Почитаем Коран?
"Любой, кому небезразлично происходящее в нашем мире, должен потратить хотя бы немного времени на изучение Корана". Такой совет, как и многие другие, дал Анди Руни, известный телекомментатор канала CBS, после теракта 11 сентября.
Подсознательно чувствуешь, что в этом совете что-то есть, раз уж террористы оправдывают свои действия священным писанием ислама. Предполагаемый глава ячейки, организовавшей теракт, Мохаммед Атта, имел при себе экземпляр Корана, отправляясь в полет. В пятистраничном документе, переданном им остальным террористам, помимо инструкций по угону самолета Атта передает наставления духовного плана: советует им почаще молиться, просить руководства свыше и "продолжать читать вслух Коран". Усама бен Ладен часто цитирует Коран, когда ему необходимо призвать своих последователей к действию или убедить их в чем-либо.
По свидетельству очевидцев, по меньшей мере один из террористов-самоубийц, принимавших участие в покушении на президента Пакистана Первеза Мушаррафа, читал Коран перед тем, как подорвать себя. Цитаты из Корана часто звучат и в исповедях хамасовских камикадзе, записанных на видеопленку перед терактами.
Множество немусульман действительно взялись за чтение Корана. В первые же после теракта 11 сентября недели крупнейший издатель Корана в США сообщил, что его продажи возросли пятикратно и для удовлетворения спроса пришлось организовать доставку тиража этой книги из Великобритании. По данным книжных магазинов, в Америке за этот период было продано больше Коранов, чем Библий.
Все это было музыкой для ушей исламистов. Хоссам Габри, член Исламского общества Бостона, организации, имеющей связи с лицами, оказывающими поддержку террористам, находит чтение Корана немусульманами "очень хорошим показателем".
Однако чтение Корана - это как раз неправильный путь к пониманию того, что происходит в мире. Я говорю так, потому что Коран:
Глубок и содержателен. Нельзя просто открыть его и сразу понять смысл написанного, каждое предложение в этой книге обросло множеством комментариев, аннотаций, сносок и сносок к сноскам. Подобный материал требует интенсивного изучения его контекста, развития и конкурирующих интерпретаций. Здесь вполне уместно провести аналогию с американской Конституцией: ее Вторая поправка состоит лишь из 18 слов ("Поскольку для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное ополчение, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям"), однако является предметом изучения многочисленных трудов, многие из которых составляют целые тома. Ни один человек, не сталкивавшийся ранее с данным вопросом, не в состоянии оценить, каков подтекст этого предложения.
Сложен и противоречив. Противоречия в священном тексте веками изучались и приводились в соответствие учеными. Некоторые стихи были изъяты и заменены новыми, противоположными по значению. Например, стих 9:5 требует от мусульман воздержаться от убийства язычников во время священных месяцев, в то время как стих 9:36 призывает правоверных сражаться с кафирами именно в эти месяцы. Рядовой, неподготовленный читатель никогда не даст правильного ответа на вопрос, каким же из указаний руководствоваться. (На самом деле - вторым.)
Статичен: Священное писание, чей текст остается неизменным на протяжении веков, нельзя рассматривать как причину изменений, имевших место в мире. Если именно Коран виновен в появлении терроризма, как объяснить обстановку, например, в шестидесятых годах прошлого века, когда милитаристских исламских группировок, исповедующих насилие, практически не существовало? Текст Корана с того времени не изменился. Если брать шире, на протяжении четырнадцати веков один и тот же текст побуждал мусульман быть к агрессии и миролюбию, к терпимости и безосновательной ненависти. Логика подсказывает, что неизменный текст не может быть истинной причиной этих перемен, ее нужно искать где-то еще.
Не содержит всей необходимой информации: Мусульмане по-разному читали Коран в разное время. Предписания, касающиеся скромности, которую необходимо соблюдать мусульманским женщинам, означало для египетских феминисток двадцатых годов прошлого века совсем не то же самое, что для их потомков сейчас. Тогда запрет на хождение с непокрытой головой воспринимался женщинами как проявление притеснения и изгнание из общественной жизни. Сегодня, как гласит заголовок статьи одной британской газеты, "Завуалированное есть прекрасное". Тогда постоянный платок на голове говорил о том, что женщина - недочеловек; сегодня, словами редактора журнала мод, платок и вуаль "шепчут тебе: ты - женщина... С тобой должны обращаться как с независимой личностью". Читая Коран без обращения к историческим источникам, вы бы ни за что не уловили этой загадочной эволюции. Короче говоря, Коран не есть хроника событий прошлого. Учебник истории есть учебник истории. Вместо Корана я бы посоветовал каждому, кто хотел бы узнать о корнях воинствующего ислама, попытаться понять причины возникновения таких феноменов, как ваххабитское движение, революция Хомейни и "Аль-Кайеда". История мусульманских стран, а не исламская теология, объясняет, как пришли к тому, что имеем, и подсказывает, что ожидает нас дальше. 26-01-2004 Дэниел Пайпс, FrontPage Magazine
"Любой, кому небезразлично происходящее в нашем мире, должен потратить хотя бы немного времени на изучение Корана". Такой совет, как и многие другие, дал Анди Руни, известный телекомментатор канала CBS, после теракта 11 сентября.
Подсознательно чувствуешь, что в этом совете что-то есть, раз уж террористы оправдывают свои действия священным писанием ислама. Предполагаемый глава ячейки, организовавшей теракт, Мохаммед Атта, имел при себе экземпляр Корана, отправляясь в полет. В пятистраничном документе, переданном им остальным террористам, помимо инструкций по угону самолета Атта передает наставления духовного плана: советует им почаще молиться, просить руководства свыше и "продолжать читать вслух Коран". Усама бен Ладен часто цитирует Коран, когда ему необходимо призвать своих последователей к действию или убедить их в чем-либо.
По свидетельству очевидцев, по меньшей мере один из террористов-самоубийц, принимавших участие в покушении на президента Пакистана Первеза Мушаррафа, читал Коран перед тем, как подорвать себя. Цитаты из Корана часто звучат и в исповедях хамасовских камикадзе, записанных на видеопленку перед терактами.
Множество немусульман действительно взялись за чтение Корана. В первые же после теракта 11 сентября недели крупнейший издатель Корана в США сообщил, что его продажи возросли пятикратно и для удовлетворения спроса пришлось организовать доставку тиража этой книги из Великобритании. По данным книжных магазинов, в Америке за этот период было продано больше Коранов, чем Библий.
Все это было музыкой для ушей исламистов. Хоссам Габри, член Исламского общества Бостона, организации, имеющей связи с лицами, оказывающими поддержку террористам, находит чтение Корана немусульманами "очень хорошим показателем".
Однако чтение Корана - это как раз неправильный путь к пониманию того, что происходит в мире. Я говорю так, потому что Коран:
Глубок и содержателен. Нельзя просто открыть его и сразу понять смысл написанного, каждое предложение в этой книге обросло множеством комментариев, аннотаций, сносок и сносок к сноскам. Подобный материал требует интенсивного изучения его контекста, развития и конкурирующих интерпретаций. Здесь вполне уместно провести аналогию с американской Конституцией: ее Вторая поправка состоит лишь из 18 слов ("Поскольку для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное ополчение, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям"), однако является предметом изучения многочисленных трудов, многие из которых составляют целые тома. Ни один человек, не сталкивавшийся ранее с данным вопросом, не в состоянии оценить, каков подтекст этого предложения.
Сложен и противоречив. Противоречия в священном тексте веками изучались и приводились в соответствие учеными. Некоторые стихи были изъяты и заменены новыми, противоположными по значению. Например, стих 9:5 требует от мусульман воздержаться от убийства язычников во время священных месяцев, в то время как стих 9:36 призывает правоверных сражаться с кафирами именно в эти месяцы. Рядовой, неподготовленный читатель никогда не даст правильного ответа на вопрос, каким же из указаний руководствоваться. (На самом деле - вторым.)
Статичен: Священное писание, чей текст остается неизменным на протяжении веков, нельзя рассматривать как причину изменений, имевших место в мире. Если именно Коран виновен в появлении терроризма, как объяснить обстановку, например, в шестидесятых годах прошлого века, когда милитаристских исламских группировок, исповедующих насилие, практически не существовало? Текст Корана с того времени не изменился. Если брать шире, на протяжении четырнадцати веков один и тот же текст побуждал мусульман быть к агрессии и миролюбию, к терпимости и безосновательной ненависти. Логика подсказывает, что неизменный текст не может быть истинной причиной этих перемен, ее нужно искать где-то еще.
Не содержит всей необходимой информации: Мусульмане по-разному читали Коран в разное время. Предписания, касающиеся скромности, которую необходимо соблюдать мусульманским женщинам, означало для египетских феминисток двадцатых годов прошлого века совсем не то же самое, что для их потомков сейчас. Тогда запрет на хождение с непокрытой головой воспринимался женщинами как проявление притеснения и изгнание из общественной жизни. Сегодня, как гласит заголовок статьи одной британской газеты, "Завуалированное есть прекрасное". Тогда постоянный платок на голове говорил о том, что женщина - недочеловек; сегодня, словами редактора журнала мод, платок и вуаль "шепчут тебе: ты - женщина... С тобой должны обращаться как с независимой личностью". Читая Коран без обращения к историческим источникам, вы бы ни за что не уловили этой загадочной эволюции. Короче говоря, Коран не есть хроника событий прошлого. Учебник истории есть учебник истории. Вместо Корана я бы посоветовал каждому, кто хотел бы узнать о корнях воинствующего ислама, попытаться понять причины возникновения таких феноменов, как ваххабитское движение, революция Хомейни и "Аль-Кайеда". История мусульманских стран, а не исламская теология, объясняет, как пришли к тому, что имеем, и подсказывает, что ожидает нас дальше. 26-01-2004 Дэниел Пайпс, FrontPage Magazine

Комментарий