Миф о грехопадении получает совершенно иное истолкование в свете современных психологических открытий и в частности открытия loi de l.ffort converti.
Современная философия и психология подсознания раскрывают вечную правду и мудрость этого мифа;
и с другой стороны, этот исконный миф дает великое подтверждение некоторым новейшим открытиям в сфере подсознания; подтверждение тем более ценное, что сама "аналитическая психология" признает мифы подлинными историческими документами души, хотя и написанными иероглифами.
Задача змия состоит в том, чтобы пробудить дух противоборства, дух противоречия.
И он пробуждает его в той или иной форме:
в форме сопротивления подсознания, эроса, вообразившего, что дерево "вожделенно", приятно для пищи, приятно для глаз, дает знание, расширяет опыт (любобытство воображения)
и в форме сопротивления сознательной и богоподобной свободы:
сами будете как боги (элоимы, господа), будете господствовать, а не подчиняться, не будете зависеть от какого-то запрещения. /См. подробнее об этом законе Б. Вышеславцев. Этика преображенного Эроса. YMCA Press. Paris. 1932./
В свободе и знании испытаете как добро, так и зло.
Как же пробуждает змий это действие loi de lйffort converti?
Посредством формулы закона, формулы запрещения, налагающей обязанность, как связанность свободы ("обвязанность"):
"не ешьте ни от какого дерева в раю".
Прежде всего змий должен был солгать и обмануть, но солгать правдоподобно:
его ложь состояла в том, будто-бы Бог установил универсальную запретительную норму (закон).
Многие богословы так и думают: они поверили змию на слово и он их перехитрил вместе с Евой.
Может показаться странным, что змий знает действие "loi de lйffort converti", знает закон запретного плода:
"я не узнал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай", а Бог как бы не знает его; как вообще мог Бог установить закон, запретительную норму, зная о том противоборстве, которое ею вызывается в человеческой природе?
Но дело в том, что Бог никакого закона, никакого запрета, никакой обязанности именно не устанавливает в райском состоянии человека, а только змий впервые внушает человеку (Еве), что Бог установил запрет и закон.То, что Бог "заповедал" человеку, весьма искуссно (в этом "хитрость" змия) изображается, как закон и запрет.
В самом деле, он так формулирует заповедь божественную: Бог сказал: не ешьте ни от какого дерева в раю (Быт. 3, 1).
На самом же деле Бог сказал как раз обратное: от всякого дерева в саду ты будешь есть (Быт. 2, 16).
Бог дает человеку землю, как рай, как сад, как полноту бытия, как полноту свободы, как благоподобную полноту владычества над всем, над растениями и животными, над всею землею.
Это высказано с величайшей силой (Быт. 1, 26, 28, 29).
В этой полноте свободы и полноте владычества нет никакого закона, никакой обязанности.
Современная философия и психология подсознания раскрывают вечную правду и мудрость этого мифа;
и с другой стороны, этот исконный миф дает великое подтверждение некоторым новейшим открытиям в сфере подсознания; подтверждение тем более ценное, что сама "аналитическая психология" признает мифы подлинными историческими документами души, хотя и написанными иероглифами.
Задача змия состоит в том, чтобы пробудить дух противоборства, дух противоречия.
И он пробуждает его в той или иной форме:
в форме сопротивления подсознания, эроса, вообразившего, что дерево "вожделенно", приятно для пищи, приятно для глаз, дает знание, расширяет опыт (любобытство воображения)
и в форме сопротивления сознательной и богоподобной свободы:
сами будете как боги (элоимы, господа), будете господствовать, а не подчиняться, не будете зависеть от какого-то запрещения. /См. подробнее об этом законе Б. Вышеславцев. Этика преображенного Эроса. YMCA Press. Paris. 1932./
В свободе и знании испытаете как добро, так и зло.
Как же пробуждает змий это действие loi de lйffort converti?
Посредством формулы закона, формулы запрещения, налагающей обязанность, как связанность свободы ("обвязанность"):
"не ешьте ни от какого дерева в раю".
Прежде всего змий должен был солгать и обмануть, но солгать правдоподобно:
его ложь состояла в том, будто-бы Бог установил универсальную запретительную норму (закон).
Многие богословы так и думают: они поверили змию на слово и он их перехитрил вместе с Евой.
Может показаться странным, что змий знает действие "loi de lйffort converti", знает закон запретного плода:
"я не узнал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай", а Бог как бы не знает его; как вообще мог Бог установить закон, запретительную норму, зная о том противоборстве, которое ею вызывается в человеческой природе?
Но дело в том, что Бог никакого закона, никакого запрета, никакой обязанности именно не устанавливает в райском состоянии человека, а только змий впервые внушает человеку (Еве), что Бог установил запрет и закон.То, что Бог "заповедал" человеку, весьма искуссно (в этом "хитрость" змия) изображается, как закон и запрет.
В самом деле, он так формулирует заповедь божественную: Бог сказал: не ешьте ни от какого дерева в раю (Быт. 3, 1).
На самом же деле Бог сказал как раз обратное: от всякого дерева в саду ты будешь есть (Быт. 2, 16).
Бог дает человеку землю, как рай, как сад, как полноту бытия, как полноту свободы, как благоподобную полноту владычества над всем, над растениями и животными, над всею землею.
Это высказано с величайшей силой (Быт. 1, 26, 28, 29).
В этой полноте свободы и полноте владычества нет никакого закона, никакой обязанности.
Комментарий