Раймон: Вы меня понимаете правильно, я действительно сочувствую окситанским рыцарям и вижу за ними право убивать оккупантов, обороняя свои земли. Я не могу их судить, потому что на их месте вёл бы себя точно так же. Что касается крестоносцев они защищали бы Церковь и свои мировоззренческие ценности, если бы на них кто-то напал. В данном случае они первыми проявили агрессию и спровоцировали ответную агрессию своих противников, поэтому их вина даже двойная. И они на самом деле не защитили Церковь, а сделали шаг на пути к её дискредитации.
Раймон, если я Вас правильно понял, Вы выдвигаете территориальный принцип как критерий «оправданности» и «правомерности» защищать свои ценности силой? В данном случае преткновение вызывает фраза «если бы на них (мировоззренческие ценности) кто-то напал». В истории с альбигойством Вы не признаёте никакого нападения на Церковь. Ни идеологического (до осмеивания и дискредитации), ни имущественного (прямой грабёж и оттеснение от собственности), ни насилием один из ярких примеров убийство Пьера де Кастельно, про которое даже защитница катаров Ольденбург пишет: «здесь и папа, и вожди крестоносцев не ошиблись: ответственность за убийство взяла на себя вся страна, и графа можно было сдать толпе правоверных только как хозяина этой страны» (стр. 17). Как и положено по жанру, «первыми проявили агрессию» всё равно крестоносцы.
Мнение о том, что христианская цивилизация была единым целым, и мировоззренческая агрессия «добрых людей» могла вызвать в сердцах людей потребность защиты своей веры, кажется Вам не столь обоснованной, а стремление не столь благородным, как «оборона своих земель» у южан или месть «за своих близких»? Кроме того, положа руку на сердце, я думаю, Вы признаете, что южане сражались и не только за свои земли, но и за утвердившийся образ жизни, «право ереси на существование». Разве не так?
Специалист:А на что могли рассчитывать еретики, растаптывая ценности другого народа? Или примитивное чувство мести это благородная «ненависть народа», а требование крестоносцев расправиться с теми, кто высокомерно обессмысливал их ценности это гнусные чувства, внушённые сознательной пропагандой?
Раймон: Авот с этим утверждением я полностью согласен, если выкинуть оборот «высокомерно обессмысливал ценности».
Вообще-то это была ирония. Получается, чувства «своих» возвышенны и благородны, а намерения крестоносцев гнусны по определению?
Специалист:Не это ли и есть маргинализация позиции крестоносцев? Сведение их личной позиции, убеждений, восприятий к примитивным чувствам, да ещё и не собственным, а внушённым? «Есть вещи, - пишет Зоя Ольденбург, - терпеть которые противоправно: ведь никто не назовёт терпимым человека, позволившего публично надругаться над собственной матерью» (стр. 79). Неужели отстаивание своих земель от вторжения «благороднее», чем отстаивание своей «духовной родины»?
Раймон: Позицию крестоносцев и маргинализировать не надо, она хорошо познаётся по её плодам. Файдиты мстили за близких. Убийство инквизиторов было вызвано их собственными расправами над окситанцами. Может, это и не благородная месть, но оправданная. Крестоносцы же первыми вторглись в чужие земли и начали ещё решать, кому там жить, а кому умереть!
Я не считаю неприкосновенность земельных владений абсолютной и главной ценностью в мире. Думаю, что для средневековья такое отношение «к собственности» было не в диковинку. Напомню, что они решали, «кому там жить, а кому умереть», в качестве сеньоров края. Когда сами южане ведут междоусобные войны ради увеличения своих земель и доходов это, вроде бы, норма. А когда ведётся война с целью стать властителем края и повлиять на ситуацию вокруг веры, это низкие чувства маргинала? Поневоле увидишь тут связь с современностью.
Раймон: При этом весьма сомнительно, что все они вели образцово праведную жизнь, но кидать камни в других совершенно не стеснялись.
А Вы можете привести кого-нибудь из защитников края, часто посещающего католические службы, хранящего верность жене, а не «прекрасной» и, как правило, замужней даме, и готового, не жалея жизни, сражаться за веру, а не за преобладание светских ценностей над религиозными?
Раймон: Как это по-христиански.
Ох, знакомый рефрен!
Раймон: А Ваше высказывание «Католики действительно были ЛУЧШЕ катаров - это если говорить сдержанно. Позиция же "оба хороши" и "нет правды в жизни" в лучшем случае - от незнания сути вопроса» на стр. 3 данного спора? Скажите, уважаемая Credentes не знает сути вопроса? А самое первое утверждение никто в данной дискуссии так и не доказал.
Нет, не скажу. Но Кредентес, как я понимаю, глубоко чужда и позиция «оба хороши», и «нет правды в жизни», что не может не вызывать уважения. Насчёт «лучше» и «хуже», это понятия оценочные, собственно, об этом мы и спорим. Что же с этим высказыванием не так?
Раймон, если я Вас правильно понял, Вы выдвигаете территориальный принцип как критерий «оправданности» и «правомерности» защищать свои ценности силой? В данном случае преткновение вызывает фраза «если бы на них (мировоззренческие ценности) кто-то напал». В истории с альбигойством Вы не признаёте никакого нападения на Церковь. Ни идеологического (до осмеивания и дискредитации), ни имущественного (прямой грабёж и оттеснение от собственности), ни насилием один из ярких примеров убийство Пьера де Кастельно, про которое даже защитница катаров Ольденбург пишет: «здесь и папа, и вожди крестоносцев не ошиблись: ответственность за убийство взяла на себя вся страна, и графа можно было сдать толпе правоверных только как хозяина этой страны» (стр. 17). Как и положено по жанру, «первыми проявили агрессию» всё равно крестоносцы.
Мнение о том, что христианская цивилизация была единым целым, и мировоззренческая агрессия «добрых людей» могла вызвать в сердцах людей потребность защиты своей веры, кажется Вам не столь обоснованной, а стремление не столь благородным, как «оборона своих земель» у южан или месть «за своих близких»? Кроме того, положа руку на сердце, я думаю, Вы признаете, что южане сражались и не только за свои земли, но и за утвердившийся образ жизни, «право ереси на существование». Разве не так?
Специалист:А на что могли рассчитывать еретики, растаптывая ценности другого народа? Или примитивное чувство мести это благородная «ненависть народа», а требование крестоносцев расправиться с теми, кто высокомерно обессмысливал их ценности это гнусные чувства, внушённые сознательной пропагандой?
Раймон: Авот с этим утверждением я полностью согласен, если выкинуть оборот «высокомерно обессмысливал ценности».
Вообще-то это была ирония. Получается, чувства «своих» возвышенны и благородны, а намерения крестоносцев гнусны по определению?
Специалист:Не это ли и есть маргинализация позиции крестоносцев? Сведение их личной позиции, убеждений, восприятий к примитивным чувствам, да ещё и не собственным, а внушённым? «Есть вещи, - пишет Зоя Ольденбург, - терпеть которые противоправно: ведь никто не назовёт терпимым человека, позволившего публично надругаться над собственной матерью» (стр. 79). Неужели отстаивание своих земель от вторжения «благороднее», чем отстаивание своей «духовной родины»?
Раймон: Позицию крестоносцев и маргинализировать не надо, она хорошо познаётся по её плодам. Файдиты мстили за близких. Убийство инквизиторов было вызвано их собственными расправами над окситанцами. Может, это и не благородная месть, но оправданная. Крестоносцы же первыми вторглись в чужие земли и начали ещё решать, кому там жить, а кому умереть!
Я не считаю неприкосновенность земельных владений абсолютной и главной ценностью в мире. Думаю, что для средневековья такое отношение «к собственности» было не в диковинку. Напомню, что они решали, «кому там жить, а кому умереть», в качестве сеньоров края. Когда сами южане ведут междоусобные войны ради увеличения своих земель и доходов это, вроде бы, норма. А когда ведётся война с целью стать властителем края и повлиять на ситуацию вокруг веры, это низкие чувства маргинала? Поневоле увидишь тут связь с современностью.
Раймон: При этом весьма сомнительно, что все они вели образцово праведную жизнь, но кидать камни в других совершенно не стеснялись.
А Вы можете привести кого-нибудь из защитников края, часто посещающего католические службы, хранящего верность жене, а не «прекрасной» и, как правило, замужней даме, и готового, не жалея жизни, сражаться за веру, а не за преобладание светских ценностей над религиозными?
Раймон: Как это по-христиански.
Ох, знакомый рефрен!
Раймон: А Ваше высказывание «Католики действительно были ЛУЧШЕ катаров - это если говорить сдержанно. Позиция же "оба хороши" и "нет правды в жизни" в лучшем случае - от незнания сути вопроса» на стр. 3 данного спора? Скажите, уважаемая Credentes не знает сути вопроса? А самое первое утверждение никто в данной дискуссии так и не доказал.
Нет, не скажу. Но Кредентес, как я понимаю, глубоко чужда и позиция «оба хороши», и «нет правды в жизни», что не может не вызывать уважения. Насчёт «лучше» и «хуже», это понятия оценочные, собственно, об этом мы и спорим. Что же с этим высказыванием не так?
Комментарий