Путаю туризм с эмиграцией, говорите? Во вполне официальных версиях христианства есть таинства, которые может совершить мирянин, а есть таинства, которые он не может совершить даже in extremis. Отслужить литургию, например Или рукоположить в священники. Слышали, наверно, про одну из ветвей старообрядчества «беспоповцы»? Это как раз последствия последовательного (до некоторого времени) соблюдения принципа совершения таинств.
Что касается Белибаста Про «Consolamentum, соответствовавший сразу нескольким таинствам: крещению, причастию, конфирмации, рукоположению в духовный сан и соборованию» (З.О, стр. 45), вряд ли возможно сказать, что «его мог совершить мирянин», поскольку «можно сказать с полной определённостью, что катарская Церковь как таковая состояла целиком из одних священников, поскольку каждый из совершенных мог отправлять любой обряд» (З.О, стр. 47). «Святой Дух, присутствовавший в них с момента таинства, не может жить в простых смертных» (З.О, стр. 48). Соответственно любой грех, совершённый после таинства, должен прогнать этот «Дух»: «даже лёгкое прегрешение расценивается как святотатство, и он рискует утерять Святой Дух, которого был удостоен» (З.О, стр. 45).
Логично? По-своему, да Как вы говорите:
Жуть с ружьём: Если я возьму на себя смелость учить других и призывать их жить в соответствии с моими понятиями о жизни, проповедуя на всех углах, то - да, я приложу все усилия, чтобы слова не расходились с делом и, конечно, буду готова к тому, что слушатели захотят оценить это соответствие. А как иначе?
Допустим, слушатели нашлись и захотели оценить соответствие.
Умирает маленькая (нет и года) девочка Жакотта. Прад Тавернье совершает над ней сonsolamentum. Отец Раймон Пьер светится от счастья он сделал для своей малышки всё что мог (и дальше больше, поскольку не все совершенные совершали таинство над неразумными детьми) «Если Жакотта умрёт, - просветлённо говорит он супруге, - то станет ангелом божьим. Ни я, ни ты, жена, не сможем дать нашей дочке столько, сколько дал этот еретик своей еретикацией» (Ладюри, стр. 254-255). Жакотта, правда, теперь обречена довольствоваться рыбой и овощами «фактически была обречена на скорую кончину с диагнозом «голодная смерть», но что это значит по сравнению с вечным блаженством?
Однако мать, в краткое отсутствие мужа ухитряется «дать» ей кое-что ещё покормить грудью. Отчаяние отца непередаваемо. «Мой муж плакал. Бранил меня. Грозил мне. После того, что случилось, он разлюбил малышку, разлюбил и меня» (Ладюри, стр. 255). Случилось непоправимое. То, что никаким образом нельзя исправить. Раймон Пьер уверен, что всё перечёркнуто этим «грехом», а сonsolamentum больше не повторишь второй раз. Это ему проповедовали и этому его учили местные совершенные.
А вот «застигнутый врасплох» Белибаст кричит потревожившей его Бланш: - Ублюдочное отродье, вы только что помешали делу Святой Церкви! (III, 198) (Ладюри, стр. 119). Почему бы не предоставить себе вторую попытку повторным сonsolamentum? Ведь «известны случаи, когда совершенные принимали сonsolamentum несколько раз в своей жизни, и происходило это либо из-за провинности, либо по причине ослабления веры» (З.О, стр. 45).
А чё такого? Подумаешь, «даже лёгкое прегрешение расценивается как святотатство»... Такая строгость, чтобы Церковь легче критиковать было, а себе можно и «несколько раз» позволить без «риска утерять Святого Духа».
Жуть с ружьём: Собственно, его финальные метания и были связаны с тем, что, раскаявшись и отказавшись окончательно от всего мирского, он искал какого-нибудь уцелевшего катарского священника, чтобы тот его исповедовал и дал ему консоламент.
Понятно, что с этим и были связаны. Но, посмотрите, как целенаправленно он до этого разрушает тонкий и действующий механизм католической исповеди!
«Таким образом, исповедь среднего монтайонца, если он не является стопроцентным еретиком, совершенно не обязательно является простой формальностью, с механическим отпущением: всё забыто, начинаем заново. Нет, как иронически указывает Белибаст, нужно рассказывать священнику о секретах, над которыми он, может быть, будет смеяться впоследствии, мучительная мысль вызывает некоторые колебания и, возможно, многих толкает в секту «добрых людей». Они, по крайней мере, в конце концов, спасают душу, не требуя предварительного раскрытия греха. Разумеется, с таким исповедником, как Пьер Клерг, катаром по убеждениям и циником по характеру, многое становится проще. Но случается также исповедоваться другим священникам, или того хлеще нищенствующим монахам, требования которых могут быть куда жёстче, чем те, что выдвигает, не особенно на них настаивая, славный кюре из Монтайю. Будучи, как и любой другой, озабочен спасением души, самый простой пастух понимает, что исповедь имеет смысл лишь в том случае, если сопровождается искренними движениями души: они приводят, например, к обуздыванию ненависти (греховной) к ближнему. Священники и нищенствующие монахи берутся напоминать бродячим пастухам эти очевидные истины. Именно в этом духе во время перегонов призывается к порядку Гийом Мор в связи с его местью Клергам. Священники, что меня исповедовали, - рассказывает он, - не давали мне подойти к причастию, потому как я носил в душе ненависть к кюре Монтайю. [] Приведённая цитата, однако показывает, что он не лишён искренности, которая заставляет его, при поддержке исповедников, идти дальше механического получения отпущения» [] Таким образом, исповедь остаётся твёрдым ядром религиозной практики, которая, несмотря на нанесённые альбигойской пропагандой удары, дорогá населению, жаждущего спасения после смерти (Ладюри, стр. 402-403).
И всё это на основании греховности Церкви и недейственности таинства исповеди! Сам же, по свершению грехов, жаждет повторной исповеди и внутренне разрешает её себе. Это для Церкви согрешил и свободен от благодати, а для своих «несколько раз». Может быть, есть некий Промысел в том, что человек, отвергавший многократную исповедь Церкви, не получил этого второго раза?
Что касается Белибаста Про «Consolamentum, соответствовавший сразу нескольким таинствам: крещению, причастию, конфирмации, рукоположению в духовный сан и соборованию» (З.О, стр. 45), вряд ли возможно сказать, что «его мог совершить мирянин», поскольку «можно сказать с полной определённостью, что катарская Церковь как таковая состояла целиком из одних священников, поскольку каждый из совершенных мог отправлять любой обряд» (З.О, стр. 47). «Святой Дух, присутствовавший в них с момента таинства, не может жить в простых смертных» (З.О, стр. 48). Соответственно любой грех, совершённый после таинства, должен прогнать этот «Дух»: «даже лёгкое прегрешение расценивается как святотатство, и он рискует утерять Святой Дух, которого был удостоен» (З.О, стр. 45).
Логично? По-своему, да Как вы говорите:
Жуть с ружьём: Если я возьму на себя смелость учить других и призывать их жить в соответствии с моими понятиями о жизни, проповедуя на всех углах, то - да, я приложу все усилия, чтобы слова не расходились с делом и, конечно, буду готова к тому, что слушатели захотят оценить это соответствие. А как иначе?
Допустим, слушатели нашлись и захотели оценить соответствие.
Умирает маленькая (нет и года) девочка Жакотта. Прад Тавернье совершает над ней сonsolamentum. Отец Раймон Пьер светится от счастья он сделал для своей малышки всё что мог (и дальше больше, поскольку не все совершенные совершали таинство над неразумными детьми) «Если Жакотта умрёт, - просветлённо говорит он супруге, - то станет ангелом божьим. Ни я, ни ты, жена, не сможем дать нашей дочке столько, сколько дал этот еретик своей еретикацией» (Ладюри, стр. 254-255). Жакотта, правда, теперь обречена довольствоваться рыбой и овощами «фактически была обречена на скорую кончину с диагнозом «голодная смерть», но что это значит по сравнению с вечным блаженством?
Однако мать, в краткое отсутствие мужа ухитряется «дать» ей кое-что ещё покормить грудью. Отчаяние отца непередаваемо. «Мой муж плакал. Бранил меня. Грозил мне. После того, что случилось, он разлюбил малышку, разлюбил и меня» (Ладюри, стр. 255). Случилось непоправимое. То, что никаким образом нельзя исправить. Раймон Пьер уверен, что всё перечёркнуто этим «грехом», а сonsolamentum больше не повторишь второй раз. Это ему проповедовали и этому его учили местные совершенные.
А вот «застигнутый врасплох» Белибаст кричит потревожившей его Бланш: - Ублюдочное отродье, вы только что помешали делу Святой Церкви! (III, 198) (Ладюри, стр. 119). Почему бы не предоставить себе вторую попытку повторным сonsolamentum? Ведь «известны случаи, когда совершенные принимали сonsolamentum несколько раз в своей жизни, и происходило это либо из-за провинности, либо по причине ослабления веры» (З.О, стр. 45).
А чё такого? Подумаешь, «даже лёгкое прегрешение расценивается как святотатство»... Такая строгость, чтобы Церковь легче критиковать было, а себе можно и «несколько раз» позволить без «риска утерять Святого Духа».
Жуть с ружьём: Собственно, его финальные метания и были связаны с тем, что, раскаявшись и отказавшись окончательно от всего мирского, он искал какого-нибудь уцелевшего катарского священника, чтобы тот его исповедовал и дал ему консоламент.
Понятно, что с этим и были связаны. Но, посмотрите, как целенаправленно он до этого разрушает тонкий и действующий механизм католической исповеди!
«Таким образом, исповедь среднего монтайонца, если он не является стопроцентным еретиком, совершенно не обязательно является простой формальностью, с механическим отпущением: всё забыто, начинаем заново. Нет, как иронически указывает Белибаст, нужно рассказывать священнику о секретах, над которыми он, может быть, будет смеяться впоследствии, мучительная мысль вызывает некоторые колебания и, возможно, многих толкает в секту «добрых людей». Они, по крайней мере, в конце концов, спасают душу, не требуя предварительного раскрытия греха. Разумеется, с таким исповедником, как Пьер Клерг, катаром по убеждениям и циником по характеру, многое становится проще. Но случается также исповедоваться другим священникам, или того хлеще нищенствующим монахам, требования которых могут быть куда жёстче, чем те, что выдвигает, не особенно на них настаивая, славный кюре из Монтайю. Будучи, как и любой другой, озабочен спасением души, самый простой пастух понимает, что исповедь имеет смысл лишь в том случае, если сопровождается искренними движениями души: они приводят, например, к обуздыванию ненависти (греховной) к ближнему. Священники и нищенствующие монахи берутся напоминать бродячим пастухам эти очевидные истины. Именно в этом духе во время перегонов призывается к порядку Гийом Мор в связи с его местью Клергам. Священники, что меня исповедовали, - рассказывает он, - не давали мне подойти к причастию, потому как я носил в душе ненависть к кюре Монтайю. [] Приведённая цитата, однако показывает, что он не лишён искренности, которая заставляет его, при поддержке исповедников, идти дальше механического получения отпущения» [] Таким образом, исповедь остаётся твёрдым ядром религиозной практики, которая, несмотря на нанесённые альбигойской пропагандой удары, дорогá населению, жаждущего спасения после смерти (Ладюри, стр. 402-403).
И всё это на основании греховности Церкви и недейственности таинства исповеди! Сам же, по свершению грехов, жаждет повторной исповеди и внутренне разрешает её себе. Это для Церкви согрешил и свободен от благодати, а для своих «несколько раз». Может быть, есть некий Промысел в том, что человек, отвергавший многократную исповедь Церкви, не получил этого второго раза?
Комментарий