История русских баптистов в 19 веке. часть 1.
До 1879 года баптистов в России не признавали вообще. Их приравнивали к сектантам, называли штундистами и жёстко преследовали, особенно на Украине. В России баптисты не русского происхождения издавна пользовались определённой свободой. Это были немцы, латыши и представители других национальностей. Русским запрещено было верить и мыслить вне православного мировоззрения. В понимании православных иерархов, а также государственных чиновников того времени, русский не мог быть баптистом, иначе он переставал быть русским. Братские меннониты, немецкие и русские баптисты неоднократно ходатайствовали перед Царём и правительством о даровании им свободы исповедовать свои убеждения. Возможно сегодня, спустя 130 лет, нам не совсем понятна суть вопроса. Ну, исповедуй себе тихо и всё! Но в Российской империи в тот период это было просто невозможно! Все, так называемые, гражданские акты русских людей осуществлялись исключительно через местный приход священником. Священник вёл все метрические книги, выдавал все необходимы документы: о браке, о рождении, о смерти. Ни один нормальный баптист не понесёт священнику в храм крестить своего ребёнка, не будет просить провести обряд венчания! Поэтому браки баптистов, рождение их детей, смерть и похороны не признавались законными, со всеми вытекающими отсюда последствиями: дети от таких браков считались незаконнорожденными. Права наследства за детьми умерших баптистов не признавались, хоронить на общих кладбищах их не разрешалось. Похороны часто сопровождались всякого рода препятствиями с оскорблениями и побоями со стороны фанатично настроенных односельчан. Ребёнок был бесправен, его могли отобрать у родителей. Не говоря уже о том, что его невозможно было учить.
27 марта 1879 года вышло мнение Государственного совета о духовных делах баптистов следующего содержания: «Государственный Совет в Департаменте Законов и в Общем собрании, рассмотрев представление Министерства Внутренних Дел о духовных делах баптистов, мнением положил:
I. В дополнение подлежащих статей свода законов постано¬вить:
1. Баптисты на основании статьи 44 осн. Государственного законодательства беспре¬пятственно исповедуют свое вероучение и исполняют обряды веры по существующим у них обычаям. Общественное богослужение они отправляют в устроенных ими (или отведенных им для сего), с разрешения губернатора, домах.
2. Избираемые баптистами духовные наставники (старшины, учители, проповедники) могут совершать обряды и произносить проповеди не иначе, как по утверждении их в сем звании губернатором. Духовные наставники из иностранцев обязаны принести
присягу на верность службы во время пребывания их в России.
3. Метрические записи браков, рождения и смерти баптистов
ведутся местными гражданскими властями».
После согласования с Министерством юстиции, это мнение было утверждено царем 15 августа 1879 года и подписано Министерства внутренних дел статс-секретарем Маковым (в народе этот циркуляр и был назван Маковским). Обнародован он был Указом Сената от 12 сентября 1879 года за № 35043.
В 1880 году на этот пост заступил действительный тайный советник, бывший профессор кафедры гражданского права Московского университета и преподаватель законоведения царевича Александра III Константин Петрович Победоносцев (1827-1907 гг.). Еще до 1880 года, в царствование Александра II, он выступал решительным противником социальных и политических реформ 60-х годов, сторонником неограниченного самодержавия, опирающегося на православную церковь. Будучи приближенным царя Александра III, К.П.Победоносцев пользовался почти неограниченным влиянием на правительство и царскую особу.
В 1882 году, т.е. на втором году пребывания К.П.Победоносцева на посту обер-прокурора, появилось разъяснение Министерства внутренних дел, в котором, в частности, говорилось, что «закон, предоставивший баптистам беспрепятственное исповедание своих убеждений по существующим у них обычаям, не распространяется на русских баптистов; объясненный закон относится:
1) к иностранно-подданным баптистам, проживающим в России;
2) к тем, кто перешел в русское подданство уже будучи баптистом, и к русско-подданным баптистам, обратившимся в эту секту из другого неправославного исповедания, с разрешения правительства».
3 мая 1883 года был издан закон «Мнение государственного совета о даровании раскольникам всех сект (следовательно, и штундистам, и баптистам) прав богослужения». Вот что сказано в статье 10: «Установщики, наставники и другие лица, исполняющие ду¬ховные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных действиях». Иными словами, подпадали под действие статьи 10 все те, кто проповедовал Евангелие среди православного населения.
С 1884 года К.П.Победоносцев, добившись «высочайшего изволения Государя Императора, приступил к осуществлению намеченной им программы по борьбе с баптизмом, штундизмом и пашковщиной.
С 1890 года гонения, обрушившиеся как страшная буря на христиан-баптистов, усилились. Применяемые до этого штрафы, отсидки в каталажках, тюрьмах, избиения не помогали. Государство пыталось отбирать детей евангельских верующих, вербовать предателей из среды братьев.
Ссылки и страдания принимали все большие размеры. Было невозможно открыто созвать Съезд, открытые служения стали практически невозможны.
Баптисты как могли пытались помогать братьям по вере среди арестантов. Некоторые из жен арестантов вместе с детьми следовали за своими мужьями. Некоторым из них пришлось похоронить своих детей во время пути. Основной поток арестантов шёл через Тифлискую тюрьму в Герусы.
В.Д.Бонч-Бруевич так описывает это место ссылки: «Среди гор Закавказья есть трущеба, называемая Герусы. Это ничто иное, как жалкая татаро-армянская деревня, весьма удачно выбранная русской администрацией, чтобы мучить христиан. Цель правительства в том, чтобы путем физических и нравственных мук поколебать стойкость веры братьев и, таким образом, побудить их возвратиться в лоно православия». (В.Д. Бонч-Бруевич «Преследование баптистов.Hants.1902 год»).
Отцы и дети, вместе с женами-матерями, лишенные всяких прав и имущества, «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:38). Это была жуткая картина.
Вот далеко неполный список имен братьев, которые в одиночку или с семьями, страдали в Герусах: И.И.Лясоцкий, С.Е.Капустинский, Т.О.Хлыстун, Г.Морозов, Апанчук, Вотюк, С.А.Проханов, М.И. Кривенко, М.К.Кальвейт, Конышин, Ф.П.Кастромин, Гузенко, С.К.Нездолий, Л.Оржаховский, Приходько, И.К.Савельев, Циглер, П.С.Капустинская и другие. Г.Рябошапка был сослан на 5 лет в Эривань.
Отсюда:
Журнал "Христианское СЛОВО" - Российский Союз евангельских христиан-баптистов
До 1879 года баптистов в России не признавали вообще. Их приравнивали к сектантам, называли штундистами и жёстко преследовали, особенно на Украине. В России баптисты не русского происхождения издавна пользовались определённой свободой. Это были немцы, латыши и представители других национальностей. Русским запрещено было верить и мыслить вне православного мировоззрения. В понимании православных иерархов, а также государственных чиновников того времени, русский не мог быть баптистом, иначе он переставал быть русским. Братские меннониты, немецкие и русские баптисты неоднократно ходатайствовали перед Царём и правительством о даровании им свободы исповедовать свои убеждения. Возможно сегодня, спустя 130 лет, нам не совсем понятна суть вопроса. Ну, исповедуй себе тихо и всё! Но в Российской империи в тот период это было просто невозможно! Все, так называемые, гражданские акты русских людей осуществлялись исключительно через местный приход священником. Священник вёл все метрические книги, выдавал все необходимы документы: о браке, о рождении, о смерти. Ни один нормальный баптист не понесёт священнику в храм крестить своего ребёнка, не будет просить провести обряд венчания! Поэтому браки баптистов, рождение их детей, смерть и похороны не признавались законными, со всеми вытекающими отсюда последствиями: дети от таких браков считались незаконнорожденными. Права наследства за детьми умерших баптистов не признавались, хоронить на общих кладбищах их не разрешалось. Похороны часто сопровождались всякого рода препятствиями с оскорблениями и побоями со стороны фанатично настроенных односельчан. Ребёнок был бесправен, его могли отобрать у родителей. Не говоря уже о том, что его невозможно было учить.
27 марта 1879 года вышло мнение Государственного совета о духовных делах баптистов следующего содержания: «Государственный Совет в Департаменте Законов и в Общем собрании, рассмотрев представление Министерства Внутренних Дел о духовных делах баптистов, мнением положил:
I. В дополнение подлежащих статей свода законов постано¬вить:
1. Баптисты на основании статьи 44 осн. Государственного законодательства беспре¬пятственно исповедуют свое вероучение и исполняют обряды веры по существующим у них обычаям. Общественное богослужение они отправляют в устроенных ими (или отведенных им для сего), с разрешения губернатора, домах.
2. Избираемые баптистами духовные наставники (старшины, учители, проповедники) могут совершать обряды и произносить проповеди не иначе, как по утверждении их в сем звании губернатором. Духовные наставники из иностранцев обязаны принести
присягу на верность службы во время пребывания их в России.
3. Метрические записи браков, рождения и смерти баптистов
ведутся местными гражданскими властями».
После согласования с Министерством юстиции, это мнение было утверждено царем 15 августа 1879 года и подписано Министерства внутренних дел статс-секретарем Маковым (в народе этот циркуляр и был назван Маковским). Обнародован он был Указом Сената от 12 сентября 1879 года за № 35043.
В 1880 году на этот пост заступил действительный тайный советник, бывший профессор кафедры гражданского права Московского университета и преподаватель законоведения царевича Александра III Константин Петрович Победоносцев (1827-1907 гг.). Еще до 1880 года, в царствование Александра II, он выступал решительным противником социальных и политических реформ 60-х годов, сторонником неограниченного самодержавия, опирающегося на православную церковь. Будучи приближенным царя Александра III, К.П.Победоносцев пользовался почти неограниченным влиянием на правительство и царскую особу.
В 1882 году, т.е. на втором году пребывания К.П.Победоносцева на посту обер-прокурора, появилось разъяснение Министерства внутренних дел, в котором, в частности, говорилось, что «закон, предоставивший баптистам беспрепятственное исповедание своих убеждений по существующим у них обычаям, не распространяется на русских баптистов; объясненный закон относится:
1) к иностранно-подданным баптистам, проживающим в России;
2) к тем, кто перешел в русское подданство уже будучи баптистом, и к русско-подданным баптистам, обратившимся в эту секту из другого неправославного исповедания, с разрешения правительства».
3 мая 1883 года был издан закон «Мнение государственного совета о даровании раскольникам всех сект (следовательно, и штундистам, и баптистам) прав богослужения». Вот что сказано в статье 10: «Установщики, наставники и другие лица, исполняющие ду¬ховные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных действиях». Иными словами, подпадали под действие статьи 10 все те, кто проповедовал Евангелие среди православного населения.
С 1884 года К.П.Победоносцев, добившись «высочайшего изволения Государя Императора, приступил к осуществлению намеченной им программы по борьбе с баптизмом, штундизмом и пашковщиной.
С 1890 года гонения, обрушившиеся как страшная буря на христиан-баптистов, усилились. Применяемые до этого штрафы, отсидки в каталажках, тюрьмах, избиения не помогали. Государство пыталось отбирать детей евангельских верующих, вербовать предателей из среды братьев.
Ссылки и страдания принимали все большие размеры. Было невозможно открыто созвать Съезд, открытые служения стали практически невозможны.
Баптисты как могли пытались помогать братьям по вере среди арестантов. Некоторые из жен арестантов вместе с детьми следовали за своими мужьями. Некоторым из них пришлось похоронить своих детей во время пути. Основной поток арестантов шёл через Тифлискую тюрьму в Герусы.
В.Д.Бонч-Бруевич так описывает это место ссылки: «Среди гор Закавказья есть трущеба, называемая Герусы. Это ничто иное, как жалкая татаро-армянская деревня, весьма удачно выбранная русской администрацией, чтобы мучить христиан. Цель правительства в том, чтобы путем физических и нравственных мук поколебать стойкость веры братьев и, таким образом, побудить их возвратиться в лоно православия». (В.Д. Бонч-Бруевич «Преследование баптистов.Hants.1902 год»).
Отцы и дети, вместе с женами-матерями, лишенные всяких прав и имущества, «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:38). Это была жуткая картина.
Вот далеко неполный список имен братьев, которые в одиночку или с семьями, страдали в Герусах: И.И.Лясоцкий, С.Е.Капустинский, Т.О.Хлыстун, Г.Морозов, Апанчук, Вотюк, С.А.Проханов, М.И. Кривенко, М.К.Кальвейт, Конышин, Ф.П.Кастромин, Гузенко, С.К.Нездолий, Л.Оржаховский, Приходько, И.К.Савельев, Циглер, П.С.Капустинская и другие. Г.Рябошапка был сослан на 5 лет в Эривань.
Отсюда:
Журнал "Христианское СЛОВО" - Российский Союз евангельских христиан-баптистов
Комментарий