В отношении книги Деяний в научной библеистике утвердился взгляд, что автор Дн. при создании своего труда опирался на некий ''документ'' или ''документы'', содержащий/-е некие сведения об истории церкви в первом веке. Возможно, что этот документ содержал лишь очень скудные и малоудовлетворительные факты. Они были общеизвестны, а потому игнорировать эти факты вовсе он не мог, но вполне мог их творчески интерпретировать в нужном ему современном богословском русле. Он включает в свою книгу кофликты, возникавшие в раней церкви и пытается их творчески разрешить, исходя из богословия и практики своего времени.
Например, в его времени уже есть ''дьяконы'', но как возникло это служение, никому не известно. Он берет конфликт, возникший в иерусалимской общине между евреоговорящими и грекоговорящими христианами и, опираясь здесь на смысловое по тексту значение слова, как ''обслуживание вдов'' и греческого слова
διακονία̨ (служение, услуживание), превращает это служение устами апостолов в ''служение столам'' ( διακονει̃ν τραπέζαις), противопоставляя его более важному по его мнению служению, более подобающее 12-и апостолам ''служение Слову''(διακονία̨ του̃ λόγου) и устанавливая соответствующим введением цифры ''7'' институт дьяконства. Таким образом получается красивая картинка, гармонично обьясняющая происхождение церковной должности ''дьякон''. ''Апостолы - 12 - служение Слову'' и ''дьяконы'' - 7 - служение столам''.
Для того, чтобы сделать такое, автору нужен был какой-то повод, зачин. И он его находит в каких-то источниках''.
''В эти дни, когда умножалось число учеников, возник ропот у еллинистов на евреев за то, что вдовы их были пренебрегаемы в ежедневном обслуживании''.
Далее мы видим, что автор в сущности не разрешает этот конфликт, ибо текст никак никак не отвечает на вопрос ''почему вдовы элинистов были пренебрегаемы евреями в ежедневном обслуживании?''.
Да и красивая картинка с ''семью дьяконами'', как прототипами церковного института дьяконства никак не учитывает тот момент, что до этих ''семерых дьяконов'' это ''дьяконское'' служение уже несли ''евреи'' (6:1). Но видимо, такие нестыковки автору неважны. Главное было не разрешить конфликт, который уже мог быть неинтересен современникам автора, а преподнести им красивую историю возникновения института дьяконства в современной автору церкви. Тем более, что ''Евреи'' из его источника легко превращаются у него в ''Двенадцать'', которые просто перекладывают это неподобающее ''Двенадцати'' ''служение столам'' на ''Семерых''.
И если список ''12-ти апостолов'' уже утвержден, то, естесственно, в унисон этому, нужно было огласить и список ''семерых дьяконов''. Что нам ''документально'' и предлагается:
Дн 6:5 И угодно было предложение всему собранию. И они избрали Стефана, мужа полного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая, прозелита Антиохийца.
Какая красивая полифония!
Но это еще не все!
Чтобы никто из современников автора не сомневался в апостольском установлении и апостольской преемственности института этого священного служения столам ( διακονει̃ν τραπέζαις) автор закрепляет всю картинку важнейшим для его времени актом ''рукоположения на служение''. Причем руки здесь - руки самих 12-ти апостолов:
Дн 6:6 ИХ ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД АПОСТОЛАМИ, И ТЕ, ПОМОЛИВШИСЬ, ВОЗЛОЖИЛИ НА НИХ РУКИ.
Кстати, этот момент вкупе со многими другими аналогичными моментами, может являться очень мощной подсказкой при выяснении вопроса времени написания книги Деяний. Тем более что первые твердые ссылки и аллюзии на Деяния раннехристианских авторов, дающих нам твердую уверенность в знакомстве с этой книгой появляются лишь в сочинениях авторов ВТОРОЙ половины ВТОРОГО века.
Например, в его времени уже есть ''дьяконы'', но как возникло это служение, никому не известно. Он берет конфликт, возникший в иерусалимской общине между евреоговорящими и грекоговорящими христианами и, опираясь здесь на смысловое по тексту значение слова, как ''обслуживание вдов'' и греческого слова
διακονία̨ (служение, услуживание), превращает это служение устами апостолов в ''служение столам'' ( διακονει̃ν τραπέζαις), противопоставляя его более важному по его мнению служению, более подобающее 12-и апостолам ''служение Слову''(διακονία̨ του̃ λόγου) и устанавливая соответствующим введением цифры ''7'' институт дьяконства. Таким образом получается красивая картинка, гармонично обьясняющая происхождение церковной должности ''дьякон''. ''Апостолы - 12 - служение Слову'' и ''дьяконы'' - 7 - служение столам''.
Для того, чтобы сделать такое, автору нужен был какой-то повод, зачин. И он его находит в каких-то источниках''.
''В эти дни, когда умножалось число учеников, возник ропот у еллинистов на евреев за то, что вдовы их были пренебрегаемы в ежедневном обслуживании''.
Далее мы видим, что автор в сущности не разрешает этот конфликт, ибо текст никак никак не отвечает на вопрос ''почему вдовы элинистов были пренебрегаемы евреями в ежедневном обслуживании?''.
Да и красивая картинка с ''семью дьяконами'', как прототипами церковного института дьяконства никак не учитывает тот момент, что до этих ''семерых дьяконов'' это ''дьяконское'' служение уже несли ''евреи'' (6:1). Но видимо, такие нестыковки автору неважны. Главное было не разрешить конфликт, который уже мог быть неинтересен современникам автора, а преподнести им красивую историю возникновения института дьяконства в современной автору церкви. Тем более, что ''Евреи'' из его источника легко превращаются у него в ''Двенадцать'', которые просто перекладывают это неподобающее ''Двенадцати'' ''служение столам'' на ''Семерых''.
И если список ''12-ти апостолов'' уже утвержден, то, естесственно, в унисон этому, нужно было огласить и список ''семерых дьяконов''. Что нам ''документально'' и предлагается:
Дн 6:5 И угодно было предложение всему собранию. И они избрали Стефана, мужа полного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая, прозелита Антиохийца.
Какая красивая полифония!
Но это еще не все!
Чтобы никто из современников автора не сомневался в апостольском установлении и апостольской преемственности института этого священного служения столам ( διακονει̃ν τραπέζαις) автор закрепляет всю картинку важнейшим для его времени актом ''рукоположения на служение''. Причем руки здесь - руки самих 12-ти апостолов:
Дн 6:6 ИХ ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД АПОСТОЛАМИ, И ТЕ, ПОМОЛИВШИСЬ, ВОЗЛОЖИЛИ НА НИХ РУКИ.
Кстати, этот момент вкупе со многими другими аналогичными моментами, может являться очень мощной подсказкой при выяснении вопроса времени написания книги Деяний. Тем более что первые твердые ссылки и аллюзии на Деяния раннехристианских авторов, дающих нам твердую уверенность в знакомстве с этой книгой появляются лишь в сочинениях авторов ВТОРОЙ половины ВТОРОГО века.
Комментарий