В помощь протестантам: доводы против иконопочитания
У меня появились такие мысли (не единственные), которыми хочу поделиться.
"...Рассмотрим, нужны ли вообще в христ. храмах к.-л. изображения...Если древняя Церковь для нас еще авторитетна, не стоит забывать, что в течение почти пятисот лет, когда христианство переживало расцвет и хранило неповрежденную чистоту учения, в храмах обыкновенно не было мазни. Когда же церковное учение повредилось, люди принялись для украшения храмов создавать образы...Если мы сравним различные эпохи, то увидим, что целокупное достоинство тех, кто утвердил присутствие образов в храмах, во многом уступало достоинству тех, у кого не было образов. Поэтому я спрашиваю: можно ли думать, что святые отцы умышленно лишили Церковь заведомо полезного и спасительного для нее?..Напротив, они благоразумно и предусмотрительно их отвергли...Пройдя через это гнусное, извратившее веру безумие, мы на опыте убедились, сколь вредны образы. Ведь стоит им появиться в храме, как они подобно знамени влекут людей к идолопоклонству. Таков жалкий наш разум, что он не может удержаться от того, чтобы не стремиться подобно воде вслед за нелепыми верованиями и суевериями..."*
Возникновение обряда иконопочитания.
1). Библейские времена.
Ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет теологического обоснования иконописи и иконопочитания. Напротив, заповедь Моисея запрещает изображать Бога. Нам сейчас трудно представить буквальное исполнение этой заповеди как запрет любых изображений, т. к. мы живем в другое время и другой культуре. Тем не менее этот запрет существовал как в древнем Израиле, так и в Иудее времен Христа; причем во все времена евреи понимали его так, что нельзя изображать не только Бога, но и Его творения-людей, животных и растения. А всеобщий характер этого запрета делал невозможным развитие живописи, скульптуры у евреев.
(Были в Библии, конечно, и исключения из правил: например, скульптуры херувимов на ковчеге завета в скинии и в храме, медного змея, 12 литых волов, поддерживавших медное море в храме Соломона; все это было создано по воле Божьей; против использования этих отдельных исключений из общего правила, как доказательства возможности "иконопочитания", так же выступал Кальвин, я просто опускаю эти его слова для краткости).
2). Апостольские времена.
Часто, говоря об иконописи, называют ев. Луку, который якобы является автором изображений Богородицы. Но для меня это-чистейшей воды апокриф, а не истор. факт. Как справедливо отмечал архиепископ Михаил (Мудьюгин): "Несостоятельность этого апокрифического предания подтверждается количеством приписываемых кисти евангелиста икон Богоматери; их около двух сотен...К тому же иконы, приписываемые святому Луке, весьма разнообразны по манере исполнения, одни из них носят явно черты византийского, другие (особенно многочисленные)-древнерусского стиля, некоторые позволяют без труда установить наличие западного влияния."
3). Первые христиане.
Как я уже говорил, в первые века христианства, во времена гонений, скрывавшиеся в катакомбах последователи апостолов изображали на стенах понятные христианам того времени символы: например, голубя, рыбу, якорь и крест в виде букы Х. Потом к этому прибавили изображения Орфея с лирой и крылатых гениев из греческой мифологии, ставших затем в церковной живописи образами ангелов. А где еще было взять образы бестелесных духов?
4). Дальнейшее развитие церковной живописи.
Уже в III веке на стенах христ. храмов появились росписи-сцены из ВЗ и евангельской истории. При этом художники следовали моде, принятой в римских зданиях. В IV веке эта мода распространилась настолько широко, что у большинства церковных писателей мы встречаем упоминания о ней (св. Василий Великий (330-379), Иоанн Златоуст (347-407), блж. Феодорит (386-457)).
Например, Феодорит расказывает о портретах Симеона Столпника (356-459), продаваемых в Риме (интересно, что монополию на эту торговлю приобрел внук Симеона Столпника). Сначала св. отцы признавались, что росписи в храмах вызывали у них слезы умиления. Впрочем, скоро оно сменилось опасениями, что церковное искусство может исказить церковное учение. Прежде всего это касалось изображения Святой Троицы и Иисуса Христа.
Например, выдающийся историк церкви и епископ Кесарии Евсевий (263-340) говорил: "Кто же в состоянии изобразить мертвыми и бездушными красками сияние и испускающий блистающие лучи свет славы и достоинства Его?" Подобные мысли высказывал Лактанций. Им вторит св. Августин (354-430), "заявлявший, что нечестиво и беззаконно не только поклоняться иконам и изваяниям, но и воздвигать их как изображения Бога" (по Кальвину), а также запрещавший помещать изображения на почетных и возвышенных местах, чтобы они не привлекали взоры молящихся и не вводили в соблазн нетвердых в вере, представляясь им одушевленными. Другие епископы видели в изображениях Божества и св. мучеников опасность преклонения перед их изображениями. Так, св. Епифаний Кипрский (310?-403), будучи проездом не в своей епархии, в Анаблате (Палестина), увидел в храме завесу с изображениями. Он разорвал эту завесу и отдал ее на покрытие гроба какого-то нищего.
Возможно, что эти и другие благочестивые христиане руководствовались правилом 36 Эльвирского (Элибертинского) собора в Испании (г. Гренада, ок. 300 года): "Решено, что в храмах не должно быть никаких картин, что являющееся предметом поклонения и богослужения не должно изображаться на стенах" (Цит. по Кальвину). Но поскольку это правило не предусматривало серьезных наказаний, оно было проигнорировано и на Востоке, и на Западе.
Тем не менее, благочестивые люди, исполняющие это постановление собора, всегда находились в Церкви Христа. Так, например, епископ Серен в 598 г. сорвал со стен храма в Марселе все иконы, которые суеверно почитались паствой. Папа Григорий Великий (540-604) в своем письме с одобрением отозвался о ревностном служении епископа, но высказался против "вынесения" икон, назвав их "книгами для простых людей". По этому поводу не могу удержаться и привожу слова Кальвина: "...Я спрашиваю достопочтенных наставников: кто же эти невежды, не способные обучаться иначе, как посредством изображений?..Не те ли, кого наш Господь избрал Себе в ученики и удостоил откровения небесных тайн?..Исходя из нынешнего положения вещей, я готов признать, что найдется немало людей, не способных обойтись без подобных "книг", т. е. без идолов. Но я спрашиваю, откуда происходит это невежество, как не от того, что они лишены святого учения, в котором бы надлежало их наставлять? В самом деле, прелаты Церкви только на том основании уступили дело обучения идолам, что сами немы. Св. Павел свидетельствует, что Иисус Христос начертан перед нашими глазами Евангельской вестью...Это простое Слово несет в себе более пользы для простецов, чем тысяча крестов из дерева или камня. Что же касается золотых и серебряных распятий, то, конечно, алчные до богатства люди выкажут к ним более почтения, нежели к словам Бога".
Так или иначе, папа Григорий потребовал, чтобы Серен восстановил иконы и объяснил пастве как свой поступок, так и "истинный способ почитания" икон. Иконы были возвращены, но подвешены в храме на такой высоте, чтобы у верующих не возникало соблазна вместо созерцания покрывать их целованиями и др. недопустимыми формами прославления. Здесь перед нами встает закономерный вопрос: а существует ли и существовал ли когда-нибудь "истинный способ иконопочитания"?..
*Ж. Кальвин ("Наставление в христианской вере", книга I, глава XI, раздел 13). Жан Кальви́н (Jean Cauvin Жан Кове́н, латинизированный вариант фамилии Calvinus; (15091564) один из великих теологов-реформаторов.
Продолжение следует...
У меня появились такие мысли (не единственные), которыми хочу поделиться.
"...Рассмотрим, нужны ли вообще в христ. храмах к.-л. изображения...Если древняя Церковь для нас еще авторитетна, не стоит забывать, что в течение почти пятисот лет, когда христианство переживало расцвет и хранило неповрежденную чистоту учения, в храмах обыкновенно не было мазни. Когда же церковное учение повредилось, люди принялись для украшения храмов создавать образы...Если мы сравним различные эпохи, то увидим, что целокупное достоинство тех, кто утвердил присутствие образов в храмах, во многом уступало достоинству тех, у кого не было образов. Поэтому я спрашиваю: можно ли думать, что святые отцы умышленно лишили Церковь заведомо полезного и спасительного для нее?..Напротив, они благоразумно и предусмотрительно их отвергли...Пройдя через это гнусное, извратившее веру безумие, мы на опыте убедились, сколь вредны образы. Ведь стоит им появиться в храме, как они подобно знамени влекут людей к идолопоклонству. Таков жалкий наш разум, что он не может удержаться от того, чтобы не стремиться подобно воде вслед за нелепыми верованиями и суевериями..."*
Возникновение обряда иконопочитания.
1). Библейские времена.
Ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет теологического обоснования иконописи и иконопочитания. Напротив, заповедь Моисея запрещает изображать Бога. Нам сейчас трудно представить буквальное исполнение этой заповеди как запрет любых изображений, т. к. мы живем в другое время и другой культуре. Тем не менее этот запрет существовал как в древнем Израиле, так и в Иудее времен Христа; причем во все времена евреи понимали его так, что нельзя изображать не только Бога, но и Его творения-людей, животных и растения. А всеобщий характер этого запрета делал невозможным развитие живописи, скульптуры у евреев.
(Были в Библии, конечно, и исключения из правил: например, скульптуры херувимов на ковчеге завета в скинии и в храме, медного змея, 12 литых волов, поддерживавших медное море в храме Соломона; все это было создано по воле Божьей; против использования этих отдельных исключений из общего правила, как доказательства возможности "иконопочитания", так же выступал Кальвин, я просто опускаю эти его слова для краткости).
2). Апостольские времена.
Часто, говоря об иконописи, называют ев. Луку, который якобы является автором изображений Богородицы. Но для меня это-чистейшей воды апокриф, а не истор. факт. Как справедливо отмечал архиепископ Михаил (Мудьюгин): "Несостоятельность этого апокрифического предания подтверждается количеством приписываемых кисти евангелиста икон Богоматери; их около двух сотен...К тому же иконы, приписываемые святому Луке, весьма разнообразны по манере исполнения, одни из них носят явно черты византийского, другие (особенно многочисленные)-древнерусского стиля, некоторые позволяют без труда установить наличие западного влияния."
3). Первые христиане.
Как я уже говорил, в первые века христианства, во времена гонений, скрывавшиеся в катакомбах последователи апостолов изображали на стенах понятные христианам того времени символы: например, голубя, рыбу, якорь и крест в виде букы Х. Потом к этому прибавили изображения Орфея с лирой и крылатых гениев из греческой мифологии, ставших затем в церковной живописи образами ангелов. А где еще было взять образы бестелесных духов?
4). Дальнейшее развитие церковной живописи.
Уже в III веке на стенах христ. храмов появились росписи-сцены из ВЗ и евангельской истории. При этом художники следовали моде, принятой в римских зданиях. В IV веке эта мода распространилась настолько широко, что у большинства церковных писателей мы встречаем упоминания о ней (св. Василий Великий (330-379), Иоанн Златоуст (347-407), блж. Феодорит (386-457)).
Например, Феодорит расказывает о портретах Симеона Столпника (356-459), продаваемых в Риме (интересно, что монополию на эту торговлю приобрел внук Симеона Столпника). Сначала св. отцы признавались, что росписи в храмах вызывали у них слезы умиления. Впрочем, скоро оно сменилось опасениями, что церковное искусство может исказить церковное учение. Прежде всего это касалось изображения Святой Троицы и Иисуса Христа.
Например, выдающийся историк церкви и епископ Кесарии Евсевий (263-340) говорил: "Кто же в состоянии изобразить мертвыми и бездушными красками сияние и испускающий блистающие лучи свет славы и достоинства Его?" Подобные мысли высказывал Лактанций. Им вторит св. Августин (354-430), "заявлявший, что нечестиво и беззаконно не только поклоняться иконам и изваяниям, но и воздвигать их как изображения Бога" (по Кальвину), а также запрещавший помещать изображения на почетных и возвышенных местах, чтобы они не привлекали взоры молящихся и не вводили в соблазн нетвердых в вере, представляясь им одушевленными. Другие епископы видели в изображениях Божества и св. мучеников опасность преклонения перед их изображениями. Так, св. Епифаний Кипрский (310?-403), будучи проездом не в своей епархии, в Анаблате (Палестина), увидел в храме завесу с изображениями. Он разорвал эту завесу и отдал ее на покрытие гроба какого-то нищего.
Возможно, что эти и другие благочестивые христиане руководствовались правилом 36 Эльвирского (Элибертинского) собора в Испании (г. Гренада, ок. 300 года): "Решено, что в храмах не должно быть никаких картин, что являющееся предметом поклонения и богослужения не должно изображаться на стенах" (Цит. по Кальвину). Но поскольку это правило не предусматривало серьезных наказаний, оно было проигнорировано и на Востоке, и на Западе.
Тем не менее, благочестивые люди, исполняющие это постановление собора, всегда находились в Церкви Христа. Так, например, епископ Серен в 598 г. сорвал со стен храма в Марселе все иконы, которые суеверно почитались паствой. Папа Григорий Великий (540-604) в своем письме с одобрением отозвался о ревностном служении епископа, но высказался против "вынесения" икон, назвав их "книгами для простых людей". По этому поводу не могу удержаться и привожу слова Кальвина: "...Я спрашиваю достопочтенных наставников: кто же эти невежды, не способные обучаться иначе, как посредством изображений?..Не те ли, кого наш Господь избрал Себе в ученики и удостоил откровения небесных тайн?..Исходя из нынешнего положения вещей, я готов признать, что найдется немало людей, не способных обойтись без подобных "книг", т. е. без идолов. Но я спрашиваю, откуда происходит это невежество, как не от того, что они лишены святого учения, в котором бы надлежало их наставлять? В самом деле, прелаты Церкви только на том основании уступили дело обучения идолам, что сами немы. Св. Павел свидетельствует, что Иисус Христос начертан перед нашими глазами Евангельской вестью...Это простое Слово несет в себе более пользы для простецов, чем тысяча крестов из дерева или камня. Что же касается золотых и серебряных распятий, то, конечно, алчные до богатства люди выкажут к ним более почтения, нежели к словам Бога".
Так или иначе, папа Григорий потребовал, чтобы Серен восстановил иконы и объяснил пастве как свой поступок, так и "истинный способ почитания" икон. Иконы были возвращены, но подвешены в храме на такой высоте, чтобы у верующих не возникало соблазна вместо созерцания покрывать их целованиями и др. недопустимыми формами прославления. Здесь перед нами встает закономерный вопрос: а существует ли и существовал ли когда-нибудь "истинный способ иконопочитания"?..
*Ж. Кальвин ("Наставление в христианской вере", книга I, глава XI, раздел 13). Жан Кальви́н (Jean Cauvin Жан Кове́н, латинизированный вариант фамилии Calvinus; (15091564) один из великих теологов-реформаторов.
Продолжение следует...

Комментарий