ИКОНОПОЧИТАНИЕ 2
...Обратимся к Слову Божию и посмотрим, что оно говорит по этому поводу? Все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов осуждает иконопочитание (под этим общим названием понимаются все виды изображений), указывая на тот факт, что Бог является существом невидимым. "Бога не видел никто никогда" (Иоан.1,18). Нам известны некоторые земные формы Его проявлений, как-то: Три странника, Неопалимая купина, Столп огненный и облачный, Ангел Завета, Вождь воинства Господня и др., но по Своей Божественной сущности Он "Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1Тим.6,15-16). Бога с такими атрибутами изобразить невозможно. Сам Бог спрашивает, чрез пророка Исаию, говоря: "Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?.. кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?" (Ис.40:18,25). И действительно, где тот художник, который смог бы изобразить Христа воскресшего, Христа прославленного, и притом таким, каким изображает Его Слово Божие? Прочтите первую главу Откровения Иоанна Богослова и вы увидите, что изобразить Христа во всей Его небесной славе также немыслимо, как немыслимо изобразить Самого Бога, нетленного, непостижимого...
Изображать Христа в Его земном уничижении - неразумно. Мы никогда не увидим уже Христа в Его земном уничижении. Он однажды пострадал на Голгофе за грехи наши по Писанию, но воскрес, вознесся и грядет опять во славе, чтобы судить живых и мертвых. Слушайте, что говорит об этом апостол Павел: "Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем" (2Кор.5,16). Эти слова относились к тем, кто знал и видел Христа лично. Конечно, видеть Его в земной жизни было несравненным счастьем, однако Павел и христиане того времени не только не поклонялись изображению Христа, но и не должны были иметь видимым объектом поклонения уничиженной плоти Христовой, если бы такая возможность вдруг явилась.
Для истинного поклонения Бог избрал единственный путь - путь духовный, путь веры. Вера же должна утверждаться не на видимом или воображаемом объекте, а на реальном Слове Божием. Все изображения Христа, Девы Марии и святых, имеющихся в бесконечных вариациях, не соответствуют данным Св. Писания. Св. Писание, описывая лик Спасителя, говорит, что "не было в Нем ни вида, ни величия, и мы видели Его и не было в Нем вида, который привлекал бы Нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни" (Ис.53,2-3). Спаситель же, говоря о Самом Себе, сказал: "Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Мтф.8,20). По внешнему Своему облику и одежде Спаситель ничем не отличался от своих современников. Иоанн Креститель узнал Его не по внешнему виду, а только по Духу Святому, сошедшему на Христа в виде голубя (Иоан.1,32-33). Пришедшие на поклонение Еллины не могли узнать в группе учеников Самого Иисуса, они вынуждены были обратиться к Филиппу и просили, чтобы тот указал им Христа (Иоан.12,20-21). Иисус Христос легко смешивался с толпой и преследовавшие Его фарисеи часто не могли обнаружить Его в народе (Иоан.8,59;12,36;5,13). То обстоятельство, что Христос ничем не выделялся из тогдашней толпы, привело первосвященников к мысли воспользоваться предательством Иуды, который условился с начальниками иудейскими, говоря: "Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его, и ведите осторожно" (Мк.14,44).
И, наконец, Слово Божие призывает нас к духовному Богопоклонению. Св. Писание безоговорочно запрещает поклоняться не только изображениям Божией твари, но даже изображению Самого Творца, если бы человеку и удалось Его изобразить. Св. Писание учит: "Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине...", ибо "таких поклонников Отец ищет Себе" (Иоан.4,23-24). Бог - существо духовное... Поклонение Богу должно быть духовным. Таких духовных поклонников Бог ищет Себе. Какая поразительная ясность! Какая очаровательная простота! Заметим, что только такие духовные поклонники и угодят Богу, и что только они одни найдут в поклонении Ему удовлетворение своей бессмертной душе. Бог знал, что счастье наше мы сможем обрести только на пути духовного поклонения, а поэтому, заботясь о нашем благе. Он сказал: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой" (Исх.20,4-5). Исторические факты и наш личный духовный опыт подтверждают, что нарушение второй заповеди искажает подлинное представление о Боге, приводит человека к неправильному поклонению, творящему хаос в душе, хаос в исповедании и хаос в жизни (Римл.1,21-25).
[[ "Комсомольская правда" (19.09.97): "Три недели в Казанском храме села Довыдовка истекали миром семь иконописных ликов. Что это значит?". И далее в газете дается научное объяснение происходящему. В той же газете на 9-ой странице: "Перед сменой тысячелетий заплакали не только иконы, но и музыкальные идолы. В нидерландском городке, накануне 20-летия со дня смерти Пресли, по лицу гипсовой статуи певца потекли слезы. Как сообщил владелец статуи, король рок-н-ролла плачет от радости". Я думаю, что православные поддержат идею, что плачущая икона это что-то божественное, а статуя Пресли - из области темного мира. Если сатана может прослезить статую, то что ему мешает сделать это и с иконой? Без откровения свыше человек принимает все доброе от Бога, а все плохое от дьявола, не различая, что может быть и наоборот. Понимая, что Бог запрещает живому человеку общаться с мертвыми, подумайте, насколько противно Ему наше общение с "мертвыми картинами"? О сатане написано, что: " творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми", следовательно, пустить слезы, по гипсовой статуе и по портретам, ему не составляет большого труда! Нужно, чтобы люди умилялись сердцем не от Слова Божьего, а от слез святого, а разве Бог нуждается в таком чуде? В таких чудесах нуждаются только суеверные люди и дьявол, ибо последнему нужно, чтобы люди доверились не живому Богу, а мертвым святым.
Икона напоминает о Боге, как фотография о близком человеке - утверждают православные. Хорошо, если фотография представляет того, которого мы любим. Но сами православные знают, что все иконы пишут художники, которые иногда даже Бога не знают. А если даже и знают, то изображение является плодом его фантазии, далеким от того оригинала, который был на самом деле. Не является ли это грехом? Это же чистая подделка и обман. И если и протестанты рисуют детские Библии, то никто не утверждает, что на рисунке истинный Иисус или Петр, которому нужно молиться.
Икона якобы помогает православному человеку сосредоточиться во время молитвы к Богу. Но разве таким образом мы не похожи на Фому, который сказал: "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю"(Ин.20:25). Апостол Павел утверждал, что "мы ходим верою, а не видением" (2Кор.5:7).
Бог допустил изображение херувимов на ковчеге, почему же не изображать и сегодня святых угодников? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы тоже зададим некоторые вопросы: почему у евреев нет памятников и почему они не молятся Моисею? А также, почему Соломону не пришло в голову сделать изображение Моисея в храме, вместо этого он рисовал деревья и цветы? Почему православные не празднуют день святого Авраама, ибо благодаря его вере все святые (Гал.3:7-9) благословенны? И кто важнее: Моисей, Авраам, Сарра или святые угодники?
...Обратимся к Слову Божию и посмотрим, что оно говорит по этому поводу? Все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов осуждает иконопочитание (под этим общим названием понимаются все виды изображений), указывая на тот факт, что Бог является существом невидимым. "Бога не видел никто никогда" (Иоан.1,18). Нам известны некоторые земные формы Его проявлений, как-то: Три странника, Неопалимая купина, Столп огненный и облачный, Ангел Завета, Вождь воинства Господня и др., но по Своей Божественной сущности Он "Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1Тим.6,15-16). Бога с такими атрибутами изобразить невозможно. Сам Бог спрашивает, чрез пророка Исаию, говоря: "Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?.. кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?" (Ис.40:18,25). И действительно, где тот художник, который смог бы изобразить Христа воскресшего, Христа прославленного, и притом таким, каким изображает Его Слово Божие? Прочтите первую главу Откровения Иоанна Богослова и вы увидите, что изобразить Христа во всей Его небесной славе также немыслимо, как немыслимо изобразить Самого Бога, нетленного, непостижимого...
Изображать Христа в Его земном уничижении - неразумно. Мы никогда не увидим уже Христа в Его земном уничижении. Он однажды пострадал на Голгофе за грехи наши по Писанию, но воскрес, вознесся и грядет опять во славе, чтобы судить живых и мертвых. Слушайте, что говорит об этом апостол Павел: "Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем" (2Кор.5,16). Эти слова относились к тем, кто знал и видел Христа лично. Конечно, видеть Его в земной жизни было несравненным счастьем, однако Павел и христиане того времени не только не поклонялись изображению Христа, но и не должны были иметь видимым объектом поклонения уничиженной плоти Христовой, если бы такая возможность вдруг явилась.
Для истинного поклонения Бог избрал единственный путь - путь духовный, путь веры. Вера же должна утверждаться не на видимом или воображаемом объекте, а на реальном Слове Божием. Все изображения Христа, Девы Марии и святых, имеющихся в бесконечных вариациях, не соответствуют данным Св. Писания. Св. Писание, описывая лик Спасителя, говорит, что "не было в Нем ни вида, ни величия, и мы видели Его и не было в Нем вида, который привлекал бы Нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни" (Ис.53,2-3). Спаситель же, говоря о Самом Себе, сказал: "Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Мтф.8,20). По внешнему Своему облику и одежде Спаситель ничем не отличался от своих современников. Иоанн Креститель узнал Его не по внешнему виду, а только по Духу Святому, сошедшему на Христа в виде голубя (Иоан.1,32-33). Пришедшие на поклонение Еллины не могли узнать в группе учеников Самого Иисуса, они вынуждены были обратиться к Филиппу и просили, чтобы тот указал им Христа (Иоан.12,20-21). Иисус Христос легко смешивался с толпой и преследовавшие Его фарисеи часто не могли обнаружить Его в народе (Иоан.8,59;12,36;5,13). То обстоятельство, что Христос ничем не выделялся из тогдашней толпы, привело первосвященников к мысли воспользоваться предательством Иуды, который условился с начальниками иудейскими, говоря: "Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его, и ведите осторожно" (Мк.14,44).
И, наконец, Слово Божие призывает нас к духовному Богопоклонению. Св. Писание безоговорочно запрещает поклоняться не только изображениям Божией твари, но даже изображению Самого Творца, если бы человеку и удалось Его изобразить. Св. Писание учит: "Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине...", ибо "таких поклонников Отец ищет Себе" (Иоан.4,23-24). Бог - существо духовное... Поклонение Богу должно быть духовным. Таких духовных поклонников Бог ищет Себе. Какая поразительная ясность! Какая очаровательная простота! Заметим, что только такие духовные поклонники и угодят Богу, и что только они одни найдут в поклонении Ему удовлетворение своей бессмертной душе. Бог знал, что счастье наше мы сможем обрести только на пути духовного поклонения, а поэтому, заботясь о нашем благе. Он сказал: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой" (Исх.20,4-5). Исторические факты и наш личный духовный опыт подтверждают, что нарушение второй заповеди искажает подлинное представление о Боге, приводит человека к неправильному поклонению, творящему хаос в душе, хаос в исповедании и хаос в жизни (Римл.1,21-25).
[[ "Комсомольская правда" (19.09.97): "Три недели в Казанском храме села Довыдовка истекали миром семь иконописных ликов. Что это значит?". И далее в газете дается научное объяснение происходящему. В той же газете на 9-ой странице: "Перед сменой тысячелетий заплакали не только иконы, но и музыкальные идолы. В нидерландском городке, накануне 20-летия со дня смерти Пресли, по лицу гипсовой статуи певца потекли слезы. Как сообщил владелец статуи, король рок-н-ролла плачет от радости". Я думаю, что православные поддержат идею, что плачущая икона это что-то божественное, а статуя Пресли - из области темного мира. Если сатана может прослезить статую, то что ему мешает сделать это и с иконой? Без откровения свыше человек принимает все доброе от Бога, а все плохое от дьявола, не различая, что может быть и наоборот. Понимая, что Бог запрещает живому человеку общаться с мертвыми, подумайте, насколько противно Ему наше общение с "мертвыми картинами"? О сатане написано, что: " творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми", следовательно, пустить слезы, по гипсовой статуе и по портретам, ему не составляет большого труда! Нужно, чтобы люди умилялись сердцем не от Слова Божьего, а от слез святого, а разве Бог нуждается в таком чуде? В таких чудесах нуждаются только суеверные люди и дьявол, ибо последнему нужно, чтобы люди доверились не живому Богу, а мертвым святым.
Икона напоминает о Боге, как фотография о близком человеке - утверждают православные. Хорошо, если фотография представляет того, которого мы любим. Но сами православные знают, что все иконы пишут художники, которые иногда даже Бога не знают. А если даже и знают, то изображение является плодом его фантазии, далеким от того оригинала, который был на самом деле. Не является ли это грехом? Это же чистая подделка и обман. И если и протестанты рисуют детские Библии, то никто не утверждает, что на рисунке истинный Иисус или Петр, которому нужно молиться.
Икона якобы помогает православному человеку сосредоточиться во время молитвы к Богу. Но разве таким образом мы не похожи на Фому, который сказал: "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю"(Ин.20:25). Апостол Павел утверждал, что "мы ходим верою, а не видением" (2Кор.5:7).
Бог допустил изображение херувимов на ковчеге, почему же не изображать и сегодня святых угодников? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы тоже зададим некоторые вопросы: почему у евреев нет памятников и почему они не молятся Моисею? А также, почему Соломону не пришло в голову сделать изображение Моисея в храме, вместо этого он рисовал деревья и цветы? Почему православные не празднуют день святого Авраама, ибо благодаря его вере все святые (Гал.3:7-9) благословенны? И кто важнее: Моисей, Авраам, Сарра или святые угодники?
Комментарий