Ответ Специалисту
«В безьерской хартии 1194 г. отсутствует статья об обязательном преследовании еретиков в городе, что стимулирует приток сюда антикатолически настроенного населения южно-французских городов».
Это всего лишь подтверждение того, что в Окситании того времени царила атмосфера веротерпимости. Заметим, что католиков при этом никто не преследовал: еретики мирно жили с ними бок о бок.
«Следует отметить, что в 1204 г. тот же виконт Ружер II публично подтверждает завоевания горожан 11851194 гг., уточнив при этом, что горожане фактически пользуются ими уже более 10 лет».
А здесь "еретики" вообще не причём. Привилегиями-то пользовались горожане вне зависимости от вероисповедания. И ещё, тут ошибка автора статьи: это был уже не Рожер II (ум. 30.III.1194), а его сын. Впрочем, это чисто для сведения.
«После решения церковных соборов о предании анафеме, запрещении общаться с еретиками, разрешении убивать еретика, особенно впечатляет тот факт, что по хартии 1194 г. альбигойцы чувствуют себя в Безье в безопасности. Увеличение количества еретиков-альбигойцев в Безье отмечают: в 1208 г. безьерский епископ Жоффруа, то же подтверждает епископ Реженельд «весь город заполнен еретиками», а в 1209 г. каноники бурга Сен-Назэр. При этом последние замечают, что «консулы Безье сами разжигают ересь альбигойства».
Что касается растущего влияния веры Добрых Христиан - это вообще-то не одного города Безьера касается. К тому же это данные, приведенные противниками катарского вероучения. К тому же, как Вы можете объяснить, что само католическое воинство, составив списки еретиков, насчитало в Безьере только 220 человек из 20 тысяч горожан? Это при том, что в их интересах было обнаружить как можно больше.
То есть, моё предположение о «правящей антикатолической верхушке» не так уж и «не выдерживает критики». Имеет право на существование и предположение о том, что события в Безье это не только «борьба горожан за свои привилегии», но и отстаивание привилегий еретических. Говоря попросту, захват полномочий и подтягивание «своих».
Правящая верхушка в Безьере состояла совершенно точно не только из катаров, но и из католиков. Консулов не по религиозному критерию выбирали. Что касается коммунального восстания 1167-70 годов, то это, повторяю, не связано с религиозной борьбой. По крайней мере, подтверждений этому нет.
«В 1206 г. св. Доминик специально посещает Безье для того, чтобы заставить безьерцев отказаться от «катарских заблуждений». В ответ на обличающую проповедь Доминика на кладбище бурга Сен-Назэр горожане заявили, что если он немедленно не покинет город, то они сбросят его с городской стены
Понимаете, вольнолюбивые жители южных городов никогда не воспринимали положительно тех, кто их пытался что-то "заставить". Причём неважно, о каких вопросах шла речь - социально-экономических или религиозных. Жили же спокойно в Безьере местные католики, и никто их не пытался изгнать или сбросить откуда-нибудь.
[Обратите внимание на испепеляющую терпимость жителей, проявленную в окситанский «золотой век»!].Тогда, как пишет хронист XIII в., «святой ушел из Безье и на мосту, обратив лицо к городу, посылает ему проклятие и налагает интердикт». Очевидно, на безьерцев акт отлучения не произвел особого впечатления, напротив, это должно было привести к сплочению церковно-оппозиционной и антифеодально настроенной массы горожан. В Безье в начале XIII в. церковные десятины не выплачиваются, службы не проводятся, церкви заброшены. Поэтому у хрониста Пьера де Во-де Серне были веские основания заявить: «весь город Безье заражен ересью, пропитан ее ядом"
Ну Петр Сернейский вообще известный фантазёр. Причём Вы сами признали, что он отличался известной предвзятостью. На мой взгляд, это пропаганда, распространяемая теми, кому надо было обосновать неправомерный захват чужих земель.
Проклятие Доминика, безусловно, заставляет по-новому взглянуть на произошедшее в Безье. Мистических совпадений в Безье, может быть, и не было, а мистическая подоплёка у событий, очевидно, имеется. Кстати, об осквернении Евангелия. Отрицая саму возможность подобного, Вы не учли ещё одну версию. Это могли сделать люди, «наученные» ещё одним «игроком» событий «евреи, многочисленные и сильные, как и во вех торговых городах, тоже не были исключены из общественной жизни в силу религиозных предрассудков. Их врачи и учителя пользовались большим почтением, у них были свои школы, где занятия велись бесплатно, иногда в форме публичных лекций, и многие горожане не считали для себя зазорными их посещать. []
Объясните, чего плохого в участии евреев в общественной жизни и чего зазорного в посещении горожанами еврейских школ. Я не думаю, что они учились там осквернять Евангелие. Их интересы были гораздо более практическими.
Иудаистские и мусульманские апокрифы имели хождение среди духовенства и населения. Более того: евреи входили в состав консулатов и магистратов некоторых городов» (Ольденбург, стр.27). Вот уж к их взглядам, я не сомневаюсь, ересь проявляла истинную терпимость и сочувствие. Кстати, а что соответствует истине в утверждении Мадоля: «по некоторым вопросам, особенно в отрицании божественности Христа, катары были согласны с евреями, и даже вполне возможно, что они признавали кое-какие кабалистические воззрения» (стр.84)?
Я с таким не сталкивался. Вернее, никогда не встречал серьёзных научных доказательств признания катарами кое-каких каббалистических воззрений.
Может, кому-то из горожан и запали в душу эти «бесплатные занятия». При таком трепетном отношении безьерских «католиков» к городским святыням, не исключён и такой вариант, к тому же, «сбрасывание со стен» вполне могло стать новой местной традицией
Ну да, конечно. Горожане Безьера просто мучились бездельем. Наплевать им было на ремёсла, торговлю, финансовые дела и т.п. Вот из-за избытка свободного времени и учились святыни осквернять. Смешно же...
В итоге складывается знаковая картина горожане наряду с отстаиванием экономических и социальных привилегий превращают город в один из оплотов ереси, власть в котором принадлежит антиктолической верхушке. В городе развёрнут настоящий террор (или диктат) по отношению к тем, кто неугоден (епископ Гильом Роксельский, 1205, обороняющиеся каноники церкви Святого Петра) или высказывает неугодное (Доминик; «В Безье дискуссии и проповеди шли две недели с нулевым результатом большинство местных жителей выказывало такую враждебность, что епископ Осмы и легат Рауль посоветовали Петру де Кастельно на время покинуть город и исчезнуть, если он хочет избежать гибели» (Люшер, стр.102)). Полная толерантность Католические святыни в запустении, власть в руках еретиков (Люшер пишет, что легаты добиваются отлучения консулов Безье, «если те не отрекутся от секты», стр. 95) и евреев (вспомним графского наместника).
Консулы не все были катарами. Дело ещё и в том, что катарами могли быть их друзья и члены их семей, поэтому они отказывались их преследовать и выдавать. Вопрос с Гильомом Роксельским мы с Вами так и не прояснили до конца, в чём там суть. Будем работать в этом направлении.
Заявления о запустении католических святынь и тем более "терроре" - явное притягивание фактов за уши. Ну конечно, крестовое воинство немало поспособствовало возрождению КАТОЛИЧЕСКИХ храмов Безьера, превратя их в развалины и братские могилы как катаров, так и католиков.
Но при этом отстаивается точка зрения, что почти все в Безье католики, в городе тишь, гладь и «золотой век», а если «кое-где у нас порой», то исключительно по социально-экономическим мотивам к «вопросам веры» это никакого отношения не имеет, ни-ни.
Не почти все, но большинство. "Золотой век" - слишком громко, но эпоха относительной социальной стабильности и экономического расцвета - это точно.
Впрочем, в этой социальной идиллии и для «убеждённых католиков» нашлось место «убежденные католики остались родину защищать», пока других спасал юный герой.
Что ж доброй памяти Раймонд-Рожер, дурак такой, спасал тех, кто по-Вашему мнению, был на стороне "антикатолической и антифеодальной верхушки"? Кстати, отметим, что он увёл не всех еретиков, а только Добрых Христиан, которых было меньшинство. Остальные остались родину защищать. Вместе с католиками.
С уважением,
Раймон
«В безьерской хартии 1194 г. отсутствует статья об обязательном преследовании еретиков в городе, что стимулирует приток сюда антикатолически настроенного населения южно-французских городов».
Это всего лишь подтверждение того, что в Окситании того времени царила атмосфера веротерпимости. Заметим, что католиков при этом никто не преследовал: еретики мирно жили с ними бок о бок.
«Следует отметить, что в 1204 г. тот же виконт Ружер II публично подтверждает завоевания горожан 11851194 гг., уточнив при этом, что горожане фактически пользуются ими уже более 10 лет».
А здесь "еретики" вообще не причём. Привилегиями-то пользовались горожане вне зависимости от вероисповедания. И ещё, тут ошибка автора статьи: это был уже не Рожер II (ум. 30.III.1194), а его сын. Впрочем, это чисто для сведения.
«После решения церковных соборов о предании анафеме, запрещении общаться с еретиками, разрешении убивать еретика, особенно впечатляет тот факт, что по хартии 1194 г. альбигойцы чувствуют себя в Безье в безопасности. Увеличение количества еретиков-альбигойцев в Безье отмечают: в 1208 г. безьерский епископ Жоффруа, то же подтверждает епископ Реженельд «весь город заполнен еретиками», а в 1209 г. каноники бурга Сен-Назэр. При этом последние замечают, что «консулы Безье сами разжигают ересь альбигойства».
Что касается растущего влияния веры Добрых Христиан - это вообще-то не одного города Безьера касается. К тому же это данные, приведенные противниками катарского вероучения. К тому же, как Вы можете объяснить, что само католическое воинство, составив списки еретиков, насчитало в Безьере только 220 человек из 20 тысяч горожан? Это при том, что в их интересах было обнаружить как можно больше.
То есть, моё предположение о «правящей антикатолической верхушке» не так уж и «не выдерживает критики». Имеет право на существование и предположение о том, что события в Безье это не только «борьба горожан за свои привилегии», но и отстаивание привилегий еретических. Говоря попросту, захват полномочий и подтягивание «своих».
Правящая верхушка в Безьере состояла совершенно точно не только из катаров, но и из католиков. Консулов не по религиозному критерию выбирали. Что касается коммунального восстания 1167-70 годов, то это, повторяю, не связано с религиозной борьбой. По крайней мере, подтверждений этому нет.
«В 1206 г. св. Доминик специально посещает Безье для того, чтобы заставить безьерцев отказаться от «катарских заблуждений». В ответ на обличающую проповедь Доминика на кладбище бурга Сен-Назэр горожане заявили, что если он немедленно не покинет город, то они сбросят его с городской стены
Понимаете, вольнолюбивые жители южных городов никогда не воспринимали положительно тех, кто их пытался что-то "заставить". Причём неважно, о каких вопросах шла речь - социально-экономических или религиозных. Жили же спокойно в Безьере местные католики, и никто их не пытался изгнать или сбросить откуда-нибудь.
[Обратите внимание на испепеляющую терпимость жителей, проявленную в окситанский «золотой век»!].Тогда, как пишет хронист XIII в., «святой ушел из Безье и на мосту, обратив лицо к городу, посылает ему проклятие и налагает интердикт». Очевидно, на безьерцев акт отлучения не произвел особого впечатления, напротив, это должно было привести к сплочению церковно-оппозиционной и антифеодально настроенной массы горожан. В Безье в начале XIII в. церковные десятины не выплачиваются, службы не проводятся, церкви заброшены. Поэтому у хрониста Пьера де Во-де Серне были веские основания заявить: «весь город Безье заражен ересью, пропитан ее ядом"
Ну Петр Сернейский вообще известный фантазёр. Причём Вы сами признали, что он отличался известной предвзятостью. На мой взгляд, это пропаганда, распространяемая теми, кому надо было обосновать неправомерный захват чужих земель.
Проклятие Доминика, безусловно, заставляет по-новому взглянуть на произошедшее в Безье. Мистических совпадений в Безье, может быть, и не было, а мистическая подоплёка у событий, очевидно, имеется. Кстати, об осквернении Евангелия. Отрицая саму возможность подобного, Вы не учли ещё одну версию. Это могли сделать люди, «наученные» ещё одним «игроком» событий «евреи, многочисленные и сильные, как и во вех торговых городах, тоже не были исключены из общественной жизни в силу религиозных предрассудков. Их врачи и учителя пользовались большим почтением, у них были свои школы, где занятия велись бесплатно, иногда в форме публичных лекций, и многие горожане не считали для себя зазорными их посещать. []
Объясните, чего плохого в участии евреев в общественной жизни и чего зазорного в посещении горожанами еврейских школ. Я не думаю, что они учились там осквернять Евангелие. Их интересы были гораздо более практическими.
Иудаистские и мусульманские апокрифы имели хождение среди духовенства и населения. Более того: евреи входили в состав консулатов и магистратов некоторых городов» (Ольденбург, стр.27). Вот уж к их взглядам, я не сомневаюсь, ересь проявляла истинную терпимость и сочувствие. Кстати, а что соответствует истине в утверждении Мадоля: «по некоторым вопросам, особенно в отрицании божественности Христа, катары были согласны с евреями, и даже вполне возможно, что они признавали кое-какие кабалистические воззрения» (стр.84)?
Я с таким не сталкивался. Вернее, никогда не встречал серьёзных научных доказательств признания катарами кое-каких каббалистических воззрений.
Может, кому-то из горожан и запали в душу эти «бесплатные занятия». При таком трепетном отношении безьерских «католиков» к городским святыням, не исключён и такой вариант, к тому же, «сбрасывание со стен» вполне могло стать новой местной традицией
Ну да, конечно. Горожане Безьера просто мучились бездельем. Наплевать им было на ремёсла, торговлю, финансовые дела и т.п. Вот из-за избытка свободного времени и учились святыни осквернять. Смешно же...
В итоге складывается знаковая картина горожане наряду с отстаиванием экономических и социальных привилегий превращают город в один из оплотов ереси, власть в котором принадлежит антиктолической верхушке. В городе развёрнут настоящий террор (или диктат) по отношению к тем, кто неугоден (епископ Гильом Роксельский, 1205, обороняющиеся каноники церкви Святого Петра) или высказывает неугодное (Доминик; «В Безье дискуссии и проповеди шли две недели с нулевым результатом большинство местных жителей выказывало такую враждебность, что епископ Осмы и легат Рауль посоветовали Петру де Кастельно на время покинуть город и исчезнуть, если он хочет избежать гибели» (Люшер, стр.102)). Полная толерантность Католические святыни в запустении, власть в руках еретиков (Люшер пишет, что легаты добиваются отлучения консулов Безье, «если те не отрекутся от секты», стр. 95) и евреев (вспомним графского наместника).
Консулы не все были катарами. Дело ещё и в том, что катарами могли быть их друзья и члены их семей, поэтому они отказывались их преследовать и выдавать. Вопрос с Гильомом Роксельским мы с Вами так и не прояснили до конца, в чём там суть. Будем работать в этом направлении.
Заявления о запустении католических святынь и тем более "терроре" - явное притягивание фактов за уши. Ну конечно, крестовое воинство немало поспособствовало возрождению КАТОЛИЧЕСКИХ храмов Безьера, превратя их в развалины и братские могилы как катаров, так и католиков.
Но при этом отстаивается точка зрения, что почти все в Безье католики, в городе тишь, гладь и «золотой век», а если «кое-где у нас порой», то исключительно по социально-экономическим мотивам к «вопросам веры» это никакого отношения не имеет, ни-ни.
Не почти все, но большинство. "Золотой век" - слишком громко, но эпоха относительной социальной стабильности и экономического расцвета - это точно.
Впрочем, в этой социальной идиллии и для «убеждённых католиков» нашлось место «убежденные католики остались родину защищать», пока других спасал юный герой.
Что ж доброй памяти Раймонд-Рожер, дурак такой, спасал тех, кто по-Вашему мнению, был на стороне "антикатолической и антифеодальной верхушки"? Кстати, отметим, что он увёл не всех еретиков, а только Добрых Христиан, которых было меньшинство. Остальные остались родину защищать. Вместе с католиками.
С уважением,
Раймон
Комментарий