Тит Нат Хан:
В прошлый раз мы говорили с вами об опыте приготовления тофу. Можно привести также немало других примеров. Предположим, вы обучились искусству приготовления кекса. Вы несколько раз готовили кекс, поэтому верите в то, что можете его приготовить; вы уверены в том, что умеете готовить превосходный кекс. Единственное, что вам необходимо помнить: вы можете совершенствовать ваше искусство приготовления кекса. Вы знаете, как готовить кекс, но вы должны понимать, что есть люди, готовящие кекс лучше, и что вы всегда можете совершенствовать ваше искусство приготовления кекса.
Предположим, вы от чего-то страдали, а потом перестали страдать. Вы могли сами обнаружить путь, с помощью которого избавились от страдания. Его мог предложить вам учитель, братья или сестры. Но, обнаружив его, вы смогли освободиться от страдания. Страдать и знать, как прекратить страдание, это почти реализация. Вы уверены, что в следующий раз, когда вы попадете в подобную ситуацию, вы сможете из нее выйти. Это инсайт, прозрение, это непосредственный опыт, это составляющие, которые могут породить в вас истинную веру.
Вы научились медитации во время ходьбы. Вы знаете, как ходить и присутствовать в настоящем, как сочетать осознанное дыхание и шаги. Вы много раз практиковали медитацию во время ходьбы и знаете, что медитация во время ходьбы может избавить вас от негативной энергии, которая заставляет вас страдать, когда вы рассержены или расстроены.
Всякий раз, когда вы рассержены, расстроены или полны отчаяния, вы полчаса или сорок минут практикуете медитацию во время ходьбы и после этого всегда чувствуете себя лучше. Теперь вы знаете, что не можете жить без медитации во время ходьбы. Что бы ни случилось, вы всегда будете помнить о медитации во время ходьбы. Вы также по опыту знаете, что медитацию во время ходьбы можно изменять и развивать. Это может принести вам немало удовольствия. Вера в медитацию во время ходьбы не означает веру в представление или идею это вера, основанная на непосредственном опыте. Единственное, что вам необходимо помнить, вы можете совершенствовать ваше искусство ходьбы и тогда вы сможете получить большую пользу от медитации во время ходьбы.
Это же верно, когда вы слушаете звук колокола, выполняете осознанное дыхание или сидячую медитацию. Мы никогда не должны говорить: «Я идеально сижу», «Я знаю лучший способ ходьбы» или «Я лучше знаю, как справиться с гневом». Мы знаем, как управлять нашим гневом, мы знаем, как избавиться от страдания с помощью медитации во время ходьбы, мы знаем, как наслаждаться жизнью в то время, когда мы просто сидим или улыбаемся. Но мы всегда можем совершенствовать это. Наша вера это нечто живое, это не что-то статическое. Наша вера это нечто живое, подобно дереву или животному.
В отличие от вашего представления о Париже, Париж это нечто живое. У вас есть представление о Париже; вы думаете, что что-то знаете о Париже. Но Париж меняется каждый день и каждую ночь. Даже если вы двадцать раз были в Париже, даже если вы два года жили в Париже, ваше представление о Париже это не Париж. Париж это нечто живое, в то время как ваше представление о Париже подобно сделанной в какой-то момент фотографии.
Вера это нечто живое, и, как все живое, она должна меняться. Мы позволяем нашей вере меняться. Это не означает, что сегодня я верю в одно, а завтра я больше в это не верю, а вместо этого верю во что-то совершенно другое. Годовалое лимонное деревце это лимонное дерево, но трехлетнее лимонное дерево это тоже лимонное дерево. Истинная вера всегда истинная вера, но, поскольку вера есть нечто живое, она должна расти. Если мы выбираем для себя этот вид поведения и знаем, как управлять нашей верой, а значит и любовью, это никому не принесет страдания.
Когда мы верим, что что-то является абсолютной истиной, мы закрыты. Мы больше не открыты для понимания и прозрения других людей, ведь объектом нашей веры является представление, а не что-то живое. Но, если объектом вашей веры является непосредственный опыт и понимание, вы всегда можете быть открыты. Вы каждый день можете расти в вашей практике, деля с окружающими ее плоды и взращивая в себе веру, любовь и счастье.
Существует множество людей, которые во имя веры или любви преследуют огромное число других людей, не разделяющих их веру. Если я считаю свое представление о Боге, счастье и нирване совершенным, я очень хочу навязать его вам. Я скажу, что, если вы не поверите в это, как я, вы не будете счастливы. Я сделаю все возможное, чтобы навязать вам свои представления, и таким образом разрушу вас. Я сделаю вас несчастными на всю жизнь. Мы разрушим друг друга во имя любви и веры только потому, что объекты нашей веры и любви не являются истинным прозрением и непосредственным опытом страдания и счастья это лишь представления и идеи.
Наше представление о счастье уже есть нечто опасное. Но наше представление о Боге тоже очень опасно, и точно так же очень опасным может быть наше представление о нирване или Будде. Однажды во время беседы о Дхарме учитель дзэн использовал слово «будда». Во время беседы о Дхарме он был осознан, поэтому сделал небольшую паузу и сказал: «Мне не нравится использовать слово «будда», я не выношу это слово. Дорогие друзья, знаете ли вы, что каждый раз, когда я использую слово «будда», я должен пойти в ванную и по меньшей мере три раза прополоскать рот». Это язык дзэн.
После того как мастер заявил о своей проблеме, один из слушателей встал, улыбнулся и сказал: «Учитель, я тоже не выношу слово «будда». Каждый раз, когда я слышу, как вы произносите слово «будда», я должен пойти к реке и три раза промыть уши». Он имел в виду: «Если вы свободны от представления о Будде, пожалуйста, знайте, что я тоже свободен от слова Будда и представления о Будде». Это язык дзэн. Благодаря этому языку мы знаем, что не должны впадать в заблуждение в отношении слов и представлений.
Слово «будда» и представление о Будде у многих людей вызвало немало заблуждений и страдания. Есть ли у вас представление о Будде? Боюсь, что да. Будьте осторожны. Вы знаете, что три года назад у вас было одно представление о Будде и что теперь, после трех лет практики, у вас совсем другое представление. Оно может быть лучшим, но это по-прежнему представление.
Жизнь слишком драгоценна, чтобы утрачивать ее из-за представлений и понятий. Нередко пищей нам служат лишь слова и представления.
Подумайте об этом, пожалуйста. Слова и представления служат нам пищей не день, и не два, и не три, но в течение всей нашей жизни. Понятия «нирвана», «Будда», «Чистая Земля», «Царство Божие» и «Иисус» не больше чем представления; мы должны быть очень осторожны. Мы не должны затевать войну и уничтожать людей из-за наших представлений.
Предположим, вы от чего-то страдали, а потом перестали страдать. Вы могли сами обнаружить путь, с помощью которого избавились от страдания. Его мог предложить вам учитель, братья или сестры. Но, обнаружив его, вы смогли освободиться от страдания. Страдать и знать, как прекратить страдание, это почти реализация. Вы уверены, что в следующий раз, когда вы попадете в подобную ситуацию, вы сможете из нее выйти. Это инсайт, прозрение, это непосредственный опыт, это составляющие, которые могут породить в вас истинную веру.
Вы научились медитации во время ходьбы. Вы знаете, как ходить и присутствовать в настоящем, как сочетать осознанное дыхание и шаги. Вы много раз практиковали медитацию во время ходьбы и знаете, что медитация во время ходьбы может избавить вас от негативной энергии, которая заставляет вас страдать, когда вы рассержены или расстроены.
Всякий раз, когда вы рассержены, расстроены или полны отчаяния, вы полчаса или сорок минут практикуете медитацию во время ходьбы и после этого всегда чувствуете себя лучше. Теперь вы знаете, что не можете жить без медитации во время ходьбы. Что бы ни случилось, вы всегда будете помнить о медитации во время ходьбы. Вы также по опыту знаете, что медитацию во время ходьбы можно изменять и развивать. Это может принести вам немало удовольствия. Вера в медитацию во время ходьбы не означает веру в представление или идею это вера, основанная на непосредственном опыте. Единственное, что вам необходимо помнить, вы можете совершенствовать ваше искусство ходьбы и тогда вы сможете получить большую пользу от медитации во время ходьбы.
Это же верно, когда вы слушаете звук колокола, выполняете осознанное дыхание или сидячую медитацию. Мы никогда не должны говорить: «Я идеально сижу», «Я знаю лучший способ ходьбы» или «Я лучше знаю, как справиться с гневом». Мы знаем, как управлять нашим гневом, мы знаем, как избавиться от страдания с помощью медитации во время ходьбы, мы знаем, как наслаждаться жизнью в то время, когда мы просто сидим или улыбаемся. Но мы всегда можем совершенствовать это. Наша вера это нечто живое, это не что-то статическое. Наша вера это нечто живое, подобно дереву или животному.
В отличие от вашего представления о Париже, Париж это нечто живое. У вас есть представление о Париже; вы думаете, что что-то знаете о Париже. Но Париж меняется каждый день и каждую ночь. Даже если вы двадцать раз были в Париже, даже если вы два года жили в Париже, ваше представление о Париже это не Париж. Париж это нечто живое, в то время как ваше представление о Париже подобно сделанной в какой-то момент фотографии.
Вера это нечто живое, и, как все живое, она должна меняться. Мы позволяем нашей вере меняться. Это не означает, что сегодня я верю в одно, а завтра я больше в это не верю, а вместо этого верю во что-то совершенно другое. Годовалое лимонное деревце это лимонное дерево, но трехлетнее лимонное дерево это тоже лимонное дерево. Истинная вера всегда истинная вера, но, поскольку вера есть нечто живое, она должна расти. Если мы выбираем для себя этот вид поведения и знаем, как управлять нашей верой, а значит и любовью, это никому не принесет страдания.
Когда мы верим, что что-то является абсолютной истиной, мы закрыты. Мы больше не открыты для понимания и прозрения других людей, ведь объектом нашей веры является представление, а не что-то живое. Но, если объектом вашей веры является непосредственный опыт и понимание, вы всегда можете быть открыты. Вы каждый день можете расти в вашей практике, деля с окружающими ее плоды и взращивая в себе веру, любовь и счастье.
Существует множество людей, которые во имя веры или любви преследуют огромное число других людей, не разделяющих их веру. Если я считаю свое представление о Боге, счастье и нирване совершенным, я очень хочу навязать его вам. Я скажу, что, если вы не поверите в это, как я, вы не будете счастливы. Я сделаю все возможное, чтобы навязать вам свои представления, и таким образом разрушу вас. Я сделаю вас несчастными на всю жизнь. Мы разрушим друг друга во имя любви и веры только потому, что объекты нашей веры и любви не являются истинным прозрением и непосредственным опытом страдания и счастья это лишь представления и идеи.
Наше представление о счастье уже есть нечто опасное. Но наше представление о Боге тоже очень опасно, и точно так же очень опасным может быть наше представление о нирване или Будде. Однажды во время беседы о Дхарме учитель дзэн использовал слово «будда». Во время беседы о Дхарме он был осознан, поэтому сделал небольшую паузу и сказал: «Мне не нравится использовать слово «будда», я не выношу это слово. Дорогие друзья, знаете ли вы, что каждый раз, когда я использую слово «будда», я должен пойти в ванную и по меньшей мере три раза прополоскать рот». Это язык дзэн.
После того как мастер заявил о своей проблеме, один из слушателей встал, улыбнулся и сказал: «Учитель, я тоже не выношу слово «будда». Каждый раз, когда я слышу, как вы произносите слово «будда», я должен пойти к реке и три раза промыть уши». Он имел в виду: «Если вы свободны от представления о Будде, пожалуйста, знайте, что я тоже свободен от слова Будда и представления о Будде». Это язык дзэн. Благодаря этому языку мы знаем, что не должны впадать в заблуждение в отношении слов и представлений.
Слово «будда» и представление о Будде у многих людей вызвало немало заблуждений и страдания. Есть ли у вас представление о Будде? Боюсь, что да. Будьте осторожны. Вы знаете, что три года назад у вас было одно представление о Будде и что теперь, после трех лет практики, у вас совсем другое представление. Оно может быть лучшим, но это по-прежнему представление.
Жизнь слишком драгоценна, чтобы утрачивать ее из-за представлений и понятий. Нередко пищей нам служат лишь слова и представления.
Подумайте об этом, пожалуйста. Слова и представления служат нам пищей не день, и не два, и не три, но в течение всей нашей жизни. Понятия «нирвана», «Будда», «Чистая Земля», «Царство Божие» и «Иисус» не больше чем представления; мы должны быть очень осторожны. Мы не должны затевать войну и уничтожать людей из-за наших представлений.
Комментарий