Я согласен, что герменевтика Павла стоит в иудейском ключе, в иудейской традиции. Дальнейшее развитие этой традиции - это Талмуд и мидраши (одна ветвь) и гностическая Каббала (другая). Так что очень серьезен вопрос: а хороша ли сама традиция?
Мой ответ: это ХОРОШО, что христианство не по этой традиции поехало.
И прежде всего, ее (оставаясь еще в ней) как бы внутри надломил именно Павел. Идеи искупления, жизни в Духе, усыновления Богу язычников, затем и Павлова "высокая христология" Еф. и Кол. и Флп. - это такие идеи, на которые иудейская герменевтика не налезет уже никак.
Раннее христианство не могло не принять культурно-интеллектуальных влияний. Вопрос: иудейское ли это будет влияние или эллинское? В каждом - своя доля добра и зла. Конечно, оба влияния как-то совместились, но преобладать стало эллинское. В этом, кроме Бога, никто не виноват. Эллинский мир ПРИНЯЛ Благую Весть, Иудейский отбросил ее. Естественно, эллинское влияние стало больше и шире. И в целом - это лучше. Самого Иисуса давила, так скажем, комплексная еврейская религиозность, в которой ритализм и герменевтика связаны в неком общем менталитете. Иисус, по большому счету, нас от "книжнического фарисейства" избавил. С ним связаны и раввинские методы устройства церкви.
Что касается ситуации 2 века, то вопрос вообще встал ребром: быть или не быть. Синагогогальная организация (выборные епископы на час) в такой ситуации была абсолютно непригодна. Нужен был "мобилизационный проект" - преемственная иерархия, хранящая правило веры.
Как иллюстрация: Вы, надеюсь понимаете, что будь в России в 1941 году примерно такая социальная структура, как сейчас, - план Барбаросса удался бы вполне? Или Вы с этим не согласны?
Ну вот так и во 2-м веке. Без иерархии Церкви НЕВОЗМОЖНО БЫЛО ВЫЖИТЬ. Демократичная среда - самая питательная для гностиков. Плюс внешние гонения. Вы понимаете, что Иринеям и Игнатиям Вы лично обязаны БИБЛИЕЙ ?
(Может вас не заинтересует, но мне кажется, если пастырские послания - Павловы, аутентичные, то необходимость четкой и крепкой церковной иерархии понимал уже он. Гностики появились уже в его время. так ведь?)
Никакое церковное устройство не будет идеальным.: иерахическое ли, синагогальное ли. Извращение вождизмом придет где угодно. Иисус раввинов обличил в вождизме, а не иерархов. Саддукейская "храмовая верхушка" (праобраз иерархии) в Его времена очень даже проигрывала раввинской фарисейской корпорации в смысле влияния на народ - это тоже очевидный факт.
Жизнеспособность общин, проверенная парой сотен лет - это совсем не то, что сохранение единого кафолического пространства на века и на материки. Это - разные вещи, понимаете?
В общем, так. Иерархический принцип устройства Церкви - это все-таки дело ПРОМЫСЛА БОЖИЯ, наведшего такие условия, где он сформировался. Критиковать его за САМ ПРИНЦИП - непродуктивно. Правильнее тогда критиковать Бога за насаждение древа познания.
Мой ответ: это ХОРОШО, что христианство не по этой традиции поехало.
И прежде всего, ее (оставаясь еще в ней) как бы внутри надломил именно Павел. Идеи искупления, жизни в Духе, усыновления Богу язычников, затем и Павлова "высокая христология" Еф. и Кол. и Флп. - это такие идеи, на которые иудейская герменевтика не налезет уже никак.
Раннее христианство не могло не принять культурно-интеллектуальных влияний. Вопрос: иудейское ли это будет влияние или эллинское? В каждом - своя доля добра и зла. Конечно, оба влияния как-то совместились, но преобладать стало эллинское. В этом, кроме Бога, никто не виноват. Эллинский мир ПРИНЯЛ Благую Весть, Иудейский отбросил ее. Естественно, эллинское влияние стало больше и шире. И в целом - это лучше. Самого Иисуса давила, так скажем, комплексная еврейская религиозность, в которой ритализм и герменевтика связаны в неком общем менталитете. Иисус, по большому счету, нас от "книжнического фарисейства" избавил. С ним связаны и раввинские методы устройства церкви.
Что касается ситуации 2 века, то вопрос вообще встал ребром: быть или не быть. Синагогогальная организация (выборные епископы на час) в такой ситуации была абсолютно непригодна. Нужен был "мобилизационный проект" - преемственная иерархия, хранящая правило веры.
Как иллюстрация: Вы, надеюсь понимаете, что будь в России в 1941 году примерно такая социальная структура, как сейчас, - план Барбаросса удался бы вполне? Или Вы с этим не согласны?
Ну вот так и во 2-м веке. Без иерархии Церкви НЕВОЗМОЖНО БЫЛО ВЫЖИТЬ. Демократичная среда - самая питательная для гностиков. Плюс внешние гонения. Вы понимаете, что Иринеям и Игнатиям Вы лично обязаны БИБЛИЕЙ ?
(Может вас не заинтересует, но мне кажется, если пастырские послания - Павловы, аутентичные, то необходимость четкой и крепкой церковной иерархии понимал уже он. Гностики появились уже в его время. так ведь?)
Никакое церковное устройство не будет идеальным.: иерахическое ли, синагогальное ли. Извращение вождизмом придет где угодно. Иисус раввинов обличил в вождизме, а не иерархов. Саддукейская "храмовая верхушка" (праобраз иерархии) в Его времена очень даже проигрывала раввинской фарисейской корпорации в смысле влияния на народ - это тоже очевидный факт.
Жизнеспособность общин, проверенная парой сотен лет - это совсем не то, что сохранение единого кафолического пространства на века и на материки. Это - разные вещи, понимаете?
В общем, так. Иерархический принцип устройства Церкви - это все-таки дело ПРОМЫСЛА БОЖИЯ, наведшего такие условия, где он сформировался. Критиковать его за САМ ПРИНЦИП - непродуктивно. Правильнее тогда критиковать Бога за насаждение древа познания.
Комментарий