1. Члены РПЦ нередко пеняют условным "сектантам", что те, мол, "заманивают в свои сети" людей, находящихся в тяжёлых жизненных ситуациях, напуганных какими-то бедами, плохо из-за переживаний соображающих: дают бедствующим некие утешение, надежды.
Меня коробит "мораль готтентота" в таких претензиях "сектантам": в РПЦ полным-полно людей, кто воцерковился в силу испуганности бедами, усталости от бед.
Дальше работает психология: если некое улучшение произошло по времени после обращения в ту или иную религиозную организацию, то человек склонен эту организацию считать "истинной", склонен бояться критически осмысливать учения, в той организации бытующие, не говоря уж про уход оттуда.
Запомнился рассказ про женщину, которая в блокадном Ленинграде была на акафисте, ЕМНИП, Спиридону Тримифунтскому - и на следующий день прибавили норму хлеба по карточкам. И вот св. Спиридон стал на десятилетия её самым почитаемым святым.
2.
"Нам не пристало посылать Богу мольбу о спасении, когда наше судно идёт ко дну, жертвовать "нашим собственным", когда уже не стоит им обладать. Если бы Бог был горд, Он вряд ли принял бы нас на таких условиях, - но Он не горд, Он снисходит для победы, Он готов принять нас, несмотря даже на то, что, как мы показали, мы предпочитаем Ему всё, что угодно, и приходим к Нему лишь потому, что уже не ожидаем "ничего лучшего".
То же смирение сквозит и в отношении Бога к нашим страхам (...). Вряд ли Богу лестно, что мы выбираем Его в качестве альтернативы аду, но Он принимает даже это. (...) Будь Бог не принимающим нас до тех пор, пока мы не придём к Нему из самых чистых и лучших побуждений, - кто бы спасся?" (Клайв Стейплз Льюис).
Меня коробит "мораль готтентота" в таких претензиях "сектантам": в РПЦ полным-полно людей, кто воцерковился в силу испуганности бедами, усталости от бед.
Дальше работает психология: если некое улучшение произошло по времени после обращения в ту или иную религиозную организацию, то человек склонен эту организацию считать "истинной", склонен бояться критически осмысливать учения, в той организации бытующие, не говоря уж про уход оттуда.
Запомнился рассказ про женщину, которая в блокадном Ленинграде была на акафисте, ЕМНИП, Спиридону Тримифунтскому - и на следующий день прибавили норму хлеба по карточкам. И вот св. Спиридон стал на десятилетия её самым почитаемым святым.
2.
"Нам не пристало посылать Богу мольбу о спасении, когда наше судно идёт ко дну, жертвовать "нашим собственным", когда уже не стоит им обладать. Если бы Бог был горд, Он вряд ли принял бы нас на таких условиях, - но Он не горд, Он снисходит для победы, Он готов принять нас, несмотря даже на то, что, как мы показали, мы предпочитаем Ему всё, что угодно, и приходим к Нему лишь потому, что уже не ожидаем "ничего лучшего".
То же смирение сквозит и в отношении Бога к нашим страхам (...). Вряд ли Богу лестно, что мы выбираем Его в качестве альтернативы аду, но Он принимает даже это. (...) Будь Бог не принимающим нас до тех пор, пока мы не придём к Нему из самых чистых и лучших побуждений, - кто бы спасся?" (Клайв Стейплз Льюис).
Комментарий