Кому не должны? Кто такое придумал? Только потому, что кто-то превратно понял слова Христа о том, чтобы не называли никого отцом, кроме Отца Небесного? Но это книжнический подход. Книжники во все времена были буквалистами. Это люди, не имеющие представления о том, что для передачи духовных реалий все земные термины слишком несовершенны. Книжники верят в точность буквы Писания, совершенно не понимая духовного значения той буквы. Духовный же человек может описать одну и ту же духовную реальность в разных подобиях, используя разные образы и подобия. А книжник так не может, потому что он книжник. Он пытается духовное постичь через букву, а это невозможно.
Сама практика называть духовных наставников, помогающих познать Бога, духовными отцами берет свое начало уже с Иудаизма. Так духовный сын Илии Елисей смело называл пророка отцом своим: "Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!" (4Цар.2:12). При этом Вы ведь не считаете, что пророк Илия мог научить своего послушника Елисея чему-то противному Богу? Вот и христиане переняли эту традицию называть духовных людей, которые им помогали познавать Христа, своими духовными отцами. При этом памятование о том, что всякое истинное познание дается только от Самого Бога, не упразднялось. Как-то писал на эту тему здесь: http://www.evangelie.ru/forum/blogs/33366/blog8733.html
Обращаться к духовнику (к духовному человеку) как к отцу Христос не запрещал. Ключевая мысль Христа была в том, чтобы иметь внутренний настрой, что не от людей мы научаемся истине, а от Самого Бога. Но и почтение к Божьим служителям должно быть как к Божьим служителям. Нет ничего дурного в обращении "отче". Для чистого все чисто. А вот если человек связан заблуждениями ума, то и отказ от обращения к духовному старцу как к духовному отцу не поможет ему стать ближе к Богу.
Сама практика называть духовных наставников, помогающих познать Бога, духовными отцами берет свое начало уже с Иудаизма. Так духовный сын Илии Елисей смело называл пророка отцом своим: "Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!" (4Цар.2:12). При этом Вы ведь не считаете, что пророк Илия мог научить своего послушника Елисея чему-то противному Богу? Вот и христиане переняли эту традицию называть духовных людей, которые им помогали познавать Христа, своими духовными отцами. При этом памятование о том, что всякое истинное познание дается только от Самого Бога, не упразднялось. Как-то писал на эту тему здесь: http://www.evangelie.ru/forum/blogs/33366/blog8733.html
Обращаться к духовнику (к духовному человеку) как к отцу Христос не запрещал. Ключевая мысль Христа была в том, чтобы иметь внутренний настрой, что не от людей мы научаемся истине, а от Самого Бога. Но и почтение к Божьим служителям должно быть как к Божьим служителям. Нет ничего дурного в обращении "отче". Для чистого все чисто. А вот если человек связан заблуждениями ума, то и отказ от обращения к духовному старцу как к духовному отцу не поможет ему стать ближе к Богу.
Комментарий