Страдание объективно. Возьмите молоток и ударьте себя по пальцу, какая будет реакция? Причем здесь благородство? В конечном счете страдание проявлено в одной из трех характеристиках существования - непостоянстве. В сансаре (которая переводится, как бесконечное скитание), как обусловленной дхамме, нет ничего постоянного и это самый весомый для буддиста аргумент, которой может зародить усердие избавления от сансарического существования. Пребывание в райских обителях временно, счастье непостоянно, здоровье разрушается, так или иначе все составное, рожденное, подвергается разрушению. Будда заповедовал не стремиться к соблазнам мира, но и не подвергать себя чрезмерному аскетизму. Он сам прошел путь суровой аскезы и понял, что кроме страдания тела и понижения жизненных характеристик это ему ничего не дало.
Человеку с христианским сознанием это не совсем понятно, так как их пророк сам страдал и был распят на кресте ради человечества. Но буддист вспомнит о персональной камме каждого живого существа, о совершенной нравственности, совершенном сосредоточении, совершенной мудрости, которые ведут к архатству и никто, ни пророки, ни боги за тебя не выполнят ту работу, которую необходимо исполнить для достижения Ниббаны. Равно, как и личная жертва ради других живых существ не ведет к большей мудрости, сосредоточению и нравственности, но является производной неведения в истинную природу вещей.
Человеку с христианским сознанием это не совсем понятно, так как их пророк сам страдал и был распят на кресте ради человечества. Но буддист вспомнит о персональной камме каждого живого существа, о совершенной нравственности, совершенном сосредоточении, совершенной мудрости, которые ведут к архатству и никто, ни пророки, ни боги за тебя не выполнят ту работу, которую необходимо исполнить для достижения Ниббаны. Равно, как и личная жертва ради других живых существ не ведет к большей мудрости, сосредоточению и нравственности, но является производной неведения в истинную природу вещей.
Комментарий