайно приводил в начале нашего разговора пример из морали блатных. Эти люди поступают в соответсвии со своей моралью. Как и атеисты совершали вполне нравственные поступки, "грабя награбленное", разрушая церкви, убивая священников, насилуя монахинь. У каждого своя мораль. Единой морали не существует.
Любая мораль вообще - это следствие духовного опыта, проще сказать откровения.
Звезды-то существуют сами по себе, а вот астрономии самой по себе не существует. Точно так же, существуют люди, носители морали, а вот общей для всех морали не существует.
Вы сами себе противоречите. Только недавно Вы утверждали, что единой морали в США нет. А теперь говорите о какой-то гипотетической "светской морали", которой якобы "может следовать и христианин, и атеист". Вам не надоело наступать на одни и те же грабли?
И религия не имеет отношения к медицине. Однако Вы настойчиво говорите о "религиозной морали", противопоставляя ее морали "светской", т. е. атеистической. Поскольку "атеистический" и "безрелигиозный" - это синонимы.
Означает. Коль скоро Ваше понятие "светский" исключает религию. Чтобы понятие "светская мораль" не было тождественно "атеистической морали", Вам нужно включить в понятие "светский" религию.
Ролз и Милл - это не мораль, а ее интерпретация. Мораль же - это то, что существовало до Ролза и Милла и будет существовать спустя эоны после того, как от Ролза и Милла не останется и памяти.
Комментарий