Даже не знаю, каким образом назареи - выразители апостольской традиции, если у них в ходу было обязательное обрезание, о котором апостолы в Иерусалиме решили, что оно не обязательно, не говоря уже об апостоле Павле. Назореи и ебиониты, скорее всего, вышли из вот этих групп ранней церкви:
Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. ... Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, (Деян.15:1, 24)
Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. (Деян.21:20)
Они, конечно, были с апостолами, но они ни разу не выразители апостольской традиции.
Но и не это главное. Я говорю о том, что нам следует смотреть на эту ситуацию как людям, имеющим в свое распоряжении новозаветный канон из 27 книг, которого не было у этих групп. В этом каноне писания Иоанна, по времени, занимают последнее место. Прилагая к этому принцип прогресса откровения очевидно, что христология развивается в сторону возвышения Христа. У Иоанна Христос - Бог (Ин. 1:1, 18; 20:28), которому поклоняются (Откр. 5:13-14), о чем говорил уже Павел (Флп. 2:10). В дальнейшем церковные писатели лишь оформили те мысли, которые в НЗ разбросаны и не четко выражены: Христос - Бог, поскольку только Бог может явить Бога. При этом Он и Отец - разные Личности. Ведь именно об этом и говорил Иоанн.
Ваши размышления о тенденции в представлениях новозаветных авторов в отношении Иисуса как небесного первочеловека познавательны, но даже если они верны, не стоит забывать, что этот первочеловек - образ (эйкон и морфэ) Божий, а в высокой христологии Иоанна, как я говорил, Он - обладатель Божественной природы, Бог. Он также прототип Адама, который сотворен по образу Божьему. Нет оснований связывать его в таком случае только с тварным миром. Лично я вижу связь Христа и с тварным миром (поскольку именно через него Бог выражает Себя в тварном мире) и с трансцендентной божественной сущностью (опять же, поскольку Бог выражает Себя).
Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. ... Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, (Деян.15:1, 24)
Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. (Деян.21:20)
Они, конечно, были с апостолами, но они ни разу не выразители апостольской традиции.
Но и не это главное. Я говорю о том, что нам следует смотреть на эту ситуацию как людям, имеющим в свое распоряжении новозаветный канон из 27 книг, которого не было у этих групп. В этом каноне писания Иоанна, по времени, занимают последнее место. Прилагая к этому принцип прогресса откровения очевидно, что христология развивается в сторону возвышения Христа. У Иоанна Христос - Бог (Ин. 1:1, 18; 20:28), которому поклоняются (Откр. 5:13-14), о чем говорил уже Павел (Флп. 2:10). В дальнейшем церковные писатели лишь оформили те мысли, которые в НЗ разбросаны и не четко выражены: Христос - Бог, поскольку только Бог может явить Бога. При этом Он и Отец - разные Личности. Ведь именно об этом и говорил Иоанн.
Ваши размышления о тенденции в представлениях новозаветных авторов в отношении Иисуса как небесного первочеловека познавательны, но даже если они верны, не стоит забывать, что этот первочеловек - образ (эйкон и морфэ) Божий, а в высокой христологии Иоанна, как я говорил, Он - обладатель Божественной природы, Бог. Он также прототип Адама, который сотворен по образу Божьему. Нет оснований связывать его в таком случае только с тварным миром. Лично я вижу связь Христа и с тварным миром (поскольку именно через него Бог выражает Себя в тварном мире) и с трансцендентной божественной сущностью (опять же, поскольку Бог выражает Себя).
Комментарий