Три вопроса о субботе
Свернуть
X
-
-
DanielAlievsky пишет:
Оставив ваши утверждения о глубине моих познаний, отвечу на конкретный вопрос. Я выбираю эту модель, потому что так сказал Бог. В Левит 26. Это не моя модель, а Его.
(Вопрос об основаниях познания - это не вопрос о глубине познаний, это вопрос о том, чем Вы руководствуетесь прежде всего в Вашем познании. С этого вопроса обычно начинается любая здравая мировоззренческая дискуссия (если, конечно, собеседники уже не знакомы с основаниями познания друг друга).
Например, мои основания познания кратко: мир непостижим, то есть мы живем в мире веры, а ориентируемся (выбираем верования) по нашим желаниям.
На мой взгляд, это соответствует основаниям познания, названным апостолом Павлом:
"Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше".
(1Кор 13:9-13)
Этот текст я понимаю так: человек находится в непостижимом мире, и потому гадает, поэтому "знания" роли не играют в основаниях познания, так как эти "знания" по вере, или отчасти. Поскольку "знания" роли не играют, то ориентируемся по вере и надежде, а веру и надежду выбираем по любви-желанию.
DanielAlievsky пишет:
Я выбираю эту модель, потому что так сказал Бог. В Левит 26. Это не моя модель, а Его.
И с чего Вы вообще взяли, что правильно поняли сказанное Богом в Библии?
Понимаете, я пока не спорю с Вами, я пока лишь пытаюсь Вас понять (точнее, пытаюсь понять то, что Вы тут предлагаете).Последний раз редактировалось Ансельм; 08 December 2011, 04:04 PM.Комментарий
-
Спасибо, Ансельм, за конструктивное пожелание.
Лично я не согласен, что мир вообще непостижим. Я считаю, что мир отчасти постижим. Ибо мы - дети Творца, который этот мир сотворил, и Он последовательно учит нас понимать Его творение. С тем, чтобы когда-нибудь, повзрослев, начать осмысленно со-творить с Ним.
Что касается оснований познания, то я опираюсь на две опоры. Первая, известная мне с детства - объективная реальность. Это научный метод. Если некая гипотеза выдерживает проверку фактами, позволяет предсказывать новые факты, объяснять старые факты, о которых я не знал в момент создания гипотезы, если независимые люди соглашаются с разумностью этой гипотезы, и так далее - то это, скорее всего, правильная гипотеза. Модель, которую я увидел в Левит 26 - по этим критериям, очень правдоподобная гипотеза.
Вторая опора описана в моей статье. К сожалению, известна она мне лишь несколько лет, но к великому счастью, уже все-таки известна. Это уровень Шма - прямой диалог с Богом.
Таким образом, второй ответ на ваш вопрос - почему я решил, что правильно понял сказанное - тривиален. Я просто спросил у Него.Левит Мишкана 8-го Дня ТворенияКомментарий
-
To friends пишет:
А как бы здесь смотрелся подход в стиле протестантского богослова Рудольфа Бультмана, в смысле демифологизации данной проблемы?
То есть, не значение принимается из мифа, а миф принимается из значимого в человеческом существовании. (Тут слово "миф" употребляется в смысле "непонятного текста", а не в смысле "сказки-фантазии").
То есть, суббота (в ее непонятности) принимается из понятного экзистенциального значения (значений существования человека).
То есть непонятная сторона субботы при этом сохраняется, а суббота принимается из понятной стороны субботы.
Как такой подход?Комментарий
-
DanielAlievsky
Суть не в том, кто больше похож на инструмент плотника, а кто на инструмент врача - важно, что задачи неодинаковые, поэтому и заповеди, определяющие праведный образ жизни, будут отличаться.
и как задачи определяют инструмент? КАК инструменты работают для этих задач?Комментарий
-
Комментарий
-
To friends пишет:
не совсем понимаю, если честно! :-) Можно другими словами этот поход? И в чем понятная сторона субботы как субботы, а не воскресенья?
Ведь большинство древних текстов (в том числе и Библии) содержат как вещи, которые можно проверить (понятные), так и вещи, которые в принципе невозможно проверить (непонятные).
Бультман, например, пишет об исторических повествованиях Библии. Понятно, что исторические высказывания в тексте проверить нельзя (это царство гипотез-предположений). Если, например, речь идет о каком-то здании, то еще можно найти какие-то черепки, и то, тут масса вопросов и спорных моментов.
А вот если, например, речь идет о том, что один персонаж Библии что-то говорил другому персонажу Библии, то, вообще, как это в принципе возможно проверить?
У нас же нет диктофона с записью этих бесед. И диктофонов в библейские времена вроде бы не было.
То есть это полностью непроверяемая информация, то есть для нас эта информация существует лишь как миф (миф в смысле нечто принципиально непроверяемое, то, что нет никакой возможности проверить).
И встает вопрос, исходя из чего принимать на веру эти принципиально непроверяемые сведения (мифы) в тексте?
И Бультман предлагает перенести обоснование веры в непроверяемые сведения из сферы истории (где проверка невозможно), в сферу экзистенциальной значимости содержания (где проверка возможна).
То есть уже из экзистенциальной значимости принимать на веру непроверяемые исторические сведения (мифы) в тексте, а не наоборот.
В этом и состоит, насколько я понимаю, главная идея демифологизации.
А я предлагаю, применить то же самое к непроверяемому (мифическому) в субботе. Ведь библейское учение о субботе тоже содержит в себе понятное и непонятное (миф).
То есть, по экзистенциальному содержанию, по естественному (природному) богословию нам понятно, что какое-то время нужно уделять размышлению о Боге.
При этом нам непонятно, почему именно в субботу, а не в другой какой-то день?
Только нам ведь все равно какое-то время нужно уделять, а текст Библии предлагает уделять субботу.
Так почему бы, исходя из понятной экзистенциальной мотивации уделять время Богу, не принять на веру непонятное (мифическое) предложение Библии (которое не получается проверить) о конкретном времени?
Ведь все равно какое-то время нужно уделять, так почему бы уделять не субботу, раз уж Библия предлагает такой день -субботу?
Как тут такой демифологизированный подход к субботе?
У меня получилось понятно выразить мысль по поводу демифологизации вообще, и по поводу демифологизации субботы?Комментарий
-
Среди евреев, может быть, тоже не все идеально, но все же контраст лично для меня (по переезде в Израиль) был потрясающий. Ага, тут 80% евреев - "светские", только смысл этого слова абсолютно иной. Здешний "светский", по глубине своей веры, примерно соответствует постоянному прихожанину российской церкви. А "ортодоксальный" - скорее, священнику или иноку монастыря. Как правило.
Простейший показатель - синагоги и праздники. Йом-Киппур - в этот день большая часть населения Израиля постится, целый день не ест и не пьет. Синагоги переполнены - а здесь они на каждом углу, куда больше, чем магазинов или офисов. Далее, послушайте песни, которые поют по радио "светские" - вторая после любви традиционная тема здесь Бог и Израиль.
Атеисты, к сожалению, среди евреев действительно есть - обычно это выходцы из бССР. Но, слава Богу, немного. А Библию здесь преподают в (светских) общеобразовательных школах, и моему сыну, вполне нерелигиозному и даже не еврею, скоро нужно будет сдавать Танах среди предметов на аттестат зрелости.
Но то, что есть разные задачи и что различны мировоззрения людей, решающих разные задачи, по-моему, довольно очевидно. Нам же надо стараться лучше понять СВОИ задачи, опираясь на Диалог с Богом и на Его Слово.
Левит Мишкана 8-го Дня ТворенияКомментарий
-
Как раз наоборот. Христиане, не будучи евреями и не разбираясь в тонкостях хуким, когда пытаются все же их исполнять, исполняют неправильно - по своему, как вы говорите, изволению. Вот вы, например, решили, что не следует готовить и убираться в доме - а Бог этого отнюдь не говорил.Другие запреты хуким, вроде свинины, обычно вообще отменяются без комментариевхотя смежные запреты-хуким, вроде однополой любви, иногда принимаются и даже усиливаются.И еще Он сказал, что не то, что входит в уста, оскверняет человека,и что суббота для человека, а не наоборот.И это тоже стало базисом христианского мира - нигде христиане не воздерживаются от нечистой еды (хотя этот запрет столь же однозначно формулирует Бог, как и Десять Заповедей),субботу повсюду почитают как еженедельный выходной, нужный человеку, но не стараются правильно исполнить все субботние запреты.Бог уже давным-давно устроил христианский мир так, чтобы люди, которые верят в Него и стараются жить праведно, действительно были праведными. Я предлагаю не пытаться переделать мир, а пытаться разобраться, как Бог его устроил.Екл.12:13 " Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека."Комментарий
-
Вито пишет:
Данный текст (Рим 14:6-8) можно относить к субботе, и в тексте речь идет и о субботе, и о праздниках, и, вообще, о ЛЮБЫХ различениях дней, потому что сказано о различении дней вообще.
Понятие "различение дней" - это более общее понятие, чем частное понятие "различение субботы", поэтому "различение субботы" входит в понятие "различение дней".
И различение дней апостолом Павлом тут не при чем, потому что апостол Павел в своем высказывании допускает правомерность как различения дней, так и неразличения.
Например, и я различаю дни, и другим советую различать, только это не отменяет слов апостола Павла о допустимости неразличения дней.
Все люди мира как и во временах Римской Империи различали дни недели от других, а какие дни не различали, то это определёные дни постов, одни постились в одни дни, другие постились в другие дни.
Так что очень маловероятно, что речь идёт о еженедельной субботе.Екл.12:13 " Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека."Комментарий
-
Екл.12:13 " Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека."Комментарий
-
У вас неконструктивная позиция. Можно, детально разобравшись в предмете, вступить в полемику со специалистами и попытаться оспорить какой-то из их выводов. Можно сказать "все они дураки". Но в данной ситуации фишка в том, что Ветхий Завет на 100% пришел от евреев. Либо вы интересуетесь мнением евреев, конкретно еврейских ученых (раввинов) по поводу того, что же там написано в переложении на русский, английский и прочие языки, либо "они все дураки" - но тогда вы не поймете ни одной буквы.
Я так понял, что речь о кашруте. Вы же сами процитировали Петра - ему Бог предложил именно некошерных животных. Петр, еврей, действительно не стал этого есть, однако для христиан мира, которые читают Деяния и проповеди Иисуса, это очень наглядный пример.
Я это понимаю так, что христианам обязательно нужна первая часть заповеди. Предписывающая (помни). Вторая, запретительная (охраняй) для христиан не так актуальна. Когда Иисус оправдывал знаменитые микро-нарушения, речь шла именно о второй половине, о запрете млахот. А важность первой части прямо подтверждают Его слова, что "суббота нужна человеку".
Праведник - тот, кто любит Господа и ходит Его путями. Так это или нет, решает Бог. Но в жизни обычно праведники так "ярко светятся", что это замечают практически все окружающие их люди. Я знаю такого праведника, точнее, праведницу среди христиан-методистов, которые не исполняют законы-хуким. И уверен в существовании многих других праведников среди народов мира, которые отнюдь не следовали всем деталям еврейской Торы.Левит Мишкана 8-го Дня ТворенияКомментарий
-
Так а кого же вы собираетесь спрашивать о том, что значат слова Библии? Абсолютно все переводы на другие языки, включая самый первый - Септуагинту, - сделаны если не самими евреями, то людьми, которые научились у них ивриту. Если вам чихать на то, что думают евреи по поводу смысла слов иврита, то самое простое - вообще выбросить Ветхий Завет. И ограничиться Новым - хотя тогда придется положиться на то, что понимают греки под словами своего языка...У вас неконструктивная позиция. Можно, детально разобравшись в предмете, вступить в полемику со специалистами и попытаться оспорить какой-то из их выводов. Можно сказать "все они дураки". Но в данной ситуации фишка в том, что Ветхий Завет на 100% пришел от евреев. Либо вы интересуетесь мнением евреев, конкретно еврейских ученых (раввинов) по поводу того, что же там написано в переложении на русский, английский и прочие языки, либо "они все дураки" - но тогда вы не поймете ни одной буквы.Простите, я не знаю в точности вашего вероисповедания и его особенностей. Большинство православных, католиков и представителей основных протестантских деноминаций не имеют ничего против некошерной еды. А вы пользуетесь кошерными магазинами? Я думал, ими только евреи и мусульмане интересуются...
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. "Мат.5Как же это понять, если никакого "предания" насчет умывания перед едой никогда не существовало? Это вообще поздний обычай. А в Библии омовение предписано только коэнам.
4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. "Мк.7:4, это предание Христос и отменил, но закон Христос не отменял, Он только усилил.Я так понял, что речь о кашруте. Вы же сами процитировали Петра - ему Бог предложил именно некошерных животных. Петр, еврей, действительно не стал этого есть, однако для христиан мира, которые читают Деяния и проповеди Иисуса, это очень наглядный пример.
"И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. "Деян.10:28, так что никто кашрут не отменял.Я это понимаю так, что христианам обязательно нужна первая часть заповеди. Предписывающая (помни). Вторая, запретительная (охраняй) для христиан не так актуальна. Когда Иисус оправдывал знаменитые микро-нарушения, речь шла именно о второй половине, о запрете млахот. А важность первой части прямо подтверждают Его слова, что "суббота нужна человеку".Праведник - тот, кто любит Господа и ходит Его путями. Так это или нет, решает Бог. Но в жизни обычно праведники так "ярко светятся", что это замечают практически все окружающие их люди. Я знаю такого праведника, точнее, праведницу среди христиан-методистов, которые не исполняют законы-хуким.
если мы будем стараться исполнять все сии заповеди [закона] пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам"Втор.6:25
"потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы(праведны ориг.) будут"Рим.2:13Екл.12:13 " Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека."Комментарий
-
Если вы не хотите верить евреям, что значат слова иврита, то зачем вы вообще ссылаетесь на Ветхий Завет? Он изначально написан на иврите. Если евреи имели целью всех обмануть и толковали слова произвольно, то вы не можете доверять вообще ни одному слову Ветхого Завета. А вдруг евреи, у которых учились переводчики этого слова, обманщики? С чего вы взяли, что шамаим - небо, что эрец - земля, что иври - еврей, что гой - племя, да и вообще смысл всех слов? Совсем похожий пример - откуда вы знаете, что "обрезанный" и "крайняя плоть" означает то, что вы думаете? Библия нигде не приводит чертеж мужского органа и не использует никакого слова, похожего на "край" - там просто сказано, "обрезал то мясо, которое называется обрезанием". Если "басар", конечно, мясо, а не очередной обман злокозненных раввинов...
Однако, даже самые заядлые и занудные спорщики все-таки знают, что каша - это каша. А не мясо и не дед Мороз. По большей части млахот, которые мы делаем в будни и от которых надо воздерживаться в Шабат, не возникает никаких разногласий даже у самых разных течений иудаизма. Если вы действительно хотите исполнить слово Божье про субботу - а это слово иврита - то лично я бы в такой ситуации постарался изучить все материалы, которые есть на этот счет, разнообразные традиции, как это принято понимать, посоветовался бы с разными людьми - ивритоязычными, конечно. Затем выбрал бы для себя уровень строгости, с которым я хочу соблюсти сии правила и далее действовал бы по выбранному пониманию. Но не пытался бы придумывать чего-то альтернативного, чего нет ни в языке, ни в Библии - вроде воздержания от уборки дома. Что за свинство, собственно
Христос не отменял кашрут и вообще закон и наплевать, что там считают католики и прочие. "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. "Я не говорю, что он именно отменил закон. Я говорю, что он расставил приоритеты - вот это христианам важно здесь и сейчас, а об этом можно пока не думать. Ваше право считать иначе, меня же интересует не правота той или иной религиозной ветви, а картина в целом - как далее стало развиваться человечество. Большая часть христиан с вами не согласна, и я вижу (в модели Уровней) объяснение, почему так получилось.
Вот предание старцев и вовсе не позднее, во времена Христа оно ещё было. "Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. "Мк.7:4, это предание Христос и отменил
Так расскажите же! Очень интересно. Вы соблюдаете кашрут? КАК вы его соблюдаете? В России, например, это непросто.
Как бы то ни было, в 4-м РЕЧЕНИИ (так это названо в Библии) говорится о двух вещах - о том, что надо помнить день субботний, и о том, что нельзя делать млахи. Согласитесь, это все же не одно и то же.
Библии верите вообще, я Библию цитирую? Никто кто нарушает закон не может быть праведником, всякие беззаконники считают себя праведниками, но в глазах Бога это иначе. "и в сем будет наша праведность,
если мы будем стараться исполнять все сии заповеди [закона] пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам"Втор.6:25
"потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы(праведны ориг.) будут"Рим.2:13
Скажите, пожалуйста, Вито - какова ваша конфессия? Случайно, не адвентист?
На этом разрешите пожелать вам и всем присутствующим (к сожалению, с некоторым опозданием) - Шабат Шалом вам всем, мирной субботы!Левит Мишкана 8-го Дня ТворенияКомментарий
-
DanielAlievsky
Простейший показатель - синагоги и праздники. Йом-Киппур - в этот день большая часть населения Израиля постится, целый день не ест и не пьет. Синагоги переполнены - а здесь они на каждом углу, куда больше, чем магазинов или офисов. Далее, послушайте песни, которые поют по радио "светские" - вторая после любви традиционная тема здесь Бог и Израиль.
Атеисты, к сожалению, среди евреев действительно есть - обычно это выходцы из бССР. Но, слава Богу, немного. А Библию здесь преподают в (светских) общеобразовательных школах, и моему сыну, вполне нерелигиозному и даже не еврею, скоро нужно будет сдавать Танах среди предметов на аттестат зрелости.а если патриотический замес убрать из израильских настроений, то неизвестно, у кого больше интереса к религии.
а вот про образование бритов как-то стрельнуло мне написать пост. ссылка RE - это "религиозное образование", курс в школе.
И вот скажите, какая особая разница, что так радикально нужны у католиков и англикан топор, а там скальпель? вы же реальное устройство этого мира рассматриваете, как я понимаю.
Абсолютно все переводы на другие языки, включая самый первый - Септуагинту, - сделаны если не самими евреями, то людьми, которые научились у них ивриту.
Поэтому примеры с "кашей" и "баней" не проходят. Ему учились специально, как языку Танаха, поэтому любой иноверец мог научиться ему точно также, как еврейский мальчик.Последний раз редактировалось To friends; 09 December 2011, 04:08 PM.Комментарий
Комментарий