В любом серьёзном учении есть внутренняя и внешняя стороны.
Внешняя - морально-нравственные предписания.
Внутренняя - практика, передаваемая непосредственно учителем ученику.
"Царство Божие внутри нас", "ищите прежде Царства Божия внутри себя".
Речь идёт о практике внутреннего созерцания Божественного Света, аналогичной практикам цигун и медитации.
Но, чтобы осуществлять подобную практику, нужно сначало пройти процесс очищения: следовать определённым внешним предписаниям, в число которых входит и пост.
Теперь я понимаю, почему Бог сначала провёл меня через опыт восточных практик, т.к. на востоке эта традиция не прячется от людей.
PSYLIB® архим. Киприан (Керн). АНТРОПОЛОГИЯ СВ.ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ
"Соучастие и помощь тела в деле молитвы усматривается, прежде всего, в "удержании ума внутри тела и посылании его внутрь тела"196. "Надо блуждающий во вне по предметам чувственного мира ум вернуть внутрь своего тела, а оттуда направить его к Богу", учит св. Григорий Палама197. Это хранение ума внутри своего тела облегчается и так сказать регулируется дыханием, как естественным и равномерным движением тела. Это придает и самой молитве известную регулярность и ритмичность.
И самое положение тела с немного наклоненной головой и взором, направленным на грудь или живот человека, облегчает это непрестанное молитвенное делание.
Известно, как было воспринято такое воззрение аскетов-молчальников и какому карикатурному извращению подвергся их молитвенный опыт и аскетическая практика. Их называли их современники "омфалопсихами", пупосозерцателями, учившими якобы, что душа человека заключена в пупе. Эти иронические замечания повторяются с ехидством и теперешними легкомысленными критиками этого векового аскетического опыта. Обстоятельное и вполне научно-обоснованное изложение аскетического учения паламизма находим в статье о. Василия Кривошеина "Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы"198, на каковую мы и обращаем внимание интересующихся.
Подвизающиеся в непрестанном трезвении ума, т.е. в "упрощении" его, в очищении от всего внешнего, путем возвращения внутрь к простоте единого, достигают Фаворского света. Они, вместе с апостолами, становятся соучастниками евангельского видения божественного света. По слову одного из видных представителей исихазма, ученика преп. Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, достигший совершенства во внутреннем трезвении ума, достигает таинственных высот: "ему свойственно пересекать воздух, возноситься выше всего, вращаться в кругу горних чинов небесных, приближаться к Первому Свету, и исследовать духом глубины Божия... Он пребывает в общении с высочайшими силами Херувимов и Серафимов, коим принадлежит слово мудрости, и вместе слово разума"199. О созерцании божественного света знает преп. Симеон Новый Богослов200, преп. Григорий Синаит201 и, конечно, св. Григорий Палама202. Эти три прославленных "художника умного делания", однако, не ввели чего-то нового в мистический опыт монашества. И до них весь длинный ряд поколений свв. аскетов учил о том же свете."
Внешняя - морально-нравственные предписания.
Внутренняя - практика, передаваемая непосредственно учителем ученику.
"Царство Божие внутри нас", "ищите прежде Царства Божия внутри себя".
Речь идёт о практике внутреннего созерцания Божественного Света, аналогичной практикам цигун и медитации.
Но, чтобы осуществлять подобную практику, нужно сначало пройти процесс очищения: следовать определённым внешним предписаниям, в число которых входит и пост.
Теперь я понимаю, почему Бог сначала провёл меня через опыт восточных практик, т.к. на востоке эта традиция не прячется от людей.
PSYLIB® архим. Киприан (Керн). АНТРОПОЛОГИЯ СВ.ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ
"Соучастие и помощь тела в деле молитвы усматривается, прежде всего, в "удержании ума внутри тела и посылании его внутрь тела"196. "Надо блуждающий во вне по предметам чувственного мира ум вернуть внутрь своего тела, а оттуда направить его к Богу", учит св. Григорий Палама197. Это хранение ума внутри своего тела облегчается и так сказать регулируется дыханием, как естественным и равномерным движением тела. Это придает и самой молитве известную регулярность и ритмичность.
И самое положение тела с немного наклоненной головой и взором, направленным на грудь или живот человека, облегчает это непрестанное молитвенное делание.
Известно, как было воспринято такое воззрение аскетов-молчальников и какому карикатурному извращению подвергся их молитвенный опыт и аскетическая практика. Их называли их современники "омфалопсихами", пупосозерцателями, учившими якобы, что душа человека заключена в пупе. Эти иронические замечания повторяются с ехидством и теперешними легкомысленными критиками этого векового аскетического опыта. Обстоятельное и вполне научно-обоснованное изложение аскетического учения паламизма находим в статье о. Василия Кривошеина "Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы"198, на каковую мы и обращаем внимание интересующихся.
Подвизающиеся в непрестанном трезвении ума, т.е. в "упрощении" его, в очищении от всего внешнего, путем возвращения внутрь к простоте единого, достигают Фаворского света. Они, вместе с апостолами, становятся соучастниками евангельского видения божественного света. По слову одного из видных представителей исихазма, ученика преп. Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, достигший совершенства во внутреннем трезвении ума, достигает таинственных высот: "ему свойственно пересекать воздух, возноситься выше всего, вращаться в кругу горних чинов небесных, приближаться к Первому Свету, и исследовать духом глубины Божия... Он пребывает в общении с высочайшими силами Херувимов и Серафимов, коим принадлежит слово мудрости, и вместе слово разума"199. О созерцании божественного света знает преп. Симеон Новый Богослов200, преп. Григорий Синаит201 и, конечно, св. Григорий Палама202. Эти три прославленных "художника умного делания", однако, не ввели чего-то нового в мистический опыт монашества. И до них весь длинный ряд поколений свв. аскетов учил о том же свете."
Комментарий