У христиан из элинистов возник ропот на христиан из евреев, что ''вдовы их'' (вдовы христиан из эллинистов) ''были пренебрегаемы в ежедневном обслуживании''.
Как известно из книги Деяний, в общину в Иерусалиме поступало немало средств:
5:34 Ибо не было и никого нуждающегося между ними. А все, кто были собственниками земель или домов, продавая, приносили цену продаваемого и полагали у ног апостолов. И раздавалось каждому смотря по нужде его''.
Видимо, собранное не раздавалось всем без разбора, а именно ''смотря по нужде его''. В общине ведь были нищие, и такие, которые не могли себя обеспечивать. К таким как раз и принадлежали вдовы. В те времена оказаться вдовой было весьма страшно. Женщина, лишившаяся того, кто ее обеспечивал, рисковала банально погибнуть от голода. Поэтому первыми претендентами на ежедневное обслуживание и были вдовы. Апостолы ежедневно выделяли вдовам, состоявшим в общине ''хлеб насущный на каждый день''. Ежедневно выделяли из церковных средств и вдовам евреоговорящей части общины и вдовам христианских элинистов. Но вот однажды, когда все вдовы пришли за очередным раздаянием некоторых вдов почему-то ''пренебрегли''. И ''пренебрегли'' именно тех, кто был из эллинистской христианской общины. Своих вдов они не пренебрегли. Отсюда и возник ропот у элинистов на апостолов. ''Уважаемые апостолы! А почему это наши вдовы сегодня не получили ежедневного пайка?''. Автор Деяний нам сообщает, что
''тогда Двенадцать, созвав собрание всех учеников, сказали:
- не приличествует нам, оставив слово Божие, обслуживать столы. Отберите же, братья, из своей среды семь мужей, имеющих доброе свидетельство, полных Духа и мудрости. Им поручим эту службу.
Мы же будем постоянно пребывать в молитве и служении слова''.
Из ответа следует, что именно 12 ''оставив слово Божие, обслуживали столы''. То есть нам рисуют картину, что апостолы, как главные хранители и распорядители церковной кассы, настолько погрязли в этом ежедневном раздаянии, что на проповедь слова Божия у них не оставалось ни сил ни времени. Действительно, как то негоже было такой рутиной загружать самих 12 апостолов. И им действительно лучше всего и полезнее для всех было бы, если они будут ''постоянно пребывать в молитве и служении слова''.
Однако возникает вопрос, причем вопрос возникает не совсем новый, а тот же, который задали эллинисты:
''Уважаемые апостолы! А почему это именно наши вдовы БЫЛИ ПРЕНЕБРЕГАЕМЫ в получении ежедневного пайка?''
Да, вдовы элинистов не просто один раз ''по запарке'' уставших от попечения о столах апостолов были случайно ''пренебрежены'' и не получили пайка. Они ''были пренебрегаемы'' апостолами не один раз, что как раз и вызвало ропот элинистов.
Автор Деяний желает оправдать апостолов и замять конфликт. Мол, апостолам вообще негоже этим заниматься, им приличнее исполнять духовные требы ит.д. Но почему же тогда апостолы вдов из евреоговорящей обшины ничуть не пренебрегли ''случайно''? На этот вопрос автор Дн не отвечает, да и апостолы у него не хотят отвечать прямо, а, сколько не перечитывай, твердят одно и тоже:
''Негоже нам пещись о столах! Нам гоже больше пещись о слове Божием!''
Автор Дн рисует нам однако, что кофликт был исчерпан, что элинисты были удовлетворены ответом и согласились с предложением апостолов.
Однако, из ответа апостолов, я вот все никак не могу понять, почему же таки вдовы элинистов были пренебрегаемы апостолами в ежедневном обслуживании?
Вдовы были именно ''пренебрегаемЫ'', это не однократное пренебрежение.
Из ответа следует ответ на совершенно другой вопрос, а не на вопрос эллинистов. На какой другой? Например, на такой: ''почему Вы, 12 апостолов, занимаетесь тем, что вам не приличествует?''
Однако такого вопроса нет, зато есть ответ на него. А вопрос есть такой ''почему вы пренебрегаете наших вдов в ежедневном раздаянии потребностей?'' А каким же мог бы быть и должен был быть ответ? И вот ответ тогда должен был быть примерно таким:
''Да! Мы пренебрегали и пренебрегаем и Вашими вдовами и вами за ваше фривольное отношение и к торе, и к храму! И в этом виноваты именно вы, элинисты! Ибо это Вы учите их и народ говорить слова хулы на Моисея и на Бога, это именно вы не перестаете говорить слова против святого места этого и торы! Это вы учите, что якобы Иисус Назорей разрушит место это и переменит те обычаи, которые предал нам Моисей! В то время как мы верим, что Иисус Мессия наш, вернется в свой храм, посадит нас на 12-и престолах, восстановит царство Израиля и соберет все народы преклониться пред Ним в Иерусалиме! И вы еще смеете роптать на нас за то, что мы лишь пренебрегли вашими вдовами в ежедневном обслуживании?''.
Так, или примерно так.
Но, к нашему с Вами сожалению, как видите, настоящий вопрос эллинистов никак вообще не согласуется с ответом апостолов. После вопроса эллинистов ожидается адекватный ответ именно на их вопрос. Но, судя по реальному ответу, возникает впечатление, что или Лука вообще забыл вопрос или его забыли сами апостолы. Он играет со словом ''диакония'', делая вид, что все дело в этом слове, а не в факте пренебрежения евреоговорящими христианами вдов грекоговорящих христиан-элинистов.
Как известно из книги Деяний, в общину в Иерусалиме поступало немало средств:
5:34 Ибо не было и никого нуждающегося между ними. А все, кто были собственниками земель или домов, продавая, приносили цену продаваемого и полагали у ног апостолов. И раздавалось каждому смотря по нужде его''.
Видимо, собранное не раздавалось всем без разбора, а именно ''смотря по нужде его''. В общине ведь были нищие, и такие, которые не могли себя обеспечивать. К таким как раз и принадлежали вдовы. В те времена оказаться вдовой было весьма страшно. Женщина, лишившаяся того, кто ее обеспечивал, рисковала банально погибнуть от голода. Поэтому первыми претендентами на ежедневное обслуживание и были вдовы. Апостолы ежедневно выделяли вдовам, состоявшим в общине ''хлеб насущный на каждый день''. Ежедневно выделяли из церковных средств и вдовам евреоговорящей части общины и вдовам христианских элинистов. Но вот однажды, когда все вдовы пришли за очередным раздаянием некоторых вдов почему-то ''пренебрегли''. И ''пренебрегли'' именно тех, кто был из эллинистской христианской общины. Своих вдов они не пренебрегли. Отсюда и возник ропот у элинистов на апостолов. ''Уважаемые апостолы! А почему это наши вдовы сегодня не получили ежедневного пайка?''. Автор Деяний нам сообщает, что
''тогда Двенадцать, созвав собрание всех учеников, сказали:
- не приличествует нам, оставив слово Божие, обслуживать столы. Отберите же, братья, из своей среды семь мужей, имеющих доброе свидетельство, полных Духа и мудрости. Им поручим эту службу.
Мы же будем постоянно пребывать в молитве и служении слова''.
Из ответа следует, что именно 12 ''оставив слово Божие, обслуживали столы''. То есть нам рисуют картину, что апостолы, как главные хранители и распорядители церковной кассы, настолько погрязли в этом ежедневном раздаянии, что на проповедь слова Божия у них не оставалось ни сил ни времени. Действительно, как то негоже было такой рутиной загружать самих 12 апостолов. И им действительно лучше всего и полезнее для всех было бы, если они будут ''постоянно пребывать в молитве и служении слова''.
Однако возникает вопрос, причем вопрос возникает не совсем новый, а тот же, который задали эллинисты:
''Уважаемые апостолы! А почему это именно наши вдовы БЫЛИ ПРЕНЕБРЕГАЕМЫ в получении ежедневного пайка?''
Да, вдовы элинистов не просто один раз ''по запарке'' уставших от попечения о столах апостолов были случайно ''пренебрежены'' и не получили пайка. Они ''были пренебрегаемы'' апостолами не один раз, что как раз и вызвало ропот элинистов.
Автор Деяний желает оправдать апостолов и замять конфликт. Мол, апостолам вообще негоже этим заниматься, им приличнее исполнять духовные требы ит.д. Но почему же тогда апостолы вдов из евреоговорящей обшины ничуть не пренебрегли ''случайно''? На этот вопрос автор Дн не отвечает, да и апостолы у него не хотят отвечать прямо, а, сколько не перечитывай, твердят одно и тоже:
''Негоже нам пещись о столах! Нам гоже больше пещись о слове Божием!''
Автор Дн рисует нам однако, что кофликт был исчерпан, что элинисты были удовлетворены ответом и согласились с предложением апостолов.
Однако, из ответа апостолов, я вот все никак не могу понять, почему же таки вдовы элинистов были пренебрегаемы апостолами в ежедневном обслуживании?
Вдовы были именно ''пренебрегаемЫ'', это не однократное пренебрежение.
Из ответа следует ответ на совершенно другой вопрос, а не на вопрос эллинистов. На какой другой? Например, на такой: ''почему Вы, 12 апостолов, занимаетесь тем, что вам не приличествует?''
Однако такого вопроса нет, зато есть ответ на него. А вопрос есть такой ''почему вы пренебрегаете наших вдов в ежедневном раздаянии потребностей?'' А каким же мог бы быть и должен был быть ответ? И вот ответ тогда должен был быть примерно таким:
''Да! Мы пренебрегали и пренебрегаем и Вашими вдовами и вами за ваше фривольное отношение и к торе, и к храму! И в этом виноваты именно вы, элинисты! Ибо это Вы учите их и народ говорить слова хулы на Моисея и на Бога, это именно вы не перестаете говорить слова против святого места этого и торы! Это вы учите, что якобы Иисус Назорей разрушит место это и переменит те обычаи, которые предал нам Моисей! В то время как мы верим, что Иисус Мессия наш, вернется в свой храм, посадит нас на 12-и престолах, восстановит царство Израиля и соберет все народы преклониться пред Ним в Иерусалиме! И вы еще смеете роптать на нас за то, что мы лишь пренебрегли вашими вдовами в ежедневном обслуживании?''.
Так, или примерно так.
Но, к нашему с Вами сожалению, как видите, настоящий вопрос эллинистов никак вообще не согласуется с ответом апостолов. После вопроса эллинистов ожидается адекватный ответ именно на их вопрос. Но, судя по реальному ответу, возникает впечатление, что или Лука вообще забыл вопрос или его забыли сами апостолы. Он играет со словом ''диакония'', делая вид, что все дело в этом слове, а не в факте пренебрежения евреоговорящими христианами вдов грекоговорящих христиан-элинистов.
Комментарий