Недавно были в гостях, и там алтарник делился впечатлениями о поездки с семьей на море. Наиболее сильно впечатление на него произвело местное богослужение. Они долго с моей женой выясняли почему у нас поется, а у них читалось или наоборот, отличие напевов, что опускают или наоборот вставляют, действие священнослужителей и т.д. Короче говоря отличие, пусть и не большие в совершение богослужения присутствуют даже на территории отдельной поместной Церкви. А тут автор подводит, что дескать из пера ап. Иакова вышла готовая расписанная до деталей литургия. Дескать мол православные учат, что сам Христос так служил в горнице Сионской, а апостол все это дело записал, ну, а позже это дело сокращали.
Православные! Прокомментируйте пож-та это.
Свернуть
X
-
В моей родной Саратовской семинарии Владыка ректор поступает аналогично.Комментарий
-
Я эти факты-то знаю, но вот с ходу до мелочей бы не сказал.Комментарий
-
-
В храме, который я посещаю, уже довольно давно опукают ектению об оглашенных и следующие две малые ектнении, а сразу же после сугубой ектении следует Херувимская песнь.Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Насколько же она лучше нашей с совершенно дурацким стоячим картонным верхом.
Об этом еще о.Сергий Желудков 50 лет тому назад писал.Комментарий
-
Это скорее дело вкуса. Мне тоже нравится греческий покрой, но знаю многих священников, которым больше по душе русский - при этом в чем-то другом они вовсе не против греческого стиля.Комментарий
-
Весьма неэстетично.Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Скорее, чтобы можно было тулуп под фелонь одеть
Версий происхождения "горба" много:
- озвученная версия про холод;
- такой фасон проще в изготовлении (не нужно делать выточки);
- изначально такая форма оплечья была наградой архимандритов и игуменов;
А теперь моя любимая версия.
Сравните две картинки:
На первой изображена казула св. Вита, датируемая XI в., на втором - фелонь старого русского кроя (еще длинная спереди и с пуговицами). Выводы предлагаю вам сделать самостоятельноКомментарий
-
Многие другие источники, по сути, говорят то же самое. И где тут у Добровольского бред, ложь, чушь? Единственное несоответствие в том, что источники говорят об отличии современной литургии от прежних, но не коренным образом. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста - живые литургии, которые может использовать та или иная ПЦ по своему усмотрению. Скорее всего там, где Добровольский служил священником, использовали литургию Златоуста. Кроме того, для меня, например, неясен вопрос, когда жил Добровольский. Частое упоминание дореволюционного времени наводит на мысль, что он был рождён до революции, а это значит, что он мог написать книгу очень давно, то есть современная литургия могла тогда ещё не существовать в том виде, в каком существует сейчас. Но даже если и не так, лжи, бреда и чуши никакой нет, суть верная.
Литургия -- это ПРОСТО общественное служение, к примеру строительство городских стен так же называлось литургия.
Предание, относящее первые чины литургии к ап. Иакову, скорее всего правдиво, поскольку самые древние литургические чины имеют основные эл-ты, как то лит-я оглашенных, проскомидия, лит-я верных и т.д.. Порою меняются местами, разные тексты молитв, но в целом можно заключить о происхождении СТРУКТУРЫ из одного источника. Современные лит-ии постепенно вытеснили из употребления многие другие чины, просто в силу исторических причин, как то появления печатного дела, сосредоточившегося в крупных городах, чаще столицах, что позволило перенести МЕСТНУЮ лит-кую традицию на всю церковную жизнь. Так вышли из употребления Студийский Устав к примеру.
НО СОКРАЩАТЬ древние чины НИКТО И НЕ сокращал, древние чины были МНОГО КОРОЧЕ, просто в силу положения Церкви в то время, как гонимой. Литургия св. Климента Римского(+ около 110г. по Р.Х.), даже если ее СИЛЬНО растянуть, займет минут 30-40.
И я, Иаков, брат Христов по плоти, раб же Его, как Бога Единородного, рукоположенный в епископа Иеросалимского самим Господом и апостолами, говорю следующее:
Когда настанет вечер, ты, епископ, собери церковь, и после того, как скажут светильный псалом, диакон пусть возгласит об оглашенных и обуреваемых и просвещаемых и кающихся, как прежде сказали мы.
А после отпуска их, диакон пусть скажет: только верные, Господу помолимся.
И, возгласив содержащееся в первой молитве, пусть скажет:
Спаси и возставь нас, Боже, Христом Твоим.
36. Встав, милостей Господа и щедрот Его просим.
Ангела для мира, доброго и полезного, христианских кончин, вечера и ночи мирной и безгрешной, и всего времени жизни нашей неосужденным просим.
Сами себя и друг друга Живому Богу Христом Его предадим.
И епископ, молясь, пусть говорит:
37. Безначальный Бог и безконечный, Творец всего Христом и управитель, прежде же всего Его Бог и Отец, Духа Господь и мысленного и чувственного Царь, сотворивший день для дел света и ночь для упокоения немощи нашей, ибо Твой день и Твоя ночь, Ты совершил зарю и солнце. Сам и ныне, Владыка Человеколюбец и Всеблагой, милостиво прими вечернее наше сие благодарение. Приведший нас долготою дня и введший в начало ночи, сохрани нас Христом Твоим, вечер подай мирным и ночь безгрешной, и сподобь нас жизни вечной Христом Твоим, Которым Тебе слава, и честь и почитание во Святом Духе во веки. Аминь.
И диакон пусть говорит: преклонитесь к руковозложению.
И епископ пусть говорит:
Бог отцов и Господь милости, премудростью Твоею устроивший человека, словесное животное, боголюбезное для них на земле, и давший ему властвовать над тем, что на земле, и поставивший мыслью Твоею начальниками и священниками, тех для утверждения жизни, этих же для служения по закону. Сам и ныне преклонись, ЯХВЕ Вседержитель, и яви лицо Своё на народ Твой, преклонивший шею сердца своего, и благослови их Христом, Которым Ты осветил нас светом разума и открыл нам Себя, с Которым Тебе и достойное подобает поклонение от всякого словесного и святого естества, и Духу Утешителю во веки. Аминь.
И диакон пусть говорит: изыдите в мире.
Точно также утром диакон, после того как скажут утренний псалом и отпустит он оглашенных и обуреваемых, и погружаемых, и кающихся, и сделает подобающее возглашение, - чтобы опять не сказать нам того же, - после: спаси их, Боже, и возставь в благодати Твоей, пусть присовокупляет:
Просим от Господа милостей Его и щедрот, утра сего и дня мирными и безгрешными, и всего времени странствия нашего, ангела для мира, христианских кончин, милостивого и верного Бога.
Сами себя и друг друга Живому Богу Единородным Его предадим.
И епископ, молясь, пусть говорит:
38. Бог духов и всякой плоти, несравнимый и вседовольный, давший солнце для обладания днем, луну же и звезды для обладания ночью. Сам и ныне призри на нас милостивыми очами, и прими утренние наши благодарения и помилуй нас; ибо мы не простерли рук наших к Богу чужому, ибо нет среди нас бога нового, но Ты - вечный и безконечный. Бытие нам Христом подавший и благо Им даровавший, Сам и жизни вечной сподобь нас Им, с Которым Тебе слава и честь и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь.
И диакон пусть говорит: преклонитесь к руковозложению.
И епископ пусть молится, говоря:
39. Бог верный и истинный, творящий милость в тысячах и тьмах любящим Тебя, друг смиренных и нищих заступник, в Котором все имеют нужду, ибо всё порабощено Тебе. Призри на этот народ Твой, преклонивший Тебе головы свои, и благослови их благословением духовным, сохрани их как зеницу ока, соблюди их в благочестии и правде, и сподобь их жизни вечной во Христе Исусе, возлюбленном Отроке Твоем, с Которым Тебе слава, честь и почитание, и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.
И диакон пусть говорит: изыдите в мире.
А над принесенными начатками пусть благодарит епископ так:
40. Благодарим Тебя, ЯХВЕ Вседержитель, Создатель всего и Промыслитель, Единородным Отроком Твоим Исусом Христом, Господом нашим, над принесенными Тебе начатками, не сколько мы должны, но сколько можем. Ибо кто из людей достойно может возблагодарить Тебя о том, что дал Ты им для причащения? Бог Авраама и Исаака и Иакова и всех святых, всё произращающий Словом Твоим и повелевающий земле всяческие выращивать плоды для веселия и в пищу нам, давший неимеющим разума и блеющим влагу, травоядным траву, и одним мясо, другим же семена, нам же хлеб в пищу полезный и свойственный, и иное различное, одно для пользы, другое же для здоровья, иное же для наслаждения. За всё это препрославлен Ты, за благотворение ко всем, Христом, Которым Тебе слава, честь и почитание во Святом Духе во веки. Аминь.
О почивших же во Христе диакон, по возглашении содержащегося в первой молитве, - чтобы опять не сказать нам того же, - пусть присовокупляет и это:
41. О почивших во Христе братьях наших помолимся, чтобы Человеколюбец Бог, принявший душу его, простил ему всякое согрешение, вольное и невольное, и, милостив и верен быв, привел его в страну благочестивых, покоющихся в недре Авраама и Исаака и Иакова, со всеми от века благоугодившими Ему и сотворившими волю Его, откуда отбежали болезнь и печаль и воздыхание.
Встанем.
Сами себя и друг друга Вечному Богу Словом, Который искони, предадим.
И епископ пусть говорит:
Естеством безсмертный и безконечный, от Которого всё безсмертное и смертное стало, словесное животное человека, гражданина мира, смертным по промыслу сотворивший и безсмертие обетовавший, Еноху и Илии испытание смерти принять не допустивший, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, ибо Ты - Бог не мертвых, но живых, потому что души всех у Тебя живут и духи праведных - в руке Твоей, к которым не прикоснется мучение, ибо все освященные - под руками Твоими. Сам и ныне призри на раба Твоего сего, которого Ты избрал и принял в иной удел, и прости ему, если чем вольно или невольно согрешил, и ангелов милостивых представь ему, и вчини его в недре патриархов и пророков и апостолов и всех, от века Тебе благоугодивших, где нет печали, болезни и воздыхания, но место благочестивых покойно и земля правых Тебе посвящена, и видящих на ней славу Христа Твоего, Которым Тебе слава, честь и почитание, благодарение и поклонение во Святом Духе во веки. Аминь.
И диакон пусть говорит: преклонитесь и благословитесь.
И епископ пусть благодарит о них, говоря сие:
Спаси, ЯХВЕ, народ Твой и благослови достояние Твое, которое Ты стяжал честною кровью Христа Твоего, паси их под десницею Твоею и покрой их под крыльями Твоими, и дай им подвигом добрым подвизаться, течение окончить, веру соблюсти непревратной, непорочно, незазорно, Господом нашим Исусом Христом, возлюбленным Отроком Твоим, с Которым Тебе слава, честь и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь.
О самом же Г. Добровольском, как о ДО революционном священнике Украинской Автокефальной Православной Церкви, эт Вы хватили. УАПЦ была провозглашена 5 мая 1920-го. Кроме того, по причине общей деморализации украинского населения в священники УАПЦ в это время часто попадали весьма сомнительные в богословском отношении люди, к сожалению кроме желания стать священником именно УАПЦ от ставленников более ничего не требовалось. К примеру в одном из молитвенников изданных позже в Канаде читаем:
прокимен: Нехай уповає Ізраіль на Господа(замість Ізраіль можна казати Украіна)
Кроме того, как видно из книги он отошел от УАПЦ на советской территории, значит под обработкою НКВД и ГПУ, поскольку баптисты в то время были более привилегированной конфессией он перешел к ним, как говорится "и Богу свечка и черту смолы клок" то есть требование комиссара выполнил, но и христианином остался. В то время было много таких, кто так спасал свою жизнь... Я им не судья.
Но факт, что он НЕ служил по служебнику в котором написанно
Божественная Литургия Святого Апостола Иакова, Брата Божия
Иначе бы не размусоливал про какого апостола Иакова идет речь.
Далее Добровольский пускается в философию о некоем "боковом столике" ... Тут лишнее доказательство моих слов о том, кто часто становился клираками УАПЦ.СВЯТОЙ КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ: "КОМУ ЦЕРКОВЬ НЕ МАТЬ, ТОМУ И БОГ НЕ ОТЕЦ".Комментарий
Комментарий