В том-то и дело, что в традиционном христианстве и в протестнатизме совершенно разные представления о том, что значит быть со Христом. Если коротко, то Целью Литургии, ее кульминационным моментом является пресуществление Святых Даров. В Центре духовной жизни традиционного христианина всегда быа Евхаристия, в которой верующий реально соединяется с Богом, ибо, по слоу А.с. Хомякова "Не духом одним угодно было Христу соединиться с верующим, но и телом и кровью". Более развернуто об этом можно почитать в книге "Традиция. Догмат. Обряд", она есть в Сети.
Под протестантами я обычно имею ввиду неопротестантов, так как у классических ветвей протестантизма, у тех же лютеран, отношение к Преданию, как Вы верно заметили несколько иное. Лютер был не прав в том, что он, соблазнившись человеческими немощами, не разобравшись, откололся от церкви, которая была для него традиционной. О православии, т.т. о Восточном христианстве он, судя по всему имел весьма смутные представления. Не могу не напомнить о том какие были последние строки, написанные рукой Лютера: Пусть никто не думает, что он в должной мере узнал Писание по той причине, что читал его... Мы без Церкви - нищие. Это - истинно (См. Кречмар Г. Предание древней Церкви в Церкви Евангелической. // БТ. М., 1968. №4. С. 227).
Не представляется возможным утверждать, что у неопротестантов хотя бы такое же отношение к Преданию Церкви, как у тех же лютеран. Лишь немногие из них способны совершить ауторефлексию и осознать, что и почему ими заимствовано у ортодоксии и как их локальная традиция соотносится с традицией исторической.
Фактически Вы не ответили мне на вопрос, а только подтвердили его тезис. Тут у Вас в частности проявляется особенность протестантского образа мышления, откуда вытекает все разнообразие их учений. Ведь "высший авторитет Писания" - это значит высший авторитет "Я" другими словами.
Так и осталось непонятным, что в таком случае является для Писания защитой от человеческого произвола. Чье прочтение Писания истинно. Баптистов, лютеран, адвентистов, ХВЕ? И почему?
Под протестантами я обычно имею ввиду неопротестантов, так как у классических ветвей протестантизма, у тех же лютеран, отношение к Преданию, как Вы верно заметили несколько иное. Лютер был не прав в том, что он, соблазнившись человеческими немощами, не разобравшись, откололся от церкви, которая была для него традиционной. О православии, т.т. о Восточном христианстве он, судя по всему имел весьма смутные представления. Не могу не напомнить о том какие были последние строки, написанные рукой Лютера: Пусть никто не думает, что он в должной мере узнал Писание по той причине, что читал его... Мы без Церкви - нищие. Это - истинно (См. Кречмар Г. Предание древней Церкви в Церкви Евангелической. // БТ. М., 1968. №4. С. 227).
Не представляется возможным утверждать, что у неопротестантов хотя бы такое же отношение к Преданию Церкви, как у тех же лютеран. Лишь немногие из них способны совершить ауторефлексию и осознать, что и почему ими заимствовано у ортодоксии и как их локальная традиция соотносится с традицией исторической.
Фактически Вы не ответили мне на вопрос, а только подтвердили его тезис. Тут у Вас в частности проявляется особенность протестантского образа мышления, откуда вытекает все разнообразие их учений. Ведь "высший авторитет Писания" - это значит высший авторитет "Я" другими словами.
Так и осталось непонятным, что в таком случае является для Писания защитой от человеческого произвола. Чье прочтение Писания истинно. Баптистов, лютеран, адвентистов, ХВЕ? И почему?
Комментарий