Ответы 1 (продолжение)
Э нет, по-моему, Вы не очень хорошо представляете себе взаимоотношения сословий в ту эпоху. Если Вам так трудно поверить в благонамеренность консулов, вот Вам рабочая гипотеза, между прочим, не моя: городская коммуна, будучи соперником феодального сеньора, в течение десятилетий добивалась для себя привилегий. Уже Рожер II достиг с горожанами компромисса, а его сын привилегии безьерцев подтвердил и, в отличие от предков, уже не был с ними на ножах. Этот сеньор устраивал городскую коммуну. Условия крестоносцев подразумевали под собой не только выдачу еретиков, но и установление протектората над городом и смену власти. То, что они собирались упразднить власть законных сеньоров, нет никакого сомнения. Безьерцы опасались, что будет изменён привычный уклад их жизни, институт консулата будет упразднён, и их урежут в правах. Подтолкнуть своих подданных к сопротивлению за ересь виконт не имел возможности, консулы всегда были себе на уме и вполне могли поступить вопреки его воле, если она шла вразрез с их собственной. По поводу ответственности не надо валить с больной головы на здоровую, ответственность за гибель безьерцев лежит кое на ком другом. Горожане защищали не ересь, а свой суверенитет. Тренкавель рассчитывал не только на свои силы, но и на помощь короля Арагона, если Вы не в курсе довольно могущественного сеньора. Вообще-то Тренкавель был его вассалом, и крестоносцы угрожали и интересам Педро в том числе.
Лично Вы можете считать заслуженным то, что человек должен сидеть в застенке и в цепях за сочувствие людям, в то время, как убийца и палач имеет право людей уничтожать и получать за это весомые материальные награды. Но такого закона на тот момент, как ни крути, не существовало. Его, простите, никто даже не судил и обвинений конкретных к нему не выдвигал. И ещё, кавычки опять ненужные.
Закон жанра тут не причём, именно так всё и было. Я никогда не говорил, что все поголовно южане были безупречны. Но Вы почему-то постоянно сбрасываете с паровоза ключевой момент не южане припёрлись хозяйничать на чужих землях, не они положили начало счёту зверств, и не они установили режим террора, на который кроме так ответным террором отвечать не получалось.
Так, пожалуйста, хоть одно доказательство того, что Тренкавель грабил церковные земли. Хотя бы из фантазий Петра Сернейского. Хоть одно свидетельство, что этот сеньор причинил хоть какой-либо ощутимый вред Католической Церкви, к коей сам принадлежал. Не трогаем сейчас ни его родителей, ни Бертрана де Сайссака (с которым, для начала, у Раймонда были непростые отношения), ни тем более соседей, а говорим конкретно о Раймонде-Рожере, которого заключили в тюрьму без всяких на то оснований. Я уже писал, что его отношения с местным клиром были положительными. И о том, что он был хорошим католиком, писали католики. Не будем ссылаться на его возраст, он правил своим доменом с 14 лет, а в 16 уже был рыцарем.
Для начала давайте вспомним, что Бодуэна довольно обширными землями в своё время наделил сам Раймонд. Между прочим, он мог этого не делать, потому что именно крупные сеньоры тех земель (в отличие от сеньоров меньшего масштаба) старались, по возможности, не дробить свои владения. Младший брат виконта Рожера II, Раймонд, вообще был практически лишённым наследства. Простите, но Бодуэн знал, на что идёт. Ему никто не гарантировал безопасность. В битве тоже убивают без всякого суда. Про Раймонда VI я уже писал, что к нему как у историков, так и у современных окситанцев отношение очень двойственное. Но на фоне узурпаторов с Севера он действительно выигрывает.
Не за предательство сомнительных политических игр, а за переход на сторону человека, уже зарекомендовавшего себя как тиран, мучитель, алчный узурпатор и душегуб. Я не понимаю, почему Вы приравниваете толерантность к предательству веры. Повторю, что крестоносцы гарантировали Тренкавелю безопасность. По свидетельству Гильёма из Туделы. Про Раймонда VI я уже писал. Он, пусть сомнительным способом, пытался спасти от крестоносной лавины город Тулузу и остальные свои владения, и, соответственно, людей, а не только свою шкуру. За племянника он ходатайствовал перед крестоносцами вместе с Педро и просил, чтобы его пощадили. Историки полагают, что пребывая в крестоносной армии, он был скорее пассивным наблюдателем никаких особых «подвигов» за ним не числится. Бодуэну же никто не угрожал. Это было сознательное и циничное предательство за материальные подачки, предлагаемые узурпатором.
Я ещё раз повторюсь, что на мой взгляд, отказывать в последнем причастии Бодуэну не следовало. Поведение Раймонда было явно аффективным и не вполне адекватным, но понять его можно, ибо когда родной брат предаёт тебя ради такого товарища, как Монфор, неизвестно с какой радости явившегося устанавливать в твоих землях свои варварские порядки, тут уж несложно выйти из себя. Так, теперь обоснования того, что Тренкавель играл в войну. В десятый раз повторяю, по тогдашним меркам это был далеко не мальчик, люди тогда взрослели быстрее. Объясните также, в чём оказался виноват его наследник, что его превратили в «маргинала феодального общества».
А по поводу слов Фулька можно сказать только одно «чья бы корова мычала»
С уважением,
Раймон
Э нет, по-моему, Вы не очень хорошо представляете себе взаимоотношения сословий в ту эпоху. Если Вам так трудно поверить в благонамеренность консулов, вот Вам рабочая гипотеза, между прочим, не моя: городская коммуна, будучи соперником феодального сеньора, в течение десятилетий добивалась для себя привилегий. Уже Рожер II достиг с горожанами компромисса, а его сын привилегии безьерцев подтвердил и, в отличие от предков, уже не был с ними на ножах. Этот сеньор устраивал городскую коммуну. Условия крестоносцев подразумевали под собой не только выдачу еретиков, но и установление протектората над городом и смену власти. То, что они собирались упразднить власть законных сеньоров, нет никакого сомнения. Безьерцы опасались, что будет изменён привычный уклад их жизни, институт консулата будет упразднён, и их урежут в правах. Подтолкнуть своих подданных к сопротивлению за ересь виконт не имел возможности, консулы всегда были себе на уме и вполне могли поступить вопреки его воле, если она шла вразрез с их собственной. По поводу ответственности не надо валить с больной головы на здоровую, ответственность за гибель безьерцев лежит кое на ком другом. Горожане защищали не ересь, а свой суверенитет. Тренкавель рассчитывал не только на свои силы, но и на помощь короля Арагона, если Вы не в курсе довольно могущественного сеньора. Вообще-то Тренкавель был его вассалом, и крестоносцы угрожали и интересам Педро в том числе.
И с этой точки зрения заключение виконта (не правомерность ареста, а именно заключение) мне представляется совершенно заслуженным поскольку более чем очевидно, что в «защите Тренкавеля» весомое (если не главное) место занимала защита ереси. А за это - тюремное заключение, даже столь жёсткое вполне адекватная мера.
Лично Вы можете считать заслуженным то, что человек должен сидеть в застенке и в цепях за сочувствие людям, в то время, как убийца и палач имеет право людей уничтожать и получать за это весомые материальные награды. Но такого закона на тот момент, как ни крути, не существовало. Его, простите, никто даже не судил и обвинений конкретных к нему не выдвигал. И ещё, кавычки опять ненужные.
Понятно, что крестоносцы (по закону жанра) должны быть извергами, не так обращавшимися с пленниками вопреки всем законам рыцарства. Иное дело южане благородные до кончиков ногтей и крайне педантичные в вопросах чести. Пленённых в Тулузе старых соратников Монфора Пьера де Сисей и Роже де Эссара жестоко пытали, прежде чем казнить (З.О., стр. 155). Но ведь о законах и правилах чести в таких случаях не принято вспоминать?
Закон жанра тут не причём, именно так всё и было. Я никогда не говорил, что все поголовно южане были безупречны. Но Вы почему-то постоянно сбрасываете с паровоза ключевой момент не южане припёрлись хозяйничать на чужих землях, не они положили начало счёту зверств, и не они установили режим террора, на который кроме так ответным террором отвечать не получалось.
Когда дело идёт о защитниках еретиков, сразу вспоминают о законах. А что же было с законами, когда эти защитники расхищали и грабили церковные земли?
Так, пожалуйста, хоть одно доказательство того, что Тренкавель грабил церковные земли. Хотя бы из фантазий Петра Сернейского. Хоть одно свидетельство, что этот сеньор причинил хоть какой-либо ощутимый вред Католической Церкви, к коей сам принадлежал. Не трогаем сейчас ни его родителей, ни Бертрана де Сайссака (с которым, для начала, у Раймонда были непростые отношения), ни тем более соседей, а говорим конкретно о Раймонде-Рожере, которого заключили в тюрьму без всяких на то оснований. Я уже писал, что его отношения с местным клиром были положительными. И о том, что он был хорошим католиком, писали католики. Не будем ссылаться на его возраст, он правил своим доменом с 14 лет, а в 16 уже был рыцарем.
Интересно, а какие законы позволяли вешать брата за измену, и кому в таком случае переходило имущество казнённого «по суду»? Ну и, естественно, лишить казнённого права на последнее причастие это просто торжество какое-то закона и милосердия. И умиляет в такой ситуации именно то, что такой человек методично навязывается всем как незаурядный пример благородства, достоинства, патриотизма и гражданской позиции.
Для начала давайте вспомним, что Бодуэна довольно обширными землями в своё время наделил сам Раймонд. Между прочим, он мог этого не делать, потому что именно крупные сеньоры тех земель (в отличие от сеньоров меньшего масштаба) старались, по возможности, не дробить свои владения. Младший брат виконта Рожера II, Раймонд, вообще был практически лишённым наследства. Простите, но Бодуэн знал, на что идёт. Ему никто не гарантировал безопасность. В битве тоже убивают без всякого суда. Про Раймонда VI я уже писал, что к нему как у историков, так и у современных окситанцев отношение очень двойственное. Но на фоне узурпаторов с Севера он действительно выигрывает.
Вздёрнуть на осине за предательство своих сомнительных политических игр брата и пытать своих пленников перед казнью это благородный патриотизм, а посадить в оковы за помощь и покровительство еретикам (то же предательство веры) это, естественно, подлейший поступок тут и о законах, и о правах человека вспомнить можно. Причём особый и неповторимый шик этой ситуации придаёт то, что cам Раймон VI был не чужд крестоносных подвигов против своего родственника Тренкавеля. Но ведь благородные люди к себе ведь не будут относиться с такими же мерками, как к брату своему?
Не за предательство сомнительных политических игр, а за переход на сторону человека, уже зарекомендовавшего себя как тиран, мучитель, алчный узурпатор и душегуб. Я не понимаю, почему Вы приравниваете толерантность к предательству веры. Повторю, что крестоносцы гарантировали Тренкавелю безопасность. По свидетельству Гильёма из Туделы. Про Раймонда VI я уже писал. Он, пусть сомнительным способом, пытался спасти от крестоносной лавины город Тулузу и остальные свои владения, и, соответственно, людей, а не только свою шкуру. За племянника он ходатайствовал перед крестоносцами вместе с Педро и просил, чтобы его пощадили. Историки полагают, что пребывая в крестоносной армии, он был скорее пассивным наблюдателем никаких особых «подвигов» за ним не числится. Бодуэну же никто не угрожал. Это было сознательное и циничное предательство за материальные подачки, предлагаемые узурпатором.
Что верующему человеку важнее в преддверии смерти? Когда вместе с жизнью забирают и самую необходимую возможность и надежду это не лишение наследников имущества и не неудобство от оков и темноты. Это посягательство на самое ценное в жизни. Сознательное, мстительное и садистское. Конечно, плохие дяди не предоставили поигравшему в войну и проявившему геройство мальчику санаторных условий, но как не обсуждай эти события подлинное злодейство совершил со своим братом-пленником именно Раймон. По справедливому выражению Фулька «тиран», предлагаемый нам в качестве образца чести и благородства.
А по поводу слов Фулька можно сказать только одно «чья бы корова мычала»
С уважением,
Раймон
Комментарий