plug
А в чем тогда отличие "верю" от "знаю"?
Если все происходит в голове именно так, как я описал, то отличие лишь в определениях, которые мы вольны давать как нам захочется. Ведь на процесс это не повлияет.
Если человек полагает, что доказательств достаточно, то он скорее всего считает, что знает (что это истина).
Вы совершенно правы, именно поэтому многие верующие говорят - я знаю, что Бог есть.
Вот если человек способен сказать что-то типа "конечно, я не знаю наверняка, но верю, что так и есть...",
Думаю, вы согласитесь что знать наверняка можно только в идеальной дисциплине математике. В жизни есть некий порог, где мы условно считаем, что знаем наверняка. Порог, естественно, не только субъективен, но и различен для разных сфер человеческой деятельности.
Но тогда можно сказать так - "достаточно доказательств", это достаточно для того, чтобы отделить "верю" от "точно знаю".
Эта граница тоже будет субъективной, и в итоге все сведется к тому же: отличие знания от веры будет определяться ИМХОм
При полном наличии наукоподобного определения.
Нередко один говорит - "я точно знаю, что ...". А другой - "ты не можешь этого знать наверняка, потому, что то, что ты тут представил как доказательство, на самом деле доказывает лишь то, что ..., а не то, что ты подумал ...". Ну так второй тоже может быть не прав (в оценке доказательств). А может быть ему удастся переубедить первого.
Совершенно верно, отличие знания от точного знания в этом варианте будет проходить исключительно в голове спорщиков
Причем у каждого по своему.
Я же сказал "достаточно для того, кто решает".
Я не спорю с определением, просто уточнял.
Если вы возьметесь решать за другого, достаточно ли ему доказательств для того, чтобы сделать вывод об истинности, то неизбежно возникнут такие коллизии. Вы оцените его убежденность как веру, он - как точное знание. Ну так и оставьте решение собственно тому, кто в данный момент решает, независимо от того - свою или чужую убежденность он оценивает.
Получается, вопрос о том, вера это или знание, решается волей судьи
"Как вы считаете - является ли Мугамбо Мумба лучшим кандидатом в президенты Зимундии?" И что я должен считать? Что да - является? Или нет, не является?
Дело в том, что данное утверждение для вас начисто лишено смысла, и подобный вопрос равноценен вопросу ""Как вы считаете - что тяжелее, лорлоро или орпорпо?" Информативносли для вас в таком утверждении - ноль. Я же, обратите внимание, писал: представлении об истинности чего-либо появляется одновременно с появлением самого представления об этом что-либо. А в приведенном вами примере ни представления о Мугамбо, ни о Зимундии, у вас нет.
То же самое можно сказать о человеке, не имеющем представления о Боге. Но человек, имеющий о нем представление (хоть какое-то), такой беспристрастностью похвастаться не может.
Ну так это его проблемы...
Вообще-то я представил это дело так, что это объективный факт, а не его проблемы.
Итак, там, где аристотелевская логика признает лишь два класса «истинное» и «ложное», пост-копенгагенистская наука склонна признавать четыре, хотя один лишь доктор Анатолий Рапопорт четко сформулировал их: «истинное», «ложное», «неопределенное» (пока еще непроверяемое) и «бессмысленное» (в принципе непроверяемое). Некоторые логики-позитивисты называют «бессмысленные» утверждения «злоупотреблением языком»; Ницше называл их просто «плутовством». Кожибский описывал их как «шум»... Роберт Уилсон. Квантовая психология.
Неопределенное я описал - под него подходит как пояснение через абзац выше, так и временная развертка переключения отношения из истинного в ложное, т.е. средневзвешенное отношение за период времени. Бессмысленное тоже упоминалось: Любое полное непарадоксальное утверждение имеет только два варианта решения. Все оговорено и ненужное исключено
Ни за что. Просто не принимаю.
Это возможно только при отсутствии представления: ведь в случае с Йети оба, и лекговерный, и критик, имели представление и о Йети, и о метро.
Но вопрос не стоит о том какое значение имеет утверждение, а о том - "беру" ли я это значение или нет.
Вы его не берете, вы его даете. Вы сами делаете стакан чистым или грязным, а наличие стакана - это наличие утверждения в вашей голове. Повторюсь, это относится лишь к полным непарадоксальным утверждениям.
Если считаете, что аналогия с "верой" и "утверждением" не верная, то ... с интересом выслушаю - почему.
Не то чтобы не верная - не полная. Решая вопросы в частности, мы совершенно справедливо можем отказываться брать стакан и работать с набором вопросов, необходимом лишь для решения частного. Вряд ли Михаил Васильевич, решая вопрос с теплородом, задумывался в этом контексте о вопросе, есть ли Бог. Рассматривая гипотетические ситуации, мы вольны задавать им любой набор условий. При исследовании химической реакции вопрос о Боге исключен, однако при всей а-теистичности (теос в этом не фигурирует), такое исследование не делает исследователя атеистом - вопрос о Боге тут не ставится именно в вашем понимании - ни да ни нет; самого вопроса нет. Точно так же как знающий теорему Пифагора в театре не становится незнающим только потому, что думает о происходящем на сцене, а не о теореме. Но когда затрагивается вопрос именно о Боге, то решение не может быть игнорировано, и тут уже придется брать стакан. Ведь смысл, сущность ответа на вопрос именно в том и заключается, чтобы взять стакан, а не решить, взять его или нет, тогда как чистота стакана - это само значение ответа. В том-то и дело что не беря станкан, мы не отвечаем на вопрос, а отказываемся от ответа и от вопроса. Строго говоря, если вы всеми силами стараетесь уйти от этого вопроса при рассмотрении, но при этом действительно предполагаете что где-то там, возможно, Бог в каких-то видах, в каких-то формах, есть, и Он себя проявит, то вы решаете вопрос с Богом положительно и атеистом вас назвать нельзя
Если же вы, говоря что не исключаете Бога, при этом не сомневаетесь что Его нет, то вы - атеист, а публичное не исключение Бога - лицемерие, чтобы соответствовать образу беспристрастного исследователя.
А я могу (не то, чтобы совсем не иметь, но иметь третье). И что же мне теперь поделать? Отказаться, чтобы Вам было удобнее?
Если утверждение может иметь лишь два значения, то отсутствие решения может говорить лишь об отсутствии утверждения на повестке дня. Отсутствие значения не является третим значением утверждения.
Ну, презумпция (как я понимаю это слово) все таки отличается от веры тем, что это скорее формальный прием.
В частном случае - да. Но в индивидуальном порядке они так же успешно действуют. В том же примере с Йети два случая противоположных презумпций. Критический человек считает что Йети там не было, пока не получит доказательств обратного, легковерный полностью наоборот - а назовете вы это верой или предположением, суть его мнения не изменится и, главное, отличается от противоположного мнения лишь знаком.
Судьи могут считать преступление очевидным (изначально верить в виновность), но во исполнение презумпции невиновности добросовестно исследовать все обстоятельства и аргументы.
Совершенно верно, общественные презумпции и должны быть объективны. Но для себя, субъективно, человек решает вопрос об истинности таким же способом. Например, вы узнали новую теорию в школе. Еще не зная ее доказательства, вы заранее принимаете ее истинность - потому что знаете что в учебниках печатают как правило проверенные вещи, что преподаватель знает вопрос лучше вас и т.д. и т.п., пока не убедитесь в ее ложности - допустим, вы стали великим ученым и опровергли ее впоследствии.
А в чем тогда отличие "верю" от "знаю"?
Если все происходит в голове именно так, как я описал, то отличие лишь в определениях, которые мы вольны давать как нам захочется. Ведь на процесс это не повлияет.
Если человек полагает, что доказательств достаточно, то он скорее всего считает, что знает (что это истина).
Вы совершенно правы, именно поэтому многие верующие говорят - я знаю, что Бог есть.
Вот если человек способен сказать что-то типа "конечно, я не знаю наверняка, но верю, что так и есть...",
Думаю, вы согласитесь что знать наверняка можно только в идеальной дисциплине математике. В жизни есть некий порог, где мы условно считаем, что знаем наверняка. Порог, естественно, не только субъективен, но и различен для разных сфер человеческой деятельности.
Но тогда можно сказать так - "достаточно доказательств", это достаточно для того, чтобы отделить "верю" от "точно знаю".
Эта граница тоже будет субъективной, и в итоге все сведется к тому же: отличие знания от веры будет определяться ИМХОм

Нередко один говорит - "я точно знаю, что ...". А другой - "ты не можешь этого знать наверняка, потому, что то, что ты тут представил как доказательство, на самом деле доказывает лишь то, что ..., а не то, что ты подумал ...". Ну так второй тоже может быть не прав (в оценке доказательств). А может быть ему удастся переубедить первого.
Совершенно верно, отличие знания от точного знания в этом варианте будет проходить исключительно в голове спорщиков

Я же сказал "достаточно для того, кто решает".
Я не спорю с определением, просто уточнял.
Если вы возьметесь решать за другого, достаточно ли ему доказательств для того, чтобы сделать вывод об истинности, то неизбежно возникнут такие коллизии. Вы оцените его убежденность как веру, он - как точное знание. Ну так и оставьте решение собственно тому, кто в данный момент решает, независимо от того - свою или чужую убежденность он оценивает.
Получается, вопрос о том, вера это или знание, решается волей судьи

"Как вы считаете - является ли Мугамбо Мумба лучшим кандидатом в президенты Зимундии?" И что я должен считать? Что да - является? Или нет, не является?
Дело в том, что данное утверждение для вас начисто лишено смысла, и подобный вопрос равноценен вопросу ""Как вы считаете - что тяжелее, лорлоро или орпорпо?" Информативносли для вас в таком утверждении - ноль. Я же, обратите внимание, писал: представлении об истинности чего-либо появляется одновременно с появлением самого представления об этом что-либо. А в приведенном вами примере ни представления о Мугамбо, ни о Зимундии, у вас нет.
То же самое можно сказать о человеке, не имеющем представления о Боге. Но человек, имеющий о нем представление (хоть какое-то), такой беспристрастностью похвастаться не может.
Ну так это его проблемы...
Вообще-то я представил это дело так, что это объективный факт, а не его проблемы.
Итак, там, где аристотелевская логика признает лишь два класса «истинное» и «ложное», пост-копенгагенистская наука склонна признавать четыре, хотя один лишь доктор Анатолий Рапопорт четко сформулировал их: «истинное», «ложное», «неопределенное» (пока еще непроверяемое) и «бессмысленное» (в принципе непроверяемое). Некоторые логики-позитивисты называют «бессмысленные» утверждения «злоупотреблением языком»; Ницше называл их просто «плутовством». Кожибский описывал их как «шум»... Роберт Уилсон. Квантовая психология.
Неопределенное я описал - под него подходит как пояснение через абзац выше, так и временная развертка переключения отношения из истинного в ложное, т.е. средневзвешенное отношение за период времени. Бессмысленное тоже упоминалось: Любое полное непарадоксальное утверждение имеет только два варианта решения. Все оговорено и ненужное исключено

Ни за что. Просто не принимаю.
Это возможно только при отсутствии представления: ведь в случае с Йети оба, и лекговерный, и критик, имели представление и о Йети, и о метро.
Но вопрос не стоит о том какое значение имеет утверждение, а о том - "беру" ли я это значение или нет.
Вы его не берете, вы его даете. Вы сами делаете стакан чистым или грязным, а наличие стакана - это наличие утверждения в вашей голове. Повторюсь, это относится лишь к полным непарадоксальным утверждениям.
Если считаете, что аналогия с "верой" и "утверждением" не верная, то ... с интересом выслушаю - почему.

Не то чтобы не верная - не полная. Решая вопросы в частности, мы совершенно справедливо можем отказываться брать стакан и работать с набором вопросов, необходимом лишь для решения частного. Вряд ли Михаил Васильевич, решая вопрос с теплородом, задумывался в этом контексте о вопросе, есть ли Бог. Рассматривая гипотетические ситуации, мы вольны задавать им любой набор условий. При исследовании химической реакции вопрос о Боге исключен, однако при всей а-теистичности (теос в этом не фигурирует), такое исследование не делает исследователя атеистом - вопрос о Боге тут не ставится именно в вашем понимании - ни да ни нет; самого вопроса нет. Точно так же как знающий теорему Пифагора в театре не становится незнающим только потому, что думает о происходящем на сцене, а не о теореме. Но когда затрагивается вопрос именно о Боге, то решение не может быть игнорировано, и тут уже придется брать стакан. Ведь смысл, сущность ответа на вопрос именно в том и заключается, чтобы взять стакан, а не решить, взять его или нет, тогда как чистота стакана - это само значение ответа. В том-то и дело что не беря станкан, мы не отвечаем на вопрос, а отказываемся от ответа и от вопроса. Строго говоря, если вы всеми силами стараетесь уйти от этого вопроса при рассмотрении, но при этом действительно предполагаете что где-то там, возможно, Бог в каких-то видах, в каких-то формах, есть, и Он себя проявит, то вы решаете вопрос с Богом положительно и атеистом вас назвать нельзя

А я могу (не то, чтобы совсем не иметь, но иметь третье). И что же мне теперь поделать? Отказаться, чтобы Вам было удобнее?
Если утверждение может иметь лишь два значения, то отсутствие решения может говорить лишь об отсутствии утверждения на повестке дня. Отсутствие значения не является третим значением утверждения.
Ну, презумпция (как я понимаю это слово) все таки отличается от веры тем, что это скорее формальный прием.
В частном случае - да. Но в индивидуальном порядке они так же успешно действуют. В том же примере с Йети два случая противоположных презумпций. Критический человек считает что Йети там не было, пока не получит доказательств обратного, легковерный полностью наоборот - а назовете вы это верой или предположением, суть его мнения не изменится и, главное, отличается от противоположного мнения лишь знаком.
Судьи могут считать преступление очевидным (изначально верить в виновность), но во исполнение презумпции невиновности добросовестно исследовать все обстоятельства и аргументы.
Совершенно верно, общественные презумпции и должны быть объективны. Но для себя, субъективно, человек решает вопрос об истинности таким же способом. Например, вы узнали новую теорию в школе. Еще не зная ее доказательства, вы заранее принимаете ее истинность - потому что знаете что в учебниках печатают как правило проверенные вещи, что преподаватель знает вопрос лучше вас и т.д. и т.п., пока не убедитесь в ее ложности - допустим, вы стали великим ученым и опровергли ее впоследствии.
Комментарий