[Специалист;]
Вопрос о том, точка зрения какой Церкви является истинной - главный в спорах об альбигойских событиях. Его нельзя «вынести за скобки», это стержень каждой, даже самой малой проблемы, если конечно, не считать Церковь не более чем социальным институтом.
Если Вы имеете в виду можно ли убивать ради защиты веры - именно в этом вопросе точка зрения какой Церкви является истинной - тогда да. Если догматы - тогда нет. Поскольку катары считали точку зрения своей Церкви истинной и свою Церковь - орудием промысла Божьего, но убийство считали грехом, действующим против этого промысла.
В вопросе о делах мне слышится эхо катарских представлений совершил плохое (убил, обманул, съел мясо) твоё духовное существование определённым образом обессмысливается. И я бы всё-таки, различал личные грехи людей, совершённые даже от имени Церкви от того, «что именно делала Церковь». Во все времена найдётся немало того, что делают (или не делают) люди, находящиеся в Церкви. И очень плохого. Но зачем из-за ошибок команды пенять на корабль?
Во-первых, это была политика Церкви, выраженная в ее официальных документах и осуществляемая ее руководителями. Это было воцерковление греха. А если корабль заняла банда пиратов, то его пассажиры вряд ли приедут в порт предназначения.
Вы сами указывали на временной аспект такой реакции, которую нельзя рассматривать вне контекста своего времени.
Но убийства за ересь были юридическим новаторством , и по историческим источникам видно, как Римская Церковь вначале стеснялась это делать. В светском обществе это вызвало возмущение.
Я говорил о том, что использование насилия - вина и грех римской иерархии перед Богом, но предъявление счёта и апелляции к ней по этому поводу становится слишком сомнительным поступком при допущении истинности ортодоксальной точки зрения предъявление богословского, морального и нравственного счёта со стороны последователей уничтоженного «клира другой церкви» становится просто абсурдным.
Каким образом, даже если верна ортодоксальная точка зрения (и особенно если она верна) допустимы подобные вещи и сомнителен счет? Ведь если еретики на самом деле могли попасть в ад, то делом Церкви было переубеждать их изо всех сил, до самого конца, а не отправлять их в этот самый ад как можно скорее и мучительнее. Они что, задались целью помочь дьяволу? И это при том всем, что многие вещи оказываются "теологическими гипотезами"... А если допустить истинность неортодоксальной точки зрения, то выходит совсем плохо...
Да, права карать, возможно, не имела, но тем меньшее право имели еретики (при истинности догматов) восставать против них и Церкви.
Аргументируйте, почему.
Предъявление счетов за «незаконные конфискации земель и имущества и раздувание религиозной и национальной розни» действительно становится абсурдным, а за массовые убийства пусть спросит тот, кого пытались «неправильно» защищать Бог.
О, так можно любое преступление оправдать. Сукин сын, но главное наш. Остальное приложится.
Использовать насилие можно только, обладая отстроенной системой власти или влияния на власть. А абсурдным в том смысле, что если ты восстаёшь против истины (мы на минуту допустили, что она в догматах), то абсурдно сетовать на несоблюдение другими законов, установленных Богом.
То есть, если человек совершает преступление, то судья не обязан соблюдать законы? Вы меня смешите!
Заповеди нарушала не «она» (Церковь), а всё же люди.
Извините, это нарушение заповедей прописано в ее каноническом праве. Ежели бы кто-то в католической Церкви это делал, а его бы за это наказывали, нет проблем, тогда критика мимо. Но когда Церковь воцерковляет грех, вот тогда грех совершает она.
Людям свойственно нарушать заповеди не только при отстаивании догматов, но постоянно «мыслью, словом, делом, помышлением» Степень нарушения, конечно, имеет значение, но как показывает притча о мытаре и фарисее не решающее.
А как показывают требования Писания какой должна быть Церковь - то решающее. Церковь, состоящая из грешников - это абсурд.
А я не могу привести и пример, где к массовым убийствам призывали католики.
Почитайте хотя бы речь Иннокентия 3 к призывами к крестовому походу, документы Латеранского Собора 1215 г и многое другое.
Пример Белибаста (с конями на алтарях) показывает, что катары надеялись на насильственное решение проблемы.
А Белибаст, что, папа катарский? Он даже не иерарх Церкви. На каком основании Вы его мнение генерализируете?
Арифметика условна в духовных вопросах. Но думаю, число умерших без покаяния оказалось гораздо меньшим, чем «лишившихся возможности спасения душ с католической точки зрения» при торжестве в Окситании церкви катаров.
Отсюда с неумолимой логикой следует, что спасение с ортодоксально-католической точки зрения (по крайней мере как Вы его представляете) ведет к массовым убийствам.
Увязать с точки зрения католичества? Не знаю. Для меня имеет значение Вселенские соборы, признанные Православием. Более того, изменение позиции Римом (по этому вопросу) под влиянием социального и временного контекста как раз и говорит о человеческой составляющей и его обусловленность временными причинами. Что кстати, обессмысливает львиную часть критики «добрыми людьми» догматической ортодоксии.
Тогда на каком основании Вы оправдываете решения Латеранских соборов, Православием не признанных? И почему обессмысливает?
Вопрос, напомню, мне был задан следующий: «на каком основании христианская Церковь не может строить собственную догматику»? На отвлечённый вопрос - абстрактный ответ; и Ваша приписка в скобках не очень к месту.
Простите, вопрос был не абстрактным. Я спросила, на каком основании христианская Церковь не может строить собственную догматику? Вы мне ответили, что там не было Бога. Но посольку Вы в этом вопросе не авторитет, то Ваш ответ бессмысленен. Тем более, что если в этой Церкви нет Бога, то ИМХО, Его нет вообще.
Более того, традиционалисты, к которым я себя отношу, очень осторожно относятся к личным впечатлениям и заключениям о духовной сфере. Да и к личным интеллектуальным возможностям в вопросе постижения Писания тоже.
О, а что у традиционалистов теологов нету? Или они как муравьи только авторским коллективом пишут?
Отвечая на вопрос Кредентес, скажу, что не только не являюсь, но и не притязаю на это. Меня смущают не только рассуждения об «утрате Святого Духа» католической Церковью, но и Его присутствии-отсутствии в Белибасте. Что здесь является критерием? Теория? Личное впечатление? Текст?
Основы вероучения и теологии Церкви Добрых Христиан. У них было учение о том где и как может присутствовать Святой Дух. Насколько я помню теория о Преосуществлении тоже зиждется на вероучении и теологии. Она меня всегда смущала, но я же не отрицаю за католиками право в это верить.
Я не силён в истории складывании догматики, но уверен, что основу догматики заложили семь Вселенских соборов. Вступающее в противоречие с ними позднейшее богословское творчество требует отдельной оценки. С удовольствием выслушал бы Ваше пояснение процессу развития догматов на протяжении 10-13 веков. Моё сочувствие не догматическому оформлению преследования еретиков, а реакции неприятия ереси.
Простите, но догмат о том, что кто не укладывается в Кредо должен быть отвергнут, принят как раз на Латеранском Соборе в 1215 году. Реакция неприятия ереси была очень разной, поскольку само оформление этой реакции шло рука об руку с милитаризацией Римской Церкви и складывания ее догматов в качестве прокрустова ложа. Резали катаров, вальденсов, спиритуалов, мистиков-доминиканцев - короче всех, кто высовывался.
Сказано и другое. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1,10). «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 17-18).
А терерь объясните мне, при чем здесь сосуществование двух сдогматических систем и каким образом из этого "остерегайтесь" следует "убивайте"? Не говоря уже о том, что тот же Павел пишет "должны быть и разномыслия между вами..." итд.
Извечная проблема не в восприятии Писания рассудком и душой каждого человека, а восприятие полноты истины, в нём заключённой. Здесь часто начинаются проблемы.
Проблемы начинаются не с этого, а с готовности убивать за свою полноту истины. И с нравственной гибкости полноты истины, готовой это санкционировать.
С уважением
Credentes
[/quote]
Вопрос о том, точка зрения какой Церкви является истинной - главный в спорах об альбигойских событиях. Его нельзя «вынести за скобки», это стержень каждой, даже самой малой проблемы, если конечно, не считать Церковь не более чем социальным институтом.
Если Вы имеете в виду можно ли убивать ради защиты веры - именно в этом вопросе точка зрения какой Церкви является истинной - тогда да. Если догматы - тогда нет. Поскольку катары считали точку зрения своей Церкви истинной и свою Церковь - орудием промысла Божьего, но убийство считали грехом, действующим против этого промысла.
В вопросе о делах мне слышится эхо катарских представлений совершил плохое (убил, обманул, съел мясо) твоё духовное существование определённым образом обессмысливается. И я бы всё-таки, различал личные грехи людей, совершённые даже от имени Церкви от того, «что именно делала Церковь». Во все времена найдётся немало того, что делают (или не делают) люди, находящиеся в Церкви. И очень плохого. Но зачем из-за ошибок команды пенять на корабль?
Во-первых, это была политика Церкви, выраженная в ее официальных документах и осуществляемая ее руководителями. Это было воцерковление греха. А если корабль заняла банда пиратов, то его пассажиры вряд ли приедут в порт предназначения.
Вы сами указывали на временной аспект такой реакции, которую нельзя рассматривать вне контекста своего времени.
Но убийства за ересь были юридическим новаторством , и по историческим источникам видно, как Римская Церковь вначале стеснялась это делать. В светском обществе это вызвало возмущение.
Я говорил о том, что использование насилия - вина и грех римской иерархии перед Богом, но предъявление счёта и апелляции к ней по этому поводу становится слишком сомнительным поступком при допущении истинности ортодоксальной точки зрения предъявление богословского, морального и нравственного счёта со стороны последователей уничтоженного «клира другой церкви» становится просто абсурдным.
Каким образом, даже если верна ортодоксальная точка зрения (и особенно если она верна) допустимы подобные вещи и сомнителен счет? Ведь если еретики на самом деле могли попасть в ад, то делом Церкви было переубеждать их изо всех сил, до самого конца, а не отправлять их в этот самый ад как можно скорее и мучительнее. Они что, задались целью помочь дьяволу? И это при том всем, что многие вещи оказываются "теологическими гипотезами"... А если допустить истинность неортодоксальной точки зрения, то выходит совсем плохо...
Да, права карать, возможно, не имела, но тем меньшее право имели еретики (при истинности догматов) восставать против них и Церкви.
Аргументируйте, почему.
Предъявление счетов за «незаконные конфискации земель и имущества и раздувание религиозной и национальной розни» действительно становится абсурдным, а за массовые убийства пусть спросит тот, кого пытались «неправильно» защищать Бог.
О, так можно любое преступление оправдать. Сукин сын, но главное наш. Остальное приложится.
Использовать насилие можно только, обладая отстроенной системой власти или влияния на власть. А абсурдным в том смысле, что если ты восстаёшь против истины (мы на минуту допустили, что она в догматах), то абсурдно сетовать на несоблюдение другими законов, установленных Богом.
То есть, если человек совершает преступление, то судья не обязан соблюдать законы? Вы меня смешите!

Заповеди нарушала не «она» (Церковь), а всё же люди.
Извините, это нарушение заповедей прописано в ее каноническом праве. Ежели бы кто-то в католической Церкви это делал, а его бы за это наказывали, нет проблем, тогда критика мимо. Но когда Церковь воцерковляет грех, вот тогда грех совершает она.
Людям свойственно нарушать заповеди не только при отстаивании догматов, но постоянно «мыслью, словом, делом, помышлением» Степень нарушения, конечно, имеет значение, но как показывает притча о мытаре и фарисее не решающее.
А как показывают требования Писания какой должна быть Церковь - то решающее. Церковь, состоящая из грешников - это абсурд.
А я не могу привести и пример, где к массовым убийствам призывали католики.
Почитайте хотя бы речь Иннокентия 3 к призывами к крестовому походу, документы Латеранского Собора 1215 г и многое другое.
Пример Белибаста (с конями на алтарях) показывает, что катары надеялись на насильственное решение проблемы.
А Белибаст, что, папа катарский? Он даже не иерарх Церкви. На каком основании Вы его мнение генерализируете?
Арифметика условна в духовных вопросах. Но думаю, число умерших без покаяния оказалось гораздо меньшим, чем «лишившихся возможности спасения душ с католической точки зрения» при торжестве в Окситании церкви катаров.
Отсюда с неумолимой логикой следует, что спасение с ортодоксально-католической точки зрения (по крайней мере как Вы его представляете) ведет к массовым убийствам.
Увязать с точки зрения католичества? Не знаю. Для меня имеет значение Вселенские соборы, признанные Православием. Более того, изменение позиции Римом (по этому вопросу) под влиянием социального и временного контекста как раз и говорит о человеческой составляющей и его обусловленность временными причинами. Что кстати, обессмысливает львиную часть критики «добрыми людьми» догматической ортодоксии.
Тогда на каком основании Вы оправдываете решения Латеранских соборов, Православием не признанных? И почему обессмысливает?
Вопрос, напомню, мне был задан следующий: «на каком основании христианская Церковь не может строить собственную догматику»? На отвлечённый вопрос - абстрактный ответ; и Ваша приписка в скобках не очень к месту.
Простите, вопрос был не абстрактным. Я спросила, на каком основании христианская Церковь не может строить собственную догматику? Вы мне ответили, что там не было Бога. Но посольку Вы в этом вопросе не авторитет, то Ваш ответ бессмысленен. Тем более, что если в этой Церкви нет Бога, то ИМХО, Его нет вообще.
Более того, традиционалисты, к которым я себя отношу, очень осторожно относятся к личным впечатлениям и заключениям о духовной сфере. Да и к личным интеллектуальным возможностям в вопросе постижения Писания тоже.
О, а что у традиционалистов теологов нету? Или они как муравьи только авторским коллективом пишут?
Отвечая на вопрос Кредентес, скажу, что не только не являюсь, но и не притязаю на это. Меня смущают не только рассуждения об «утрате Святого Духа» католической Церковью, но и Его присутствии-отсутствии в Белибасте. Что здесь является критерием? Теория? Личное впечатление? Текст?
Основы вероучения и теологии Церкви Добрых Христиан. У них было учение о том где и как может присутствовать Святой Дух. Насколько я помню теория о Преосуществлении тоже зиждется на вероучении и теологии. Она меня всегда смущала, но я же не отрицаю за католиками право в это верить.
Я не силён в истории складывании догматики, но уверен, что основу догматики заложили семь Вселенских соборов. Вступающее в противоречие с ними позднейшее богословское творчество требует отдельной оценки. С удовольствием выслушал бы Ваше пояснение процессу развития догматов на протяжении 10-13 веков. Моё сочувствие не догматическому оформлению преследования еретиков, а реакции неприятия ереси.
Простите, но догмат о том, что кто не укладывается в Кредо должен быть отвергнут, принят как раз на Латеранском Соборе в 1215 году. Реакция неприятия ереси была очень разной, поскольку само оформление этой реакции шло рука об руку с милитаризацией Римской Церкви и складывания ее догматов в качестве прокрустова ложа. Резали катаров, вальденсов, спиритуалов, мистиков-доминиканцев - короче всех, кто высовывался.
Сказано и другое. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1,10). «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 17-18).
А терерь объясните мне, при чем здесь сосуществование двух сдогматических систем и каким образом из этого "остерегайтесь" следует "убивайте"? Не говоря уже о том, что тот же Павел пишет "должны быть и разномыслия между вами..." итд.
Извечная проблема не в восприятии Писания рассудком и душой каждого человека, а восприятие полноты истины, в нём заключённой. Здесь часто начинаются проблемы.
Проблемы начинаются не с этого, а с готовности убивать за свою полноту истины. И с нравственной гибкости полноты истины, готовой это санкционировать.
С уважением
Credentes
[/quote]
Комментарий