О мотивированном садизме
Кредентес: Мало того, я так понимаю, что своим постингом Вы заявляете примерно следующее: если бы крестоносцы действовали из немотивированного садизма, тогда было бы плохо, а если у них были причины - тогда хорошо. Заметим это.
Если бы «крестоносцы действовали из немотивированного садизма» это было бы мерзко, но они поступили так для того, чтобы наглядно объяснить «товарищам с юга», что не стоит больше таким образом пытаться выяснять отношения, даже если очень хочется. «Товарищи», кстати, вняли, поскольку мерзавцы, которых обычно тянет на подобные геройства, отлично понимают язык силы.
Тема же немотивировнного садизма, тут появилась совсем не зря это образ, намертво приклеенный к крестоносцами, усилиями «исторической» пропаганды, длящейся не один век. Даже Кредентес (Кредентес!) считает, что «крестоносцы убивали женщин и детей, вырезали глаза жителям Брама», «при чем это утверждает не один хронист, а множество источников».
Что касается Брама, - с удовольствием ознакомился бы с одним хронистом или «источником». Что касается убийств женщин и детей (деяние отвратительное и греховное), происходило ли такое где-либо, кроме Безье и Лавора?
Лавор случай особый. Замок Гиральды де Лавор, дочери знаменитой совершенной Бланки де Лорак, защищал её брат Эмири де Монреаль. Лавор был одним из центров ереси, здесь устраивали катарские соборы и проводили диспуты с католиками. По поводу Лавора очень часто говорят о том, что Монфор «вопреки всем правилам повесил сдавшихся 80 рыцарей».
Рассказывая о Лаворе, «забывают» упомянуть о событиях, предшествовавших избиению. Граф Фуа со своими людьми выследил и напал из засады на пятитысячный отряд немцев-крестоносцев, шедших на помощь Монфору, и большую часть его перерезал. Сошлюсь далее на весьма одиозного автора (Отто Ран), поэтому достоверность эпизода под вопросом, но всё же: «Две трети пали убитыми и ранеными, остальных войска графа де Фуа преследовали через весь лес. Одному пилигриму удалось добраться до капеллы, но инфант Фуа преследовал его по пятам.
Ты кто? спрашивает граф.
Пилигрим и священник.
Докажи это!
Немец сдёргивает с головы капюшон и указывает на тонзуру. Юный инфант Фуа раскраивает ему череп». (стр.169)
А чего такого? «Комбатант»
Осокин (который осуждает резню в Лаворе) пишет «особая причина подстёгивала ярость крестоносцев при побоищах и разграблении Лавора; в ней виноваты сами альбигойцы». Конечно, если сам нарушаешь правила, сложно требовать их исполнения у противника.
Был и ещё один момент. Защитники прицельно стреляли в одно из больших распятий, установленных Монфором на осадной машине. «Ничего не возбуждало такой ненависти в альбигойцах, как вид креста. Машины лаворцев стали успешно бить по сооружениям неприятеля; кресты были сбиты, на самом большом Распятии у Христа была отбита рука. Граждане и воины со своих стен громко поносили предметы, так им ненавистные. «Они кричали и смеялись так, - говорит католический историк, - словно одержали сокрушительную победу». Город был взят в праздник Святого Креста.
Защитники, во главе с Эмери де Монреалем, доблестно сдались, рассчитывая, видимо, сохранить себе жизнь. Родственник убитой владелицы замка, которую солдаты выволокли во двор, бросили в колодец и забили камнями (кстати, если кто-то говорил об надругательстве над нею факты в студию, я не сталкивался с такими утверждениями), уже «дважды присягал Монфору» (З.О., стр. 136). Рассчитывал, наверно, присягнуть и в третий. А его почему-то повесели. Никто не догадывается, почему?
В Лаворе было сожжено 400 еретиков. Количество совершенных среди них указать не могу. Они находились в замке на положении получивших приют гостей, на владелицу никакого влияния не имели, благословение на оборону не давали; поэтому не причастны к убийствам, совершённым при защите Лавора их последователями. Да и к тому же, защитники были католиками. А замок обороняли только для безопасности жителей и его владелицы, а не ради этих совершенных.
В осаде Лавора, кстати, участвовал отряд «белого братства» из Тулузы, исключительно «в связи с разжигаемыми Фулько страстями». Иных причин в чудной атмосфере толерантности Лангедока рисковать своими жизнями у людей не было.
События в Безье и Лаворе странным образом объединяет обвинения в кощунстве, совершённым и поддерживаемом жителями и защитниками. В Безье это надругательство над евангелием. Которое трудно отрицать, несмотря на то, что «сбрасывание Евангелия и осквернение его другими источниками не подтверждается».
И если в Безье можно спорить, было ли уничтожение города спонтанной реакцией или обдуманным планом, то с Лавором картина более отчётлива своими действиями защитники выводят себя из зоны действия неписанного кодекса чести, своеобразного нравственного права. Переступаешь запретную грань? Не думай, что к тебе будут применять законы ты сам их нарушил.
Кредентес: Мало того, я так понимаю, что своим постингом Вы заявляете примерно следующее: если бы крестоносцы действовали из немотивированного садизма, тогда было бы плохо, а если у них были причины - тогда хорошо. Заметим это.
Если бы «крестоносцы действовали из немотивированного садизма» это было бы мерзко, но они поступили так для того, чтобы наглядно объяснить «товарищам с юга», что не стоит больше таким образом пытаться выяснять отношения, даже если очень хочется. «Товарищи», кстати, вняли, поскольку мерзавцы, которых обычно тянет на подобные геройства, отлично понимают язык силы.
Тема же немотивировнного садизма, тут появилась совсем не зря это образ, намертво приклеенный к крестоносцами, усилиями «исторической» пропаганды, длящейся не один век. Даже Кредентес (Кредентес!) считает, что «крестоносцы убивали женщин и детей, вырезали глаза жителям Брама», «при чем это утверждает не один хронист, а множество источников».
Что касается Брама, - с удовольствием ознакомился бы с одним хронистом или «источником». Что касается убийств женщин и детей (деяние отвратительное и греховное), происходило ли такое где-либо, кроме Безье и Лавора?
Лавор случай особый. Замок Гиральды де Лавор, дочери знаменитой совершенной Бланки де Лорак, защищал её брат Эмири де Монреаль. Лавор был одним из центров ереси, здесь устраивали катарские соборы и проводили диспуты с католиками. По поводу Лавора очень часто говорят о том, что Монфор «вопреки всем правилам повесил сдавшихся 80 рыцарей».
Рассказывая о Лаворе, «забывают» упомянуть о событиях, предшествовавших избиению. Граф Фуа со своими людьми выследил и напал из засады на пятитысячный отряд немцев-крестоносцев, шедших на помощь Монфору, и большую часть его перерезал. Сошлюсь далее на весьма одиозного автора (Отто Ран), поэтому достоверность эпизода под вопросом, но всё же: «Две трети пали убитыми и ранеными, остальных войска графа де Фуа преследовали через весь лес. Одному пилигриму удалось добраться до капеллы, но инфант Фуа преследовал его по пятам.
Ты кто? спрашивает граф.
Пилигрим и священник.
Докажи это!
Немец сдёргивает с головы капюшон и указывает на тонзуру. Юный инфант Фуа раскраивает ему череп». (стр.169)
А чего такого? «Комбатант»
Осокин (который осуждает резню в Лаворе) пишет «особая причина подстёгивала ярость крестоносцев при побоищах и разграблении Лавора; в ней виноваты сами альбигойцы». Конечно, если сам нарушаешь правила, сложно требовать их исполнения у противника.
Был и ещё один момент. Защитники прицельно стреляли в одно из больших распятий, установленных Монфором на осадной машине. «Ничего не возбуждало такой ненависти в альбигойцах, как вид креста. Машины лаворцев стали успешно бить по сооружениям неприятеля; кресты были сбиты, на самом большом Распятии у Христа была отбита рука. Граждане и воины со своих стен громко поносили предметы, так им ненавистные. «Они кричали и смеялись так, - говорит католический историк, - словно одержали сокрушительную победу». Город был взят в праздник Святого Креста.
Защитники, во главе с Эмери де Монреалем, доблестно сдались, рассчитывая, видимо, сохранить себе жизнь. Родственник убитой владелицы замка, которую солдаты выволокли во двор, бросили в колодец и забили камнями (кстати, если кто-то говорил об надругательстве над нею факты в студию, я не сталкивался с такими утверждениями), уже «дважды присягал Монфору» (З.О., стр. 136). Рассчитывал, наверно, присягнуть и в третий. А его почему-то повесели. Никто не догадывается, почему?
В Лаворе было сожжено 400 еретиков. Количество совершенных среди них указать не могу. Они находились в замке на положении получивших приют гостей, на владелицу никакого влияния не имели, благословение на оборону не давали; поэтому не причастны к убийствам, совершённым при защите Лавора их последователями. Да и к тому же, защитники были католиками. А замок обороняли только для безопасности жителей и его владелицы, а не ради этих совершенных.
В осаде Лавора, кстати, участвовал отряд «белого братства» из Тулузы, исключительно «в связи с разжигаемыми Фулько страстями». Иных причин в чудной атмосфере толерантности Лангедока рисковать своими жизнями у людей не было.
События в Безье и Лаворе странным образом объединяет обвинения в кощунстве, совершённым и поддерживаемом жителями и защитниками. В Безье это надругательство над евангелием. Которое трудно отрицать, несмотря на то, что «сбрасывание Евангелия и осквернение его другими источниками не подтверждается».
И если в Безье можно спорить, было ли уничтожение города спонтанной реакцией или обдуманным планом, то с Лавором картина более отчётлива своими действиями защитники выводят себя из зоны действия неписанного кодекса чести, своеобразного нравственного права. Переступаешь запретную грань? Не думай, что к тебе будут применять законы ты сам их нарушил.
Комментарий