Вопросы митрополиту Алфееву
Цитаты из Документа и Ваших работ: | Мои мысли: |
Документ (приложение): «Диалог с Римско-Католической Церковью (КЦ) строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений». | Святые отцы учат, что вне ПЦ - ересь, раскол или парасинагога. (например: 1-е каноническое правило свт. Василия Великого)Свт. Феофан Затворник ( 1894): «Латинская церковь есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех - страсть ковать новые догматы... Латиняне повредили и испортили Святую Веру, Святыми Апостолами преданную...» |
Лекция в МДА: «При этом, вступая в диалог, Православная Церковь отказалась от (враждебной терминологии) употребления термина «ересь» в отношении католичества. Это вовсе не значит, что с повестки дня снят сам термин «ересь» или сняты те разногласия, которые существуют между православными и католиками. Это значит, что православные наложили мораторий на употребление данного термина на время работы богословской комиссии по православно-католическому диалогу.» | Слово «ересь» отнюдь не враждебно и означает:. др.-греч. αἵρεσις - «выбор, направление, мнение» или инакомыслие, которые вполне применимы в области внешнецерковной деятельности, в том числе по распространению общехристианских нравственных ценностей. Конечно, это препятствие, если вести переговоры о перетолковании догматов и опыта. Прп. Феодор Студит, например, был жесток к еретическому учению, но первый выступил против казни еретиков-павликиан.Свт. Марк Ефесский ( 1444): «Если они (латиняне) совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно - что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков». |
Документ: п. 1.15. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. | Святые отцы учат не судить о благодатности сообществ вне Церкви, оставляя это на промысел суда Божия. Упрощенный чиноприем скорее свидетельствует не о благодатности инославных таинств, а о икономическом подходе ПЦ при приеме отпавших.Свт. Игнатий Брянчанинов, (1867): «... благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане - изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма». |
Документ: п. 1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. | Святые отцы учат, что отделившиеся - вне Церкви.Свт. Феофан Затворник: «Была одна Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение, - папа с своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры» |
Документ: п. 1.20. Вследствие нарушения заповеди о единстве, вызвавшего историческую трагедию схизмы, разделившиеся христиане, вместо того, чтобы быть примером единства в любви по образу Пресвятой Троицы, стали источником соблазна. | Если бы заменить слово «разделившиеся» на слово «отделившиеся», то это предложение по -моему было бы верно. В настоящем случае оно обвиняет и святых отцов, которые принимали на соборах решения об отмежевании истинного вероучения от лжеучений еретиков. |
Доклад в г. Вюрцбург: В то же время, ни Католическая Церковь, ни Русская Православная Церковь не отрицают присутствия элементов спасительной благодати в христианских некатолических или неправославных общинах. | Этот текст говорит о наличии спасающей благодати таинств вне ПЦ. Т.е. получается, что действие этой благодати идентично ББ, действующей в таинствах в ПЦ. В то время как святоотеческое Предание говорит, что вне ПЦ есть только призывающая благодать. И ее действие далеко не идентично благодати таинств. Т.обр. текст утверждает, что ЕССАЦ есть и вне ПЦ, например в КЦ.Свят. Феофан Затворник: «Церквами христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме Православной нашей Церкви, церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но ни латинской церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церквами - потому что они несообразны с Апостольским Церкви Божией устроением. Прав. Иоанн Кронштадский( 1908): «Натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь». |
Лекция в МДА: Есть и другое толкование, в соответствии с которым Православная Церковь фактически признает Таинства католиков, но при этом между двумя Церквами нет общения в Таинствах. | Позвольте заметить, такого толкования у святых отцов нет. Таинства - есть инструмент Церкви. Вне Церкви таинств нет. Более того, текст говорит о признании таинств католической церкви без условия приема католиков в ПЦ, что противоречит учению святых отцов.Свт. Григорий Палама ( ок. 1360): «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына». |
Комментарий