Известно, что пятидесятническое движение имеет точкой отсчёта событие, произошедшее в 1901 году в библейской школе «Вефиль» г. Топек США. Основатель школы Чарльз Фокс Пэрхэм и обучаемые им студенты желали осуществления в собственных жизнях чудес и знамений, описанных в библейской книге Деяний. Причину отсутствия харизматических даров Пэрхэм видел в том, что современное христианство во всей своей совокупности не имело крещения Духом Святым. Непременным атрибутом духовного крещения Пэрхэм считал сверхъестественный дар говорения иностранными языками.
«Пархам напечатал в апрельском выпуске «Апостольской веры» заметку о неких «брате и сестре Хамэйкер» из Вефиля, которые «ожидают от Иисуса, пока Он не дарует им язык одного из языческих народов, и тогда они отправятся на миссионерскую ниву».
Развивая дальше свое учении о крещении Святым Духом, Пэрхэм пришел к выводу, что крещеные Святым Духом станут «элитным подразделением» миссионеров последнего времени, наделенных сверхъестественной силой благовествовать всему миру. Кроме того, «миссионерские языки» не только решали вопрос о подтверждении крещения Святым Духом, но и делали миссионеров готовыми тут же приниматься за служение, т.к. им уже не нужно будет проводить месяцы, а то и годы, изучая чужой язык. Ведь Иисус сказал: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками» (Марк. 16:17)»[1].
Пэрхэм и его ученики желали получения дара иностранных языков для проповеди Евангелия по всему миру, и 1 января 1901 года после долгих дней напряженных молитв долгожданный дар обретает студентка Пэрхэма Агнес Озман:
«Во время службы собрание как будто окутала духовная свежесть. Затем студентка Агнесса Озман подошла к Пархему и попросила его возложить на нее руки, чтобы она могла принять крещение Святым Духом. Озман верила, что она призвана на миссионерские поля, и хотела получить снаряжение духовной силы. Сначала Пархем заколебался, сказав ей, что сам не говорит на иных языках. Но она настаивала, и Пархем смиренно возложил свои руки ей на голову.
Пархем позже описывал этот случай так:
"Я едва произнес три дюжины фраз, как слава сошла на нее, сияние как будто окружило ее голову и лицо, и она начала говорить на китайском языке и не могла говорить по-английски три дня"»[2].
Вслед за Агнес аналогичные дары получают Пэрхэм и остальные студенты библейской школы «Вефиль».
«После начала духовного пробуждения, в новогодний день Пэрхэм объявил, что студенты заговорили на многих языках. Сам он обрел способность проповедовать на немецком и шведском языках, Агнес Озман - на китайском, а остальные на множестве других языков, включая японский, венгерский, сирийский, хинди и испанский. Пархам отмечал, что над головами тех, кто говорил на языках, появлялись «разделяющиеся языки, как бы огненные»[3].
Казалось бы, пятидесятница повторилась в американском городе Топек: Чарльз Пэрхэм и его студенты обретают возможность говорить разными языками. Логичным следствием такого события было бы осуществление общего для всех желания проповеди Евангелия по всему миру, однако этого не происходит. Пятидесятнический биограф Ч.Ф. Пэрхэма лишь недоуменно констатирует факт: «Как ни странно, но ни один человек из Топеки не отправился на миссионерскую ниву» [4].
Это недоумение разрешается очевидным умозаключением: ни Пэрхэм, ни его студенты не получили апостольского дара говорения иностранными языками. Они получили нечто иное, что пожелали приравнять к библейскому дару языкоговорения. Шведский, китайский, японский, венгерский, сирийский, хинди и испанский языки идентифицировались самим Пэрхэмом и его студентами, которые этих языков никогда не знали. Пятидесятнические исследователи «крещения духом» в г. Топек приходят к выводу, что ни один из полученных Пэрхэмом и его студентами язык не являлся реально существующим иностранным.
«В 1914 г. Чарльз Шамуэй (Charles Shumway) усердно искал свидетельства того, что языки ранних пятидесятников были подлинными, но не нашёл ни одного человека, который мог бы подкрепить свои утверждения (Джеймс Гофф, мл. Поля, побелевшие для жатвы, 1988, с. 94). «В своей докторской диссертации 1919 года Шамуэй исследовал местную газету «Хьюстон кроникл» в поисках достоверной информации и заявил, что «имеются письма нескольких людей, которые в то время [когда Парэм возглавлял там библейскую школу] работали правительственными переводчиками в самом Хьюстоне или рядом с ним, и они единодушно опровергают утверждаемые факты» (Гофф, с. 98)» [5].
Таким образом, мы видим, что Пэрхэм выдавал желаемое за действительное: глоссолалию[6] за ксеноглоссию[7]. Ожидая получить дар говорения иностранными языками, Пэрхэм и его ученики получают навык бормотания невнятных звуков. С этим «даром» не поедешь для проповеди ни в Китай, ни в Индию, ни в какую-либо другую существующую в мире страну: для проповеди Евангелия глоссолалия абсолютно бесполезна.
Полученные Пэрхэмом и его учениками языки не были пригодны для проповеди Евангелия в отличие от тех языков, которые получили апостолы в день Пятидесятницы. Следовательно, утверждение, будто в городе Топек 1 января 1901 года произошла новая пятидесятница глубоко ложно.
«Пархам напечатал в апрельском выпуске «Апостольской веры» заметку о неких «брате и сестре Хамэйкер» из Вефиля, которые «ожидают от Иисуса, пока Он не дарует им язык одного из языческих народов, и тогда они отправятся на миссионерскую ниву».
Развивая дальше свое учении о крещении Святым Духом, Пэрхэм пришел к выводу, что крещеные Святым Духом станут «элитным подразделением» миссионеров последнего времени, наделенных сверхъестественной силой благовествовать всему миру. Кроме того, «миссионерские языки» не только решали вопрос о подтверждении крещения Святым Духом, но и делали миссионеров готовыми тут же приниматься за служение, т.к. им уже не нужно будет проводить месяцы, а то и годы, изучая чужой язык. Ведь Иисус сказал: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками» (Марк. 16:17)»[1].
Пэрхэм и его ученики желали получения дара иностранных языков для проповеди Евангелия по всему миру, и 1 января 1901 года после долгих дней напряженных молитв долгожданный дар обретает студентка Пэрхэма Агнес Озман:
«Во время службы собрание как будто окутала духовная свежесть. Затем студентка Агнесса Озман подошла к Пархему и попросила его возложить на нее руки, чтобы она могла принять крещение Святым Духом. Озман верила, что она призвана на миссионерские поля, и хотела получить снаряжение духовной силы. Сначала Пархем заколебался, сказав ей, что сам не говорит на иных языках. Но она настаивала, и Пархем смиренно возложил свои руки ей на голову.
Пархем позже описывал этот случай так:
"Я едва произнес три дюжины фраз, как слава сошла на нее, сияние как будто окружило ее голову и лицо, и она начала говорить на китайском языке и не могла говорить по-английски три дня"»[2].
Вслед за Агнес аналогичные дары получают Пэрхэм и остальные студенты библейской школы «Вефиль».
«После начала духовного пробуждения, в новогодний день Пэрхэм объявил, что студенты заговорили на многих языках. Сам он обрел способность проповедовать на немецком и шведском языках, Агнес Озман - на китайском, а остальные на множестве других языков, включая японский, венгерский, сирийский, хинди и испанский. Пархам отмечал, что над головами тех, кто говорил на языках, появлялись «разделяющиеся языки, как бы огненные»[3].
Казалось бы, пятидесятница повторилась в американском городе Топек: Чарльз Пэрхэм и его студенты обретают возможность говорить разными языками. Логичным следствием такого события было бы осуществление общего для всех желания проповеди Евангелия по всему миру, однако этого не происходит. Пятидесятнический биограф Ч.Ф. Пэрхэма лишь недоуменно констатирует факт: «Как ни странно, но ни один человек из Топеки не отправился на миссионерскую ниву» [4].
Это недоумение разрешается очевидным умозаключением: ни Пэрхэм, ни его студенты не получили апостольского дара говорения иностранными языками. Они получили нечто иное, что пожелали приравнять к библейскому дару языкоговорения. Шведский, китайский, японский, венгерский, сирийский, хинди и испанский языки идентифицировались самим Пэрхэмом и его студентами, которые этих языков никогда не знали. Пятидесятнические исследователи «крещения духом» в г. Топек приходят к выводу, что ни один из полученных Пэрхэмом и его студентами язык не являлся реально существующим иностранным.
«В 1914 г. Чарльз Шамуэй (Charles Shumway) усердно искал свидетельства того, что языки ранних пятидесятников были подлинными, но не нашёл ни одного человека, который мог бы подкрепить свои утверждения (Джеймс Гофф, мл. Поля, побелевшие для жатвы, 1988, с. 94). «В своей докторской диссертации 1919 года Шамуэй исследовал местную газету «Хьюстон кроникл» в поисках достоверной информации и заявил, что «имеются письма нескольких людей, которые в то время [когда Парэм возглавлял там библейскую школу] работали правительственными переводчиками в самом Хьюстоне или рядом с ним, и они единодушно опровергают утверждаемые факты» (Гофф, с. 98)» [5].
Таким образом, мы видим, что Пэрхэм выдавал желаемое за действительное: глоссолалию[6] за ксеноглоссию[7]. Ожидая получить дар говорения иностранными языками, Пэрхэм и его ученики получают навык бормотания невнятных звуков. С этим «даром» не поедешь для проповеди ни в Китай, ни в Индию, ни в какую-либо другую существующую в мире страну: для проповеди Евангелия глоссолалия абсолютно бесполезна.
Полученные Пэрхэмом и его учениками языки не были пригодны для проповеди Евангелия в отличие от тех языков, которые получили апостолы в день Пятидесятницы. Следовательно, утверждение, будто в городе Топек 1 января 1901 года произошла новая пятидесятница глубоко ложно.
Комментарий