Римские богословы придумали "чистилище" (место, где тебя после смерти "очищают" от грехов, чтоб ты попал в рай). И в Риме уже в XIV веке за одну монету можно было купить индульгенцию, чтобы не попасть в чистилище. Для обладателей крупного состояния Рим предлагал вместо индульгенций уже высокие церковные должности за десятки тысяч дукатов.
Примерно в это же время папа Григорий 1Х ввел инквизицию для борьбы с еретиками. Еретиками называли тех же христиан, но мыслящих иначе, чем руководство католической церкви. В ходе этой "кампании", длившейся 600 (!) лет, церковь уничтожила около полумиллиона человек. Только в конце 20 века папа Иоанн Павел II извинился перед мировой общественностью за дела инквизиторов.
И ещё сто тысяч, причём женщин (!), погибло после издания в ХV веке буллы о преследовании ведьм.
"Люби ближнего твоего, как самого себя" (Евангелие от Матфея, гл. 19, стих 19).
В 1559 году католическая церковь ввела список запрещённых книг ("Индекс") и переиздавала его на протяжении 400 лет.
Яростная борьба с инакомыслием привела, как это обычно бывает, к прямо противоположным результатам. Крайне консервативной и реакционной католической церкви был нанесён удар страшной силы. И совсем не случайно то, что по времени он совпал с установлением новых капиталистических, буржуазных отношений в Европе, поскольку церковь была самым мощным тормозом этого процесса.
Оглушительный, нокаутирующий удар звался: "Реформация".
Под Реформацией понимают общественно-политическое движение против католического учения и католической церкви, начавшееся в 16в. и завершившееся созданием нового христианского направления.
Основными идеологами Реформации были Мартин Лютер, Жан Кальвин и Ульрих Цвигли. В дальнейшем не только лютеранство, кальвинизм и цвиглианство, но и все церковные направления, отколовшиеся от католицизма в ходе Реформации, стали называть протестантизмом. Название "протестанты" первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529г. так называемую Протестацию протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. Схематично суть нового направления можно изложить так:
1. "Божественная благодать" даруется человеку прямо Богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру. Этим отрицалась необходимость католической церкви со всей её иерархией во главе с папой; духовенства как особого слоя, которое, по учению католической церкви, одно может передать человеку "божественную благодать" и обеспечить спасение его души.
2. Единственным источником религиозной истины провозглашено Священное Писание, и отрицается в качестве такового Священное Предание (то есть церковные документы и трактовки). Соответственно, мирянам можно читать и толковать Библию.
То есть не "нужна другая церковь", а "церковь не нужна вообще".
Большинство протестантских течений не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений святых и даже креста.
Целибат (безбрачие) духовенства отвергается, нет монастырей и монашества. Протестантизм учит, что свое спасение человек должен искать в обыденной жизни и своем профессиональном успехе, но при условии подчинения мирского священному.
Жизнь без церкви была непривычна, и потребовались, конечно, рекомендации и разъяснения. Кальвин, к примеру, создал учение об абсолютном предопределении, согласно которому Бог ещё до сотворения мира предопределил одних людей к "спасению", других к погибели, одних к раю, других к аду, и этот приговор Бога абсолютно неизменен. Однако учение о предопределении не предрасполагало человека к покорности судьбе. Согласно Кальвину, человек должен быть уверен в том, что он является "божьим избранником" и доказать это своей жизнью и деятельностью в том числе неустанным и добросовестным трудом.
Были созданы церковные общины, во главе которых стояли старейшины и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являлись лишь службой. Проповедь стала основной задачей общины. Кроме того, обращение в веру (конфирмация) стало проводиться только в сознательном возрасте: например, в лютеранстве в 12-18 лет.
Дальнейшее развитие западного общества показало, прав ли был Йозеф Лортц, написавший в "Истории Церкви", что "Реформация есть борьба за истинную форму христианства".
Да, Реформация началась в наиболее развитых странах, но затем охватила всю Европу. Рим, действуя в своих лучших традициях, ответил Варфоломеевской ночью, когда во Франции католики убили больше 30 тысяч кальвинистов. Затем католическая церковь провёла Контрреформацию, добилась некоторых успехов (Италия, Испания), но в целом получила удар, от которого не может оправиться по сей день. Мало того, что оказалась возможной вера без церкви, так еще очень быстро выяснилось, что протестанты стали жить лучше католиков.
Почему?
V
Примерно в это же время папа Григорий 1Х ввел инквизицию для борьбы с еретиками. Еретиками называли тех же христиан, но мыслящих иначе, чем руководство католической церкви. В ходе этой "кампании", длившейся 600 (!) лет, церковь уничтожила около полумиллиона человек. Только в конце 20 века папа Иоанн Павел II извинился перед мировой общественностью за дела инквизиторов.
И ещё сто тысяч, причём женщин (!), погибло после издания в ХV веке буллы о преследовании ведьм.
"Люби ближнего твоего, как самого себя" (Евангелие от Матфея, гл. 19, стих 19).
В 1559 году католическая церковь ввела список запрещённых книг ("Индекс") и переиздавала его на протяжении 400 лет.
Яростная борьба с инакомыслием привела, как это обычно бывает, к прямо противоположным результатам. Крайне консервативной и реакционной католической церкви был нанесён удар страшной силы. И совсем не случайно то, что по времени он совпал с установлением новых капиталистических, буржуазных отношений в Европе, поскольку церковь была самым мощным тормозом этого процесса.
Оглушительный, нокаутирующий удар звался: "Реформация".
Под Реформацией понимают общественно-политическое движение против католического учения и католической церкви, начавшееся в 16в. и завершившееся созданием нового христианского направления.
Основными идеологами Реформации были Мартин Лютер, Жан Кальвин и Ульрих Цвигли. В дальнейшем не только лютеранство, кальвинизм и цвиглианство, но и все церковные направления, отколовшиеся от католицизма в ходе Реформации, стали называть протестантизмом. Название "протестанты" первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529г. так называемую Протестацию протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. Схематично суть нового направления можно изложить так:
1. "Божественная благодать" даруется человеку прямо Богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру. Этим отрицалась необходимость католической церкви со всей её иерархией во главе с папой; духовенства как особого слоя, которое, по учению католической церкви, одно может передать человеку "божественную благодать" и обеспечить спасение его души.
2. Единственным источником религиозной истины провозглашено Священное Писание, и отрицается в качестве такового Священное Предание (то есть церковные документы и трактовки). Соответственно, мирянам можно читать и толковать Библию.
То есть не "нужна другая церковь", а "церковь не нужна вообще".
Большинство протестантских течений не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений святых и даже креста.
Целибат (безбрачие) духовенства отвергается, нет монастырей и монашества. Протестантизм учит, что свое спасение человек должен искать в обыденной жизни и своем профессиональном успехе, но при условии подчинения мирского священному.
Жизнь без церкви была непривычна, и потребовались, конечно, рекомендации и разъяснения. Кальвин, к примеру, создал учение об абсолютном предопределении, согласно которому Бог ещё до сотворения мира предопределил одних людей к "спасению", других к погибели, одних к раю, других к аду, и этот приговор Бога абсолютно неизменен. Однако учение о предопределении не предрасполагало человека к покорности судьбе. Согласно Кальвину, человек должен быть уверен в том, что он является "божьим избранником" и доказать это своей жизнью и деятельностью в том числе неустанным и добросовестным трудом.
Были созданы церковные общины, во главе которых стояли старейшины и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являлись лишь службой. Проповедь стала основной задачей общины. Кроме того, обращение в веру (конфирмация) стало проводиться только в сознательном возрасте: например, в лютеранстве в 12-18 лет.
Дальнейшее развитие западного общества показало, прав ли был Йозеф Лортц, написавший в "Истории Церкви", что "Реформация есть борьба за истинную форму христианства".
Да, Реформация началась в наиболее развитых странах, но затем охватила всю Европу. Рим, действуя в своих лучших традициях, ответил Варфоломеевской ночью, когда во Франции католики убили больше 30 тысяч кальвинистов. Затем католическая церковь провёла Контрреформацию, добилась некоторых успехов (Италия, Испания), но в целом получила удар, от которого не может оправиться по сей день. Мало того, что оказалась возможной вера без церкви, так еще очень быстро выяснилось, что протестанты стали жить лучше католиков.
Почему?
V
С продолжением
Комментарий