Свобода воли. Ценный дар или жестокая "подстава"?
Свернуть
X
-
Не мог сотвориться (кем-то, чем-то) сразу "Человек со свободой воли или без таковой". Ему банально кушать было бы нечего. Так что без эволюции никак... Хоть с Творцом, хоть без. Сначала одноклеточные, потом... ну и далее по списку.
Это раз.
А второе то, что все эти "страдания" - относительны, а "стратегически" ещё и полезны. Кто не хочет или не может быть живой системой - тот превращается в неживую материю. У неё нет проблем.Комментарий
-
Золото испытывается в огне, а люди угодные Господу, в горниле уничижения. (Св.Писание)http://ujcgjlbblagoslovi.starbb.ru/Комментарий
-
Давайте определим, что есть движение для начала: "движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени".
...и видим, что в динамичном пространстве-времени движение существует всегда. Относительное.
Материю двигает пространство и время.
В живой системе - уже "субъективное пространство" в соответствии со своей волей.Золото испытывается в огне, а люди угодные Господу, в горниле уничижения. (Св.Писание)http://ujcgjlbblagoslovi.starbb.ru/Комментарий
-
Но к этой теме отношения не имеет. Как я уже где-то объяснял, все мои рассуждения и вопросы исходят из одной "аксиомы" - "если свобода воли существует, то ..."Будут в твоей жизни и взлёты, и падения, и удачи, и разочарования. Но помни, сынок, самое главное - как бы ни сложилась твоя судьба, в какие бы обстоятельства ты ни попал, при любом раскладе надо оставаться человеком! Хитрой, коварной, беспощадной тварью! (c) bormorКомментарий
-
Золото испытывается в огне, а люди угодные Господу, в горниле уничижения. (Св.Писание)http://ujcgjlbblagoslovi.starbb.ru/Комментарий
-
Ваше возражение я тоже понял - "не знаю почему, но если все сделано не так, значит Создателю и Господину зачем-то это нужно". Это в общем-то тоже за пределами темы (как я ее подразумевал).
А то, получается такая картина: собрались двоешники в школьном дворе покурить и обсуждают учителей, что они - балбесы, заставляют их учиться, а могли бы сразу - поставить хорошие оценки и отпустить...
"Школьные оценки" - тоже совершенно негодная метафора. Поскольку оценки не тождественны знаниям. А я говорил не об оценках, а только о подлинных, истинных и надежных знаниях. То есть, в моем изложении школьники обсуждают единственного учителя, что он ... не балбес, а скорее - неудачник ... тратит время на то, чтобы изо дня в день диктовать новые задачки из учебника и ставить двойки за неправильные ответы, вместо того, чтобы научить нас за пять минут как их решать безошибочно. Или даже точнее - не "научить", а дать нам такие "мозги", которые решают эти задачи безошибочно.
Понятно, что об реальных учителях так рассуждать глупо. Не могут они дать новые "мозги". Они такие же как и ученики - слабые, несовершенные, стесненные в своих средствах достижения цели, люди. Но странно, что и Создатель, в ваших метафорах и притчах оказывается таким же "человеком" - слабым, несовершенным, стесненным в своих средствах достижения цели только теми, которые доступны лишь людям.Последний раз редактировалось plug; 24 March 2012, 09:43 PM.Будут в твоей жизни и взлёты, и падения, и удачи, и разочарования. Но помни, сынок, самое главное - как бы ни сложилась твоя судьба, в какие бы обстоятельства ты ни попал, при любом раскладе надо оставаться человеком! Хитрой, коварной, беспощадной тварью! (c) bormorКомментарий
-
Будут в твоей жизни и взлёты, и падения, и удачи, и разочарования. Но помни, сынок, самое главное - как бы ни сложилась твоя судьба, в какие бы обстоятельства ты ни попал, при любом раскладе надо оставаться человеком! Хитрой, коварной, беспощадной тварью! (c) bormorКомментарий
-
Будут в твоей жизни и взлёты, и падения, и удачи, и разочарования. Но помни, сынок, самое главное - как бы ни сложилась твоя судьба, в какие бы обстоятельства ты ни попал, при любом раскладе надо оставаться человеком! Хитрой, коварной, беспощадной тварью! (c) bormorКомментарий
-
Хорошее замечание. Но это, пожалуй, тоже за пределами обозначенной темы.
Понятно, что только следование "вычислениям" в выборе не гарантирует отсутствие ошибок. Хотя бы потому, что наше знание зачастую неполное. Если Вы, к примеру, решаете утром - брать ли зонтик на случай дождя, но видите лишь безоблачное небо и яркое солнце (предположем, что у вас также нет ни радо, ни TV, ни интернета), то, скорее всего, зонтик не возмете. И если к вечеру набегут тучи и начнется проливной дождь, то окажется, что ваше решение было ошибочным. Но могло ли оно быть другим, без прогноза погоды и знания о каких-то грозовых фронтах за сотни километров от вас?
Я то речь веду о другом - что такое "свобода воли"? Где, когда, зачем мы ей ползуемся? В чем мы были бе несвободны, если бы этой самой свободы воли не было.
Я утверждаю, что это лишь "возможность делать ошибки" (дополнительные к тем, что мы и так делаем, из-за недостатка знаний) потому, что просто не вижу другого применения для этой самой свободы. Собственно я это уже объяснял в начале - мы же выбираем то, что нам больше всего подходит для нашей цели. Какая внутренняя свобода, свобода от чего, нам нужна, чтобы просто взять тот вариант, который мы и так признали самым лучшим по итогам нашей оценки? Вроде как - никакая. Нужна просто воля, чтобы превратить наше намерение в реальное действие. А вот выбирая что-то другое мы, действительно, можем встретиться с какими-то внутренними препятствиями - нашей оценкой. Вспомните слова ап. Павла:
15Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,17а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Но вот нет этого препятствия. Воля наша свободна от внутренних преград. Что и позволяет нам выбирать вовсе не то, что мы сами считаем "добрым", правильным, желанным. Так что же такое свобода воли? От чего она нас освобождает, кроме "внутренних ограничителей", диктующих нам однозначный выбор.Будут в твоей жизни и взлёты, и падения, и удачи, и разочарования. Но помни, сынок, самое главное - как бы ни сложилась твоя судьба, в какие бы обстоятельства ты ни попал, при любом раскладе надо оставаться человеком! Хитрой, коварной, беспощадной тварью! (c) bormorКомментарий
-
Я думаю, что свобода творчества просто "поставляет" альтернативы для выбора. Созданая нами алтернатива так же конкурирует с алтернативами - взять то, "натворили" до меня (или я же, но много раньше, до этого выбора). Суть выбора от этого не меняется - выбираем ли мы только из предложенного другими, из предолженного и "своего решения", из своего свежесотворенного решения и своего же, но давно придуманного, того, что "я обычно так делаю".
В любом случае мы оценим все варианты по нескольким параметрам - легко/тяжело, приятно/неприятно, полезно/вредно, etc., в краткосрочной и долгосрочной перспективе и ... по идее должны взять, то, что по оценке лучше всего соответствует нашей цели. И не так уже важно - сами мы "изобрели" вариант или взяли готовый. Если наш собственный тяжелее, требует больше времени или грозит нам возможными непрятностями, то едва ли мы его должны выбирать, даже если он продукт нашего собственного творчества.
Без этого человек смахивает на биоробота - знай себе проставляй галочки как в тестах по ЕГ). Выбирать из готового - эмуляция свободы.Будут в твоей жизни и взлёты, и падения, и удачи, и разочарования. Но помни, сынок, самое главное - как бы ни сложилась твоя судьба, в какие бы обстоятельства ты ни попал, при любом раскладе надо оставаться человеком! Хитрой, коварной, беспощадной тварью! (c) bormorКомментарий
-
Имелось ввиду предвидение как откровение, а не как анализ в духе Ш.Холмса.О боже мой, они убили Кенни!Комментарий
-
Цепочка принятия решения проходит большей частью вне "Я".
И что?
Принятие решения происходит в любом случае. Пусть без осознания, без артикуляции. "Пространство отражения" делает выбор - это и есть акт воли. И он может быть "случайным".
Случайностей в макромире не бывает. Принцип причинности.О боже мой, они убили Кенни!Комментарий
-
Как говорил, так и продолжаю говорить утверждая, что её никогда небыло, нет и не будет, ибо если ты хорошенько подумаешь, то поймешь, что Бог один, и только Он хозяин во вселенной, и что все движится Им от человека до мельчайших клеток и молекул, повинуясь исключительно Его начертанному замыслу о каждом Его творении.
И наконец, почему судишь меня что я курю, ведь я не по своей воле курю, а Бог мной движит.
И когда человек говорит чушь, по-твоему Бог движит им. Что это за Бог, которому имя Любовь, если Он движит убийцей, чтобы тот убивал, а после за это убийство Он убийцу наказывает.
Я знаю, что Бог может лишить ума гордеца, дабы он не думал о себе свысока. Вот здесь движение Бога вижу воочию.Желающий познать Бога должен познать себя. Не познав себя, не познаешь и Бога.
С бесами поведешься, бесом может и не станешь, но походка изменится.Комментарий
-
То есть, почему Творец не заложил жёсткое препятствие совершать ошибки (грех)?
Ну, наверно не предвидел появляющиеся новые вызовы. (шутка)
Самообучающаяся система на то и "само", чтобы программироваться ситуативно.
Если у Человечества назрела необходимость перестать быть стадом животных, то для этого должна постепенно измениться обучающая среда. Ведь многие ошибки считаются таковыми только для людей. В животном мире - это способ выживания: убей, укради, захвати самку и прочее.
Если бы я был демиургом, я творил бы ровно так же, как это происходит в реальности. Ну, во-первых, я не был бы строго на стороне одного вида, пусть и самого "мозговитого". Червячкам тоже нужно кого-то кушать и выполнять свою функцию в биоразнообразии. Во-вторых, вся "живая система" была бы самообучаема ситуативно. Такая система перемещаема в любые условия. Пусть ценой ошибок. Ошибки эти уходят в небытие вместе с носителями. Что и требовалось.
Да, на некоторой стадии развития индивидам хочется побыстрее перейти в состояние комфортного безгрешного безделия. Но смысл системы не в них. Важна вся система.
А потом, есть же Библия.Я дал бы им её.
Написал бы: "Не убий, не укради...". Кто умеет обучаться не только на собственных ошибках, а на истории, тот получает более быстрое безошибочное развитие. Опять же, эволюционно сложился бы социум, в котором с каждым поколением человеческих ошибок всё меньше и меньше.
Комментарий
Комментарий