Для Невежда
1.1 неясно, имелся ли у каждого племени свой бог-доминант, или ряд богов был общим достояний.
Нет. То же хараткерно для кельтов и германцев.
1.2 Сколько-нибудь масштабных храмовых хозяйств не наблюдается. если таковые вообще были.
Не было. Как, впрочем, и у кельтов. Власть волхвов, как и власть друидов, носила не экономический характер. А у германцев, вообще, не было касты жрецов.
1.3 Сведения о деятельности богов крайне скудны, если вообще не отсутсвуют.
Вообще, сведения о славянском язычестве крайне скудны. В Скандинавии языческие культы практиковались до 16 века, а в Ирландии язычество интегрировалось в христианство. Фольклр сохранился до новго времени и был записан. Славянскому язычеству в этом плане не повезло. Оно было полностью уничтожено уже в 12 веке.
5.2 Был ли свойственнен тотемизм?
Уже нет. Тотемизм относится к культам, более примитивным, чем язычество.
5.3 Действительно ли славяне так усердно поклонялись каждому дереву и камню, как обычно говориться?
Нет. Объектами поклонения были идолы. Поклонение нерукотворным природным феноменам отмечалось у германцев (и только у самых отсталых племен, таких. как саксы), и только в очень ранний период, описанный лишь в римских источниках.
У кельтов и славян долго сохранялись священные рощи, как места для проведения ритуалов. Храмы, так сказать, под открытым небом. Но объектом поклонения не были сами деревья.
Также, у кельтов почитались некоторые родники. Христианские миссионеры, просто, объявили воду в них святой, и включили в собственный культ. Было ли что-то подобное у славян - неизвестно.
5.4 Симаргл и Див - иранского происхождения?
Маловероятно. Славняе почти не контактировали с иранскими племенами. Некоторые совпадения, пожалуй, можно считать случайными, либо связанными с общим индоевропейским происхождением.
6. Демоны и потусторонний мир. Трудно сказать. С одной стороны имеются Кащей и опять Велес, с другой стороны - есть мнения, что Велес - производная от святого Власия, кощей - что-то тюркское, вроде "пленного".
"Кащей" по-древнерусски "скелет". "Костяк". Немертвый труп. Обычный undead. Лич. Вообще, не божество.
Баба-Яга - тоже андед, но "не местный". Угрофиннского происхождения. По существу, она даже ближе к потустороннему миру, чем Кощей.
Велес к Власию отношения не имеет.
Однако какой-то потусторонний мир должен был быть. Вроде бы имеется некий змей, периодически глотающий Солнце.
Это у германцев.
О загробном мире в славянской мифологии ничего определенного не известно. Возможно, информация утрачена. А возможно, он не играл заметной роли. Что любопытно, это же характерно для древних евреев. Представления об Аде и Рае, как месте пребывания умерших, появляются очень поздно.
7. Особых людей, награжденных божественными свойствами не наблюдается.
Скорее всего, информация, просто, утрачена.
С самого начала вы выбрали очень неудачную базу для сравнения, - мепопотамское язычество. Шумерыи все их наследники обитали в условиях ирригационной цивиллизации, что накладывает свой отпечаток. К тому же, они не были индоевропейцами.
Более подхдящими образцами были бы кельтское, германское, даже раннне греческое язычество. Здесь должно быть и есть общего много. Хотя, должны быть и есть уникальные черты.
Основываясь на этих анологиях, можно заключить, что славяне должны были иметь институт мифических героев, близких к богам. Избранных богами или состоящих с ними в родстве. Возможно, эти герои стали прототипами былинных персонажей.
1.1 неясно, имелся ли у каждого племени свой бог-доминант, или ряд богов был общим достояний.
Нет. То же хараткерно для кельтов и германцев.
1.2 Сколько-нибудь масштабных храмовых хозяйств не наблюдается. если таковые вообще были.
Не было. Как, впрочем, и у кельтов. Власть волхвов, как и власть друидов, носила не экономический характер. А у германцев, вообще, не было касты жрецов.
1.3 Сведения о деятельности богов крайне скудны, если вообще не отсутсвуют.
Вообще, сведения о славянском язычестве крайне скудны. В Скандинавии языческие культы практиковались до 16 века, а в Ирландии язычество интегрировалось в христианство. Фольклр сохранился до новго времени и был записан. Славянскому язычеству в этом плане не повезло. Оно было полностью уничтожено уже в 12 веке.
5.2 Был ли свойственнен тотемизм?
Уже нет. Тотемизм относится к культам, более примитивным, чем язычество.
5.3 Действительно ли славяне так усердно поклонялись каждому дереву и камню, как обычно говориться?
Нет. Объектами поклонения были идолы. Поклонение нерукотворным природным феноменам отмечалось у германцев (и только у самых отсталых племен, таких. как саксы), и только в очень ранний период, описанный лишь в римских источниках.
У кельтов и славян долго сохранялись священные рощи, как места для проведения ритуалов. Храмы, так сказать, под открытым небом. Но объектом поклонения не были сами деревья.
Также, у кельтов почитались некоторые родники. Христианские миссионеры, просто, объявили воду в них святой, и включили в собственный культ. Было ли что-то подобное у славян - неизвестно.
5.4 Симаргл и Див - иранского происхождения?
Маловероятно. Славняе почти не контактировали с иранскими племенами. Некоторые совпадения, пожалуй, можно считать случайными, либо связанными с общим индоевропейским происхождением.
6. Демоны и потусторонний мир. Трудно сказать. С одной стороны имеются Кащей и опять Велес, с другой стороны - есть мнения, что Велес - производная от святого Власия, кощей - что-то тюркское, вроде "пленного".
"Кащей" по-древнерусски "скелет". "Костяк". Немертвый труп. Обычный undead. Лич. Вообще, не божество.
Баба-Яга - тоже андед, но "не местный". Угрофиннского происхождения. По существу, она даже ближе к потустороннему миру, чем Кощей.
Велес к Власию отношения не имеет.
Однако какой-то потусторонний мир должен был быть. Вроде бы имеется некий змей, периодически глотающий Солнце.
Это у германцев.
О загробном мире в славянской мифологии ничего определенного не известно. Возможно, информация утрачена. А возможно, он не играл заметной роли. Что любопытно, это же характерно для древних евреев. Представления об Аде и Рае, как месте пребывания умерших, появляются очень поздно.
7. Особых людей, награжденных божественными свойствами не наблюдается.
Скорее всего, информация, просто, утрачена.
С самого начала вы выбрали очень неудачную базу для сравнения, - мепопотамское язычество. Шумерыи все их наследники обитали в условиях ирригационной цивиллизации, что накладывает свой отпечаток. К тому же, они не были индоевропейцами.
Более подхдящими образцами были бы кельтское, германское, даже раннне греческое язычество. Здесь должно быть и есть общего много. Хотя, должны быть и есть уникальные черты.
Основываясь на этих анологиях, можно заключить, что славяне должны были иметь институт мифических героев, близких к богам. Избранных богами или состоящих с ними в родстве. Возможно, эти герои стали прототипами былинных персонажей.
Комментарий