ПРОРОК
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Греческое слово профетес, к-рым в НЗ передается понятие пророк", означает "глашатай", "вещатель", причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. языке словом нави (возм., "вещатель", "глашатай", но скорее всего "призванный") иногда встречаются слова роэ (в Синод. пер. - "прозорливец", 1 Цар 9:9; 1 Пар 9:22; 29:29), хозэ (в Синод, пер. - "прозорливец", 2 Цар 24:11; "провидец", AM 7:12; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто "человек Божий" (1 Цар 2:27 и след.; 3 Цар 12:22). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророческого служения.
ПРОРОК В ВЗ: Пророком был человек, которого Бог призвал стать Божиим вестником.
В истории Израиля пророк должен был возвещать народу Божью волю, "ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам 3:7).Пророку надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его.
По поручению Господа пророки предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Иер 3:7; 4:1-4; Иоил 2:12). Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Ам 4:6-13). Пророки - это люди, которые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой - знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. Пророк - это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через которую Бог общается с ним.
Для народа Израиля пророк - это полномочный посланник Бога. Поскольку служение пророка - это служение стража (Иез 3:17; 33:7), а его слово - это предостережение от греха, обличение греха (Ис 1:2 ; Иер 7; Ос 4:1) и возвещение суда (Ис 5:1 и след.; Ам 2:4 ), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким (Иер 1:17).
В результате пророк живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения пророка. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть официальной должностью, - а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные исторические периоды Бог воздвигал для Своего народа нового пророка...
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Греческое слово профетес, к-рым в НЗ передается понятие пророк", означает "глашатай", "вещатель", причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. языке словом нави (возм., "вещатель", "глашатай", но скорее всего "призванный") иногда встречаются слова роэ (в Синод. пер. - "прозорливец", 1 Цар 9:9; 1 Пар 9:22; 29:29), хозэ (в Синод, пер. - "прозорливец", 2 Цар 24:11; "провидец", AM 7:12; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто "человек Божий" (1 Цар 2:27 и след.; 3 Цар 12:22). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророческого служения.
ПРОРОК В ВЗ: Пророком был человек, которого Бог призвал стать Божиим вестником.
В истории Израиля пророк должен был возвещать народу Божью волю, "ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам 3:7).Пророку надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его.
По поручению Господа пророки предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Иер 3:7; 4:1-4; Иоил 2:12). Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Ам 4:6-13). Пророки - это люди, которые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой - знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. Пророк - это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через которую Бог общается с ним.
Для народа Израиля пророк - это полномочный посланник Бога. Поскольку служение пророка - это служение стража (Иез 3:17; 33:7), а его слово - это предостережение от греха, обличение греха (Ис 1:2 ; Иер 7; Ос 4:1) и возвещение суда (Ис 5:1 и след.; Ам 2:4 ), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким (Иер 1:17).
В результате пророк живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения пророка. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть официальной должностью, - а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные исторические периоды Бог воздвигал для Своего народа нового пророка...
Комментарий