А кто спорит? Ничего удивительного, что фрагмент, дописанный когда-то в четвертом веке, постепенно был включён в канон. Это далеко не единственный случай поздней вставки в Новый Завет.
Кто говорит о доказательствах? Если Вам нравится верить, что Иисус заповедал своим ученикам брать в руки змей и пить яд (Марк 16:18), это Ваше полное право. А моё право - руководствоваться логикой.
Вы, кажется, что-то перепутали. Это Вы безосновательно верите в богодухновенность древней и противоречивой книги, а я лишь высказываю версии и делаю предположения на основании того или иного исторического факта.
Мне трудно поверить, что ранние христиане каким-то образом потеряли концовку священной книги, свитки которой хранились в десятках цервей. Вам известны другие примеры того, как христиане случайно вырывали концовки свитков и переписывали священные книги с оторванной копии?
Похоже на то. Иначе заявления авторов Евангелий были бы менее противоречивыми:
"Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился" (Мф. 27:14).
"Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего" (Ин. 18:33-37).
Как всё запущено. Раз уж речь о воскресении Иисуса, давайте-ка сравним, как Матфей и Иоанн "дополняют" рассказы друг друга о смерти и воскресении Христа...
1. Автор Матфея утверждает, что Иисус очистил Храм в последние дни перед смертью (Мф. 21:12-13), а у Иоанна сказано, что это произошло в самом начале служения Христа (Ин. 2:13-16).
2. У Матфея тайная вечерия и арест Иисуса происходят в первый день Пасхи (Мф. 26:17), а у Иоанна - на день раньше (Ин. 19:14).
3. В Матфее говорится, что на суде у Пилата Иисус "не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился" (Мф. 27:14), а автор Иоанна описывает диалог между Иисусом и Пилатом (Ин. 18:34-37).
4. Автор Матфея утверждает, что Симон Киринеянин нёс крест Христа (Мф. 27:32), а у Иоанна Иисус сам несёт свой крест (Ин. 19:17).
5. В Матфее сказано, что только несколько женщин стояли вдали от креста (Мф. 27:55), а в Иоанне Мария и ученик стоят возле креста, и распятый Христос беседует с ними (Ин. 19:25-26).
6. У Матфея две Марии видят, как ангел отваливает камень от гробницы Иисуса, и ангел сразу говорит им о воскресении Христа (Мф. 28:1-5), а у Иоанна камень уже был отвален, когда Мария одна пришла к гробнице, и она думает, что тело украли (Ин. 20:1-2).
7. В Матфее сказано, что ученики встретили воскресшего Иисуса в Галилее (Мф. 28:7, 16), а у Иоанна (и у Луки) они встречаются с ним в Иерусалиме (Ин. 20:18-19).
8. У Матфея воскресший Христос разрешает Марии коснуться его ног (Мф. 28:9), а у Иоанна Христос запрещает Марии касаться его, потому что он еще не вознёсся к отцу (Ин. 20:17).
Что я могу поделать, если Вы не видите разницы между "никому ничего не сказали" и "побежали возвестить".
Вернусь к моей изначальной мысли. Давайте на минутку предположим, что рассказ о воскресении возник через 10-20 лет после смерти Христа. Многие верующие не знакомы с этим рассказом. Как им объяснить, почему они раньше об этом не слышали?
"И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись" (Марк 16:8).
Вот и объяснение. Не все узнали о воскресении Христа, потому что женщины побоялись сразу рассказать об этом. А потом Христос "явился" Павлу, еще кому-то... и все узнали о воскресении.
К тому времени, когда писал автор Евангелия, Христос уже "явился" множеству людей, да и женщины могли позже рассказать.
Точно. Ангел говорит им: "Идите и скажите ученикам". А потом евангелист пишет: "Они так испугались, что никому у гробницы ничего не рассказали". Логично?
Конечно. Они прямо побежали рассказывать ученикам, а Марк зачем-то вставляет глупую фразу о том, что по дороге они "никому ничего не сказали", имея в виду посторонних людей.
Об Иоанне разговор отдельный. Это Евангелие было написано позже остальных, и оно вообще вызывает кучу вопросов.
Цепочка, по-моему, у Марка примерно такая:
- они увидели ангела
- ангел им приказал рассказать о воскресении Христа
- они испугались и не рассказали
- поэтому некоторые из вас (читателей Марка) до сих пор не слышали о воскресении, но теперь читаете мой рассказ о том, что Христос воскрес!
Доказательств нет.
Не кажется ли Вам что, как правоверный атеист, Вы должны опираться сугубо на доказанные научные факты.
Или Вы всё же верите, что концовки там никогда не было?

Они беседовали в личном кабинете Пилата за бокалом шампанского ?

Похоже на то. Иначе заявления авторов Евангелий были бы менее противоречивыми:
"Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился" (Мф. 27:14).
"Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего" (Ин. 18:33-37).
Каждый описывал то, что знал. Евангелия дополняют одно другое. Это только подтверждает достоверность Евангелий.
1. Автор Матфея утверждает, что Иисус очистил Храм в последние дни перед смертью (Мф. 21:12-13), а у Иоанна сказано, что это произошло в самом начале служения Христа (Ин. 2:13-16).
2. У Матфея тайная вечерия и арест Иисуса происходят в первый день Пасхи (Мф. 26:17), а у Иоанна - на день раньше (Ин. 19:14).
3. В Матфее говорится, что на суде у Пилата Иисус "не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился" (Мф. 27:14), а автор Иоанна описывает диалог между Иисусом и Пилатом (Ин. 18:34-37).
4. Автор Матфея утверждает, что Симон Киринеянин нёс крест Христа (Мф. 27:32), а у Иоанна Иисус сам несёт свой крест (Ин. 19:17).
5. В Матфее сказано, что только несколько женщин стояли вдали от креста (Мф. 27:55), а в Иоанне Мария и ученик стоят возле креста, и распятый Христос беседует с ними (Ин. 19:25-26).
6. У Матфея две Марии видят, как ангел отваливает камень от гробницы Иисуса, и ангел сразу говорит им о воскресении Христа (Мф. 28:1-5), а у Иоанна камень уже был отвален, когда Мария одна пришла к гробнице, и она думает, что тело украли (Ин. 20:1-2).
7. В Матфее сказано, что ученики встретили воскресшего Иисуса в Галилее (Мф. 28:7, 16), а у Иоанна (и у Луки) они встречаются с ним в Иерусалиме (Ин. 20:18-19).
8. У Матфея воскресший Христос разрешает Марии коснуться его ног (Мф. 28:9), а у Иоанна Христос запрещает Марии касаться его, потому что он еще не вознёсся к отцу (Ин. 20:17).
Не вижу абсолютно никакого противоречия.
Что я могу поделать, если Вы не видите разницы между "никому ничего не сказали" и "побежали возвестить".

Вы считаете, что в варианте Марка женщины так никому ничего и не рассказали? Апостолы видимо до сих пор не в курсе , что же там произошло...

"И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись" (Марк 16:8).
Вот и объяснение. Не все узнали о воскресении Христа, потому что женщины побоялись сразу рассказать об этом. А потом Христос "явился" Павлу, еще кому-то... и все узнали о воскресении.
Непонятно каким образом сам Марк дознался до всего этого...
Женщины могли просто ничего не рассказывать встречным людям, людям которые находились непосредственно у гробницы.

Совершенно логично, что женщины должны были направиться прямиком к Петру и другим ученикам...

Вы почему-то ещё забыли фрагмент из Иоанна (есть ещё одно Евангелие в Новом Завете, если Вы не в курсе)...
Или Вы Иоанна не подозреваете в тайном сговоре?
Или Вы Иоанна не подозреваете в тайном сговоре?

Я так и не услышал ответа на мой вопрос:
- они увидели ангела
- ангел им приказал рассказать о воскресении Христа
- они испугались и не рассказали
- поэтому некоторые из вас (читателей Марка) до сих пор не слышали о воскресении, но теперь читаете мой рассказ о том, что Христос воскрес!
Комментарий