Трезвение есть непрестанное безмолвие сердца от всякого помысла.
/Святитель Игнатий Брянчанинов -/
/Святитель Игнатий Брянчанинов -/
В православной практике трезвения со временем достигается буквальное видение мысли, до момента, когда она входит в ум. И уклонение, "неприятие мысли", уклонение от помысла. Если же мысль может бесконтрольно входить
("Не властен человек над приходящим ему на ум" /бл. Августин, который на тот момент, видимо, еще не преуспел в этом/), -
то это предшествующий, более низкий уровень молитвенной практики. Тогда речь идет о "неприятии помысла". То есть мысль "вошла", но она не "мыслится". а отвергается с порога до ее превращения в слова.
Еще более низкий уровень неприятия помысла - наблюдение за уже воплотившейся в слова мыслью.
Тогда можно говорить о практике "наблюдения за мыслями", как за плывущими по небу облаками, как за плывущими по реке арбузными корками, как немедленным отфутболиванием их в мусорную корзину.
Молитвенному опыту прекрасно известно, что только немотствующий ум доступен Святому Духу. Непрестанная молитва тогда превращается в единый луч устремленности-обращенности к Богу.
Словами Зинаиды Миркиной - это "жизнь под Взглядом"
Комментарий