Прошу прощения, если мои слова прозвучали как чисто эмоциональный лозунг: "инквизиция плохая, значит, все христиане плохие". Я вообще не об этом.
Мы говорим не о личном вкладе отдельных людей, а об источнике морали и нравственности.
Разговор начался с того, что мой собеседник-христианин постулировал, что есть единственный источник нравственных ценностей - Евангелие. Вот на это я и возражаю.
Сначала я возразил самим содержимым Священного Писания - в нем есть тривиальные повеления, вроде диетических законов, но отсутствуют очень существенные для нравственности инструкции - об аморальности работорговли, о расовом и половом равенстве, например. (О гигиенических повелениях - что там есть, а чего нет - мы с вами говорили в другой теме.) В ответ на это мой собеседник сказал, что теперь источник нравственных ценностей - не само Писание, а Дух Святой в сердце верующего.
На это я возразил примером средневекового общества, построенного вокруг веры и Церкви. Это было несчастное, мрачное общество, хотя шанс построить все по Евангелию и по Духу Святому был очень большим - 1000 лет.
Не работает. Ни Книга, ни таинственное вдохновение не дают тех высоких ценностей, к которым человечество пришло рациональным путем, когда люди стали отвергать религиозное догматическое мышление, и стали заниматься рациональным поиском.
Вот это я и утверждаю: что источник моральных и нравственных ценностей - в разумном и сострадательном подходе к ближнему, и этот принцип хоть и перекликается с некоторыми фрагментами Евангелия, не является христианским или иудейским изобретением. И в реализации этого принципа христианство не отличилось, поэтому доверия Церкви как источнику морали и нравственности нет.
Мы говорим не о личном вкладе отдельных людей, а об источнике морали и нравственности.
Разговор начался с того, что мой собеседник-христианин постулировал, что есть единственный источник нравственных ценностей - Евангелие. Вот на это я и возражаю.
Сначала я возразил самим содержимым Священного Писания - в нем есть тривиальные повеления, вроде диетических законов, но отсутствуют очень существенные для нравственности инструкции - об аморальности работорговли, о расовом и половом равенстве, например. (О гигиенических повелениях - что там есть, а чего нет - мы с вами говорили в другой теме.) В ответ на это мой собеседник сказал, что теперь источник нравственных ценностей - не само Писание, а Дух Святой в сердце верующего.
На это я возразил примером средневекового общества, построенного вокруг веры и Церкви. Это было несчастное, мрачное общество, хотя шанс построить все по Евангелию и по Духу Святому был очень большим - 1000 лет.
Не работает. Ни Книга, ни таинственное вдохновение не дают тех высоких ценностей, к которым человечество пришло рациональным путем, когда люди стали отвергать религиозное догматическое мышление, и стали заниматься рациональным поиском.
Вот это я и утверждаю: что источник моральных и нравственных ценностей - в разумном и сострадательном подходе к ближнему, и этот принцип хоть и перекликается с некоторыми фрагментами Евангелия, не является христианским или иудейским изобретением. И в реализации этого принципа христианство не отличилось, поэтому доверия Церкви как источнику морали и нравственности нет.
Комментарий