DanielAlievsky пишет:
А куда же Вы одно от другого-то денете? Куда Вы критерии от невозможности их доказать денете?
Какой смысл в критериях без доказательства их преимущества, среди других вариантов?
Прекрасно, что Вы понимаете, что ничего доказать нельзя, только отсюда прямо следует, что и ничего знать нельзя.
Ведь, что показывает невозможность доказательств? Наличие неизвестности, то есть отсутствие знания. Иначе бы доказательство было бы возможно.
Поэтому мы живем в мире веры, в мире верований, в мире гаданий, в мире гипотез.
Гипотезы и верования тоже нужно доказывать, поскольку нужно выбирать, только верования доказываются иначе, нежели знание.
Для доказательства верования нужно показать то, в чем (и относительно чего) состоит его преимущество перед другими верованиями.
DanielAlievsky пишет:
Проблема в том, что Вы просто повторяете ошибку, которую делали до Вас, когда пытались о мировоззренческих, метафизических вопросах говорить так, как об обычных вещах.
Например, Вас не смущает то, что мусульманин, индуист и т. д. могут сказать точно так же как и Вы, только совсем другое?
Как тогда быть с принципом единства, куда его девать? Просто считать, что все другие ошибаются, а Вы самый правильный? Или как?
Насчет того, что компьютер может взорваться.
Конечно, может быть все, что угодно, и я бы отошел от компьютера, если бы знал, что когда буду отходить, мне что-нибудь другое на голову не свалится.
Дело в том, что мы не можем таким образом защититься, поэтому и нет смысла пытаться так защищаться. Нужно как-то иначе.
DanielAlievsky пишет:
Понимаете, Рамбам это средневековый мыслитель, который скрещивал иудаизм с Аристотелем, то есть пытался понимать иудаизм через призму Аристотеля. (В его время все скрещивали, и христианские мыслители делали то же самое, либо с Аристотелем, либо с Платоном.)
И у средневековых мыслителей была такая ошибка (с подачи Платона и Аристотеля), они полагали, что о метафизике можно думать так же, как об обычных вещах.
А потом появился Кант, и пояснил, что все не так просто с метафизикой, как это казалось средневековым мыслителям, что нельзя о метафизике думать по тем же правилам, что и об обычных вещах. И задал вопрос: Как думать о метафизике? («Как возможна метафизика как наука?»)
Поэтому Рамбам нам тут не помощник, так как перед ним еще не стоял такой вопрос.
По поводу моих слов:
«Слова «вера» и «знание» - это никакие не синонимы, между ними пропасть, бездна неизвестности!»
DanielAlievsky пишет:
При чем здесь то, христианин Вы или не христианин? Да хоть атеист, хоть буддист, хоть кто угодно! Проблема «веры и знания» всех касается.
Ведь я же говорю с Вами в русле естественного богословия, а в естественном богословии конфессиональные различия не имеют значения, потому что естественное богословие занимается поиском Бога в природе, в человеческой жизни, а не в каких-либо религиозных учениях.
При этом, судя по Вашим словам, Вы же сами прекрасно понимаете, что такое вера, поскольку Вы же пишете:
DanielAlievsky пишет:
И я под словом «вера» понимаю то же самое. Только слово «вера», в названном Вами смысле, может применяться не только к отношениям с Богом, а и к отношению с людьми, а также по отношению к природе, то есть везде, где имеет место неизвестность, а надо что-то выбирать.
DanielAlievsky пишет:
«Нет, милейший, так невозможно! Вторая свежесть вот что вздор! Свежесть бывает только одна первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»
(Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Вот и «знание» не стопроцентной, не абсолютной точности это что-то вроде осетрины второй свежести.
DanielAlievsky пишет:
И Вам тоже мирной субботы.
Но мне показалось, что вас действительно интересует, по каким критериям я различаю, кто со мной говорит - а не то обстоятельство, что доказать в этом мире невозможно ничего в принципе, включая собственное существование.
Какой смысл в критериях без доказательства их преимущества, среди других вариантов?
Прекрасно, что Вы понимаете, что ничего доказать нельзя, только отсюда прямо следует, что и ничего знать нельзя.
Ведь, что показывает невозможность доказательств? Наличие неизвестности, то есть отсутствие знания. Иначе бы доказательство было бы возможно.
Поэтому мы живем в мире веры, в мире верований, в мире гаданий, в мире гипотез.
Гипотезы и верования тоже нужно доказывать, поскольку нужно выбирать, только верования доказываются иначе, нежели знание.
Для доказательства верования нужно показать то, в чем (и относительно чего) состоит его преимущество перед другими верованиями.
DanielAlievsky пишет:
Такими умствованиями мне не очень интересно заниматься (исключая более или менее строгое и нетривиальное изучение формальных теорий в рамках теории доказательств). Я довольствуюсь тем, что знаю - в обычном, повседневном смысле этого слова - что говорю именно с Богом, столь же твердо, как и то, что живу в Израиле и сижу сейчас перед компьютером. Большей твердости знания мне не надо - а если вам нужна большая надежность, то остается порекомендовать вам отойти от компьютера, ибо отсутствует доказательство, что он сейчас не взорвется

Например, Вас не смущает то, что мусульманин, индуист и т. д. могут сказать точно так же как и Вы, только совсем другое?
Как тогда быть с принципом единства, куда его девать? Просто считать, что все другие ошибаются, а Вы самый правильный? Или как?
Насчет того, что компьютер может взорваться.
Конечно, может быть все, что угодно, и я бы отошел от компьютера, если бы знал, что когда буду отходить, мне что-нибудь другое на голову не свалится.
Дело в том, что мы не можем таким образом защититься, поэтому и нет смысла пытаться так защищаться. Нужно как-то иначе.
DanielAlievsky пишет:
Причем подобие Ему, согласно Рамбаму, с которым я в этом совершенно согласен, заключается именно в наличии интеллекта - т.е. возможности что-то знать.
И у средневековых мыслителей была такая ошибка (с подачи Платона и Аристотеля), они полагали, что о метафизике можно думать так же, как об обычных вещах.
А потом появился Кант, и пояснил, что все не так просто с метафизикой, как это казалось средневековым мыслителям, что нельзя о метафизике думать по тем же правилам, что и об обычных вещах. И задал вопрос: Как думать о метафизике? («Как возможна метафизика как наука?»)
Поэтому Рамбам нам тут не помощник, так как перед ним еще не стоял такой вопрос.
По поводу моих слов:
«Слова «вера» и «знание» - это никакие не синонимы, между ними пропасть, бездна неизвестности!»
DanielAlievsky пишет:
Это христианская позиция, я же не христианин. Я вообще предпочитаю не пользоваться русским словом "вера", поскольку с ним связано много совершенно лишних коннотаций.
Ведь я же говорю с Вами в русле естественного богословия, а в естественном богословии конфессиональные различия не имеют значения, потому что естественное богословие занимается поиском Бога в природе, в человеческой жизни, а не в каких-либо религиозных учениях.
При этом, судя по Вашим словам, Вы же сами прекрасно понимаете, что такое вера, поскольку Вы же пишете:
DanielAlievsky пишет:
При этом слово "верить" я все же готов использовать, но в ином смысле. В смысле доверия. Я знаю, что Бог есть, но Богу я именно верю. Доверяюсь, полагаюсь на Него, вверяю себя в Его руки, уверен в Его советах и рекомендациях - есть ряд синонимов, но лучше всего это выражается словами "я Ему верю". Здесь слово "знать" уже неуместно - я не могу сказать, что "знаю Бога". Исполнение заповедей - простейший пример проявления такой веры: я верю Ему, что Он дает хорошие советы, и следую им.
DanielAlievsky пишет:
Я знаю - с той или иной степенью точности либо уверенности.
(Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Вот и «знание» не стопроцентной, не абсолютной точности это что-то вроде осетрины второй свежести.
DanielAlievsky пишет:
На этом разрешите написать вам Шабат Шалом - мирной субботы!
Комментарий