Богословская реформа каппадокийцев

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Лука
    Отключен

    • 14 September 2003
    • 77980

    #511
    Сообщение от томич
    Вот скажем, каппадокийские отцы угасили бурю еретических разномылыслий в христианстве, полностью усвоив неоплатоническое учение о Троице божественных ипостасей, станем ли мы за это их осуждать?
    Осуждать мы не будем никого и ни за что. Но я прошу Вас доказать, что учение о Святой Троице, исповедуемое всеми Христианами, является неоплатоническим.

    Комментарий

    • олег колыванов
      Ветеран

      • 29 January 2017
      • 3681

      #512
      Сообщение от томич
      Вот скажем, каппадокийские отцы угасили бурю еретических разномылыслий в христианстве, полностью усвоив неоплатоническое учение о Троице божественных ипостасей, станем ли мы за это их осуждать?
      Осуждать не стоит никого, скорее стоит пожалеть о их глупости.

      Ведь откуда появилось учение о богородице и богочеловеке тоже из язычества, там так же девы царских родов зачинали от их бога Зевса который был им мужем, как у некоторых Мария жена Духа Святого, и далее рожали девы богочеловеков сынов богу их и девушкам и они так же были им матерями и богородицами а некоторые и приснодевами. Так что вот откуда корни ортодоксии растут прямиком из язычества, а у христиан таких учений напочь не было и никто Марию за Богородицу не почитал и не считал ее некой великой, как и Богочеловеком Иисуса. А о Троице вообще не учили потому и нет этого слова в Писаниях у апостолов.

      Комментарий

      • томич
        Спасаемый

        • 27 January 2017
        • 209

        #513
        Сообщение от олег колыванов
        Прямо скажу негативные чувства рождаются когда слышишь от называющих себя христианами всякие гадости и подколки и смехотворство, полагаю что такого не должно быть у истинных Христиан.

        К Римлянам 12 9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;

        Так в чем вы увидели в моих словах неправоту можете пояснить?
        итак, вы ощущаете агрессию и неприятие по отношению ко всему, что происходит и хотите все это исправить. То, что вы это осознали, очень хорошо. Теперь посмотрите на заглавие темы. Так. Вчитайтесь в мой пост. Хорошо. Найдите в нем рациональное зерно. Отлично. Теперь отвечайте!

        - - - Добавлено - - -

        Сообщение от олег колыванов
        Осуждать не стоит никого, скорее стоит пожалеть о их глупости.

        Ведь откуда появилось учение о богородице и богочеловеке тоже из язычества, там так же девы царских родов зачинали от их бога Зевса который был им мужем, как у некоторых Мария жена Духа Святого, и далее рожали девы богочеловеков сынов богу их и девушкам и они так же были им матерями и богородицами а некоторые и приснодевами. Так что вот откуда корни ортодоксии растут прямиком из язычества, а у христиан таких учений напочь не было и никто Марию за Богородицу не почитал и не считал ее некой великой, как и Богочеловеком Иисуса. А о Троице вообще не учили потому и нет этого слова в Писаниях у апостолов.
        олег! олег! очнитесь, хватит тролить!

        Комментарий

        • олег колыванов
          Ветеран

          • 29 January 2017
          • 3681

          #514
          Сообщение от томич
          итак, вы ощущаете агрессию и неприятие по отношению ко всему, что происходит и хотите все это исправить.
          Ну что вы никакой агрессии я не ощущаю, просто жалко людей верят невесть во что, вот и пытаюсь им сказать подумайте над тем во что верите, а захотят они или нет это не от меня зависит, но от Бога.

          А вот когда люди хулят друг друга, мне это не нравится и вразумляю так же что такого между христианами быть не должно. Или вы полагаете что христианин должен убивать и гнать другого христианина?

          Сообщение от томич
          То, что вы это осознали, очень хорошо.
          О чем вы?

          Сообщение от томич
          Теперь посмотрите на заглавие темы. Так. Вчитайтесь в мой пост, хорошо, найдите в нем рациональное зерно, отлично, теперь отвечайте.
          Вообще то я спросил иное что вы увидели у меня?

          - - - Добавлено - - -

          Сообщение от томич
          олег! олег! очнитесь, хватит тролить!
          Никакого тролизма у меня нет говорю чистую правду. Проверьте сами у язычников задолго до христиан было известны и богочеловеки и богородицы и матери сынов бога и прочее чему сейчас учат. Потому и люди пришедшие с язычников греции внесли эти учения в христианство а там до них этого не было проверьте по Писаниям.
          Где вы увидели чтобы Марию Иисус называл мать хоть раз?
          Где вы нашли что учили о богочеловеке или богородице?
          Где вы видели чтобы учили о великой царице небесной и прочее?

          Комментарий

          • томич
            Спасаемый

            • 27 January 2017
            • 209

            #515
            что вы увидели у меня?
            вижу, вы любите пофлудить
            а вот я люблю поумничать

            Комментарий

            • олег колыванов
              Ветеран

              • 29 January 2017
              • 3681

              #516
              Сообщение от томич
              вижу, вы любите пофлудить
              а вот я люблю поумничать
              Ну не хотите говорить не надо, навязываться не буду.

              Комментарий

              • томич
                Спасаемый

                • 27 January 2017
                • 209

                #517
                Сообщение от олег колыванов
                Ну не хотите говорить не надо, навязываться не буду.
                ну и не надо

                Комментарий

                • Лука
                  Отключен

                  • 14 September 2003
                  • 77980

                  #518
                  томич

                  На мой вопрос #511 (4908421) Вы собираетесь ответить?

                  Комментарий

                  • томич
                    Спасаемый

                    • 27 January 2017
                    • 209

                    #519
                    Сообщение от Лука
                    Осуждать мы не будем никого и ни за что. Но я прошу Вас доказать, что учение о Святой Троице, исповедуемое всеми Христианами, является неоплатоническим.
                    у них были все эти термины, смысл учения идентичен. Сомневаетесь что Логос - одно из имен неополатонической второй ипостаси? Что Св. Дух идентичен третьей, а непознаваемое единое Богу Отцу?

                    - - - Добавлено - - -

                    Сообщение от Лука
                    томич

                    На мой вопрос #511 (4908421) Вы собираетесь ответить?
                    уже. Больше того, намереваюсь поискать цитаты

                    Комментарий

                    • Лука
                      Отключен

                      • 14 September 2003
                      • 77980

                      #520
                      Сообщение от томич
                      у них были все эти термины, смысл учения идентичен.
                      Вот признаки неоплатонизма:


                      Покажите наличие хотя бы одного из этих признаков в учении Церкви Христовой.

                      Комментарий

                      • томич
                        Спасаемый

                        • 27 January 2017
                        • 209

                        #521
                        Сообщение от Лука
                        Вот признаки неоплатонизма:


                        Покажите наличие хотя бы одного из этих признаков в учении Церкви Христовой.
                        не собираюсь вам ничего показывать. Сказал, что сказал. Неоплатонизм не является христианским учением

                        §3. Общее содержание и разделение неоплатонизма

                        Неоплатонизм как философская система сводится к учению об иерархическом строении бытия и к конструированию таких нисходящих его ступеней, эманирующих путем постепенного ослабления из первой ступени: Единое, Числа, Ум, Душа, Космос, Материя.

                        1. Единое (hen)

                        Наивысшей ступенью и последним завершением всего бытия является Единое. Оно представляет собою охват всего существующего в одной неделимой точке, которая настолько полно и всесторонне охватывает все сущее, что кроме него уже больше ничего не остается другого, так что нет ничего такого, от чего оно чем-нибудь отличалось бы. Это значит, что оно вообще не может быть чем-нибудь, то есть ему не свойственно никакое качество, никакое количество, оно ускользает от всякого мышления и познания, оно выше всякого бытия и сущности, оно не есть какое-нибудь понятие или категория, и оно выше всякого имени и названия. Концепцию этого Единого неоплатоники разрабатывали на основе 20-й главы платоновского "Парменида" (137 с 142 а) и учения о солнце бытия в VI книге платоновского "Государства" (508 а 509 с).

                        2. Числа

                        Единое не есть какая-нибудь форма, ибо оно есть источник всякой формы. Будучи источником всякого оформления, оно само из себя порождает свое инобытие и тем самым расчленяется в себе. Эта первая определенность бытия, еще лишенная всякого качества, есть числа. По образцу пифагорейцев и платоников неоплатоники понимают числа не как абстрактные элементы счета, то есть не чисто арифметически, но как самостоятельные и объективные субстанции, которые ввиду своей бескачественности являются чем-то гораздо более первичным, чем само бытие и чем идеи, вследствие чего неоплатоники называют их "сверхсущными (hyperoysioi) единицами". Это общее пифагорейско-платоническое учение о числах неоплатоники продолжают ближайшим образом на основе учения Платона о соединении "беспредельного" и "предела" в "число" в "Филебе" (16 а 17 а).

                        3. Ум (noys)

                        Если бы было только одно Единое, то ни оно само, ни что-нибудь вообще не было бы познаваемо, и ничто не было бы именуемо. А если кроме Единого были бы только одни числа, то все бытие было бы расчленено и разделено, но оно все-таки не было бы познаваемо, так как ему не хватало бы качественности и оно по этому самому все-таки еще не было бы чем-нибудь. Это "что-нибудь" образуется в результате дальнейшей эманации из чисел, подобно тому как сами числа были эманацией из Единого. Числа, вступая в синтез с окружающим их инобытием, наполняются этим инобытием и потому получают качество, становятся тем или иным "нечто", то есть впервые образуют собою бытие. Это бытие, конечно, еще очень далеко от чувственного бытия и от материи, но оно уже есть "нечто" и оно уже есть некий смысл, и притом определенным образом оформленный смысл. Конечно, нечего и говорить о том, что этот смысл у неоплатоников не имеет ничего общего с абстрактными понятиями буржуазной философии, так как этот смысл есть одновременно и объективное бытие и объективно-реальная субстанция. Кроме того, этому осмысленному бытию свойственно и адекватное ему сознание, так как оно само себя же самого и с самим же собой соотносит. Это значит, что такой оформленный и бытийный смысл есть идея, которая по этому самому опять-таки не имеет ничего общего с абстрактными понятиями буржуазной философии, но мыслится у Платона и неоплатоников как объективно-реальное бытие, лежащее в основе всякого другого бытия. Все идеи, взятые вместе, или мир идей, и есть то, что неоплатоники называют умом. Он есть первообраз всех вещей. Его концепцию неоплатоники развивали на основе Анаксагора и XII книги "Метафизики" Аристотеля. Что же касается основных категорий этого Ума, то неоплатоники развивали их главным образом на основе 21-й главы платоновского "Парменида" (142 b 157 b).

                        На основе этого учения об идеях неоплатоники развивали и свою диалектику мифологии. Каждая идея, по их учению, отражает на себе весь мир идей целиком и является, таким образом, этим цельным миром идей, но данным с какой-нибудь специфической стороны. Такая отдельная специфическая идея и есть бог. Богов, таким образом, столько же, вообще говоря, сколько идей; и расчленение всех идей на диалектические ступени есть диалектическое расчленение всего греческого Олимпа. Каждый бог поэтому, или, как неоплатоники выражаются, каждый ум, есть первообраз для соответствующей области бытия и есть та предельная сила и то предельное оформление, которым держатся все вещи и все явления данной специфической области бытия. Поэтому каждая идея, или каждый ум, или каждый бог и весь мир идей и богов целиком является демиургом и первообразом. Учение о демиургах и первообразах неоплатоники развивали на основании платоновского "Тимея" (29 е 47 d).

                        4. Мировая Душа

                        Мир идей в свою очередь объединяется с окружающим его инобытием и тем самым переходит в становление, но становление все еще пока не материальное и не чувственное, но смысловое и осмысляющее. Отдельные идеи или умы, переходя в такое становление, оказываются движущими и одушевляющими силами или вторичными богами, демонами; а все эти одушевляющие принципы, взятые вместе, образуют мировую душу, которая является источником одушевления и движения всего существующего.

                        5. Космос

                        Это становление Мировой Души, исчерпывая самого себя, останавливается и переходит в ставшее, которое движется уже не само от себя, но движется от другого, а именно от души. Это само по себе неподвижное ставшее, но находящееся в вечном движении от другого есть Космос. Этот Космос с неподвижной Землей в центре представляет собою ряд планетных сфер, завершающихся высшей сферой неподвижных звезд, которую неоплатоники, по примеру Аристотеля, понимали как перводвигатель, то есть как ту границу, где Ум переходит в Мировую Душу. Пространство Космоса, его время и движение, его физические качества, все это является совершенно различным в разных сферах Космоса и представляет собой иерархию физического бытия, начиная от эфирного неба неподвижных звезд с его тончайшей и легчайшей материей и кончая тяжелой, максимально плотной и неподвижной землей. Учение о Космосе у неоплатоников целиком базируется на платоновском "Тимее".

                        6. Материя

                        С переходом в Космос мы впервые получаем вместо ума и души тело. И покамест мы берем Космос в целом, включая его наружные сферы, тело все еще достаточно тонкое и светоносное. С переходом же к дальнейшему, то есть к внутрикосмическому становлению, мы уже сталкиваемся с тем новым видом инобытия, который называется чувственной материей. Неоплатоники, и опять-таки вслед за Аристотелем (Met. VII 10. 11), учили о двух видах материи. Первый тип материи-это та материя, которая заключается уже в самом Уме, ибо раз идеи суть некоторые качества, и притом определенным образом оформленные качества, то они не могут не состоять из материи и формы. Однако материя здесь, или так называемая интеллигибельная ("умная") материя, совершенно тождественна с самими идеями, подобно тому как в геометрических телах есть нечто как бы материальное, но эта материя здесь совершенно неотделима от формы и смысла тел, и она вместе с этой формой тел тоже является их сущностью.

                        Другое дело чувственная материя, которая имеет место не в идеях и в уме, но за их пределами, то есть внутри Космоса, и которая всю свою сущность имеет как раз в том, что в ней нет никакой сущности, она есть чистое ничто, или она есть только восприемница возможных форм и смысла, только вечная возможность воплощения и оформления. Материя есть вечное иное, или инаковость, то есть она не есть "что-нибудь", но только иное "что-нибудь". Следовательно, если нет этого "чего-нибудь" (а "что-нибудь" это всегда есть какой-нибудь смысл и идея), то нет ничего для него и иного. Это значит, что чувственная материя, по учению неоплатоников, возможна только там, где есть распадение и рассеяние ума и души; она и есть не что иное, как принцип этого распадения и рассеяния, то есть она существует в меру угасания ума и души. Чем здоровее ум и душа, тем меньше в них чувственной материи, то есть тем больше их чувственная материя приближается к материи умной; и чем больше распадаются и рассеиваются ум и душа, тем сильнее становится чувственная материя. Таким образом, чувственная материя, взятая в чистом виде, есть точно так же предел распадения всего бытия, как и Единое есть предел его объединения и конденсации. И то и другое лишено формы. Но одно лишено этой формы потому, что оно есть источник всяких возможных форм, а другое потому, что оно есть их распыление и смерть.

                        Тем не менее материя, у неоплатоников вовсе не есть абсолютное ничто, так как иначе нечего было им и строить о ней какую-нибудь теорию. Она у них есть возможный принцип воплощения и оформления сверхчувственной идеи, или, как говорили платоники, эйдоса. Без этого эйдоса не могло бы возникнуть никакой чувственной красоты и, следовательно, самого космоса. Но и без материи тоже ничего не могло бы возникнуть телесного, вещественного и материального. Но только воплощение это может быть и совершенным и несовершенным. В первом случае, согласно неоплатонической эстетике, мы получаем прекрасное тело; во втором случае тело ущербное, уродливое и безобразное. Кроме того, и в чистом Уме тоже имеется своя собственная, уже умственная материя, без которой он состоял бы только из абстрактных понятий, а он, с точки зрения неоплатоников, тоже состоит из своего рода умственных статуй или изваяний. Умственная материя и есть материал для этих умственных изваяний. Следовательно, никакая эстетика и никакая мистика не могли заставить неоплатоников отбросить материю как нечто в абсолютном смысле несуществующее. Несуществование материи у неоплатоников является только относительным и потенциальным, получающим свой полный смысл только вместе с тем или иным воплощением эйдоса. И только в этом смысле материя у неоплатоников занимает в системе бытия низшее место. Место это действительно низшее, но для телесного функционирования эйдосов, или идей, как в чувственном, так и в умственном смысле совершенно необходимое. Учение о материи как об инаковости бытия неоплатоники развивали на основе концепции "иного" в "Пармениде" (гл. 22-23, 157 b 160 b) Платона и материи как "лишения" у Аристотеля (Phys. I 7).

                        7. Круговорот вещества и душ и задача человека

                        В космосе совершается вечная жизнь в виде ниспадения вещества из высших его сфер в низшие и обратного его восхождения. Тут мы имеем картину круговорота вещества, очень близкую к досократикам, но, конечно, досократовский одушевленный космос является здесь подчиненным более высоким областям Души, Ума и Единого, которые у досократиков намечены только в самой общей и притом вполне натуралистической форме. Точно так же совершается, по учению неоплатоников, и вечный круговорот душ с их вечными перевоплощениями. Задача человека заключается в осознании своего духовного заключения в темницу земной материи и подготовке себя к выходу из нее путем внутреннего восхождения от телесной жизни к жизни души, от души к уму и от ума к тому высшему сосредоточению всего человеческого существа, которое ведет к общению с Единым. Как на стадии физической жизни он есть только животное тело, так на стадии ума он есть только чистый ум, в котором замирают даже все душевные процессы; и точно так же на стадии высшего единства у него замирает даже ум со всеми его умозрениями, и человек превращается в единый и нерасчлененный сверх-умный экстаз.

                        Нужно, однако, остерегаться от впадения в колоссальную и многовековую ошибку буржуазной истории философии, видевшей в неоплатонизме только одну беспросветную мистику, только одну оголтелую фантастику, только беспредметную игру ума и чувств. Неоплатонизм всегда занимался логикой, ничуть не меньше, чем мистикой, всякого рода логическими дедукциями, определениями, расчленениями, классификациями, всякого рода математическими, астрономическими, натурфилософскими и физическими построениями, всякого рода филологическими, историческими и комментаторскими изысканиями. И эта особенность неоплатонизма развивалась в нем чем дальше, тем больше, достигая, в конце концов, степени вполне схоластической систематики всего тогдашнего философского и научного знания. Мистика и утонченнейшая логика всегда тут шли рука об руку; и все предыдущие пункты неоплатонической философии находили здесь совершенно в одинаковой степени и мистическую и логическую разработку. Так ведь нужно было этого ожидать с самого начала, потому что здесь перед нами перезрелая и престарелая античная культура, уже давным-давно изжившая свое прогрессивное социальное строительство и ушедшая в культивирование субъективных глубин индивидуально-человеческого сознания. Мистика и логика были здесь разными формами одного и того же отрешения от жизни.

                        Таково общее содержание неоплатонизма, если не вникать в отдельные этапы его четырехвекового развития.

                        Комментарий

                        • Лука
                          Отключен

                          • 14 September 2003
                          • 77980

                          #522
                          Сообщение от томич
                          не собираюсь вам ничего показывать. Сказал, что сказал.
                          В таком случае придется констатировать, что Ваше утверждение якобы каппадокийские отцы полностью усвоили неоплатоническое учение о Троице божественных ипостасей есть ложь.

                          Комментарий

                          • томич
                            Спасаемый

                            • 27 January 2017
                            • 209

                            #523
                            Сообщение от Лука
                            В таком случае придется констатировать, что Ваше утверждение якобы каппадокийские отцы полностью усвоили неоплатоническое учение о Троице божественных ипостасей есть ложь.
                            Мое утверждение, возможно, пока не подтверждено пока, но и не опровергнуто. Тем более, что это придумалэб не я

                            Комментарий

                            • Лука
                              Отключен

                              • 14 September 2003
                              • 77980

                              #524
                              Сообщение от томич
                              Мое утверждение, возможно, пока не подтверждено пока, но и не опровергнуто.
                              Бездоказательная ложь не опровергается по определению. В богословской реформе каппадокийцев нет даже намека на неоплатонизм. С равным успехом Вы может утверждать, что жизнь на Марсе есть, требуя опровержения и доказательств, что ее там нет. В цивилизованном мире доказывает утверждающий. Вы утверждали якобы каппадокийские отцы полностью усвоили неоплатоническое учение о Троице божественных ипостасей. Никаких доказательств этого Вы не представили. Значит соврали, а теперь выкручиваясь дабы не признавать свою ложь. Истинно "мужская" позиция

                              Комментарий

                              • томич
                                Спасаемый

                                • 27 January 2017
                                • 209

                                #525
                                Сообщение от Лука
                                Бездоказательная ложь не опровергается по определению. В богословской реформе каппадокийцев нет даже намека на неоплатонизм. С равным успехом Вы может утверждать, что жизнь на Марсе есть, требуя опровержения и доказательств, что ее там нет. В цивилизованном мире доказывает утверждающий. Вы утверждали якобы каппадокийские отцы полностью усвоили неоплатоническое учение о Троице божественных ипостасей. Никаких доказательств этого Вы не представили. Значит соврали, а теперь выкручиваясь дабы не признавать свою ложь. Истинно "мужская" позиция
                                я представил вам описание ипостасей неопоатонизма, учение отцов о Троице вам сколько-нибудь знакомо. Тождественность их ясна (более того, усвоение (чтобы не сказать заимствование) христианством эллинских идей) . И вот, теперь вы обвиняете меня во лжи...

                                Комментарий

                                Обработка...