Виталич никак не усвоит, шо количество переходит в качество, причем в ободзвех направлениях.
А ведь, казалось бы, тов. Гегель учил нас учил, аж мозоли на языке...
Купцы были, и с товарами, случалось, ездили. И довозили арабские дирхемы аж до Лапландии. Кто ж с этим спорит?
Чего не было, так это обширной торговли, по настоящему регулярной, экономически и социально системонесущей. Не было обильного потока товаров по Шелковому пути, пересекающему нижнюю Волгу, настолько обильному, чтобы на перевалке этого потока, как экономической основе, могло возникнуть и сотнями лет держаться крупное государство. Ну не было такого Клондайка и быть по объективным экономическим и географическим причинам не могло. Не только в хазарскую эпоху, но и много позже. Даже в 17-18 веках русско-китайская торговля, хоть на ней и вырос целый город - Кяхта -, и близко не имела системонесущего значения.
Представим себе прибрежный город. Не знаю, сколько нужно судов, приходящих в его гавань, чтоб город можно было назвать торговым. Допустим, 5-10 в день или неделю или в месяц. Но уж никак не 2-3 в год или один в несколько лет. Но даже если и один в несколько лет, то ведь он приходит снова и снова! Значит можно говорить о регулярности в торговле, о наличии торгового маршрута. И какой-нибудь историк - с полным правом на то - нанесёт город на карту как торговую станцию, начертит маршрут... И получится картинка из кинофильма "Бурный поток". И шо? Регулярности бывают разные, торговые пути тоже. И глядя на карту надо это учитывать - если, конечно, интересуешься историей, а не чешешь свой гондурас.
А ведь, казалось бы, тов. Гегель учил нас учил, аж мозоли на языке...
Купцы были, и с товарами, случалось, ездили. И довозили арабские дирхемы аж до Лапландии. Кто ж с этим спорит?
Чего не было, так это обширной торговли, по настоящему регулярной, экономически и социально системонесущей. Не было обильного потока товаров по Шелковому пути, пересекающему нижнюю Волгу, настолько обильному, чтобы на перевалке этого потока, как экономической основе, могло возникнуть и сотнями лет держаться крупное государство. Ну не было такого Клондайка и быть по объективным экономическим и географическим причинам не могло. Не только в хазарскую эпоху, но и много позже. Даже в 17-18 веках русско-китайская торговля, хоть на ней и вырос целый город - Кяхта -, и близко не имела системонесущего значения.
Представим себе прибрежный город. Не знаю, сколько нужно судов, приходящих в его гавань, чтоб город можно было назвать торговым. Допустим, 5-10 в день или неделю или в месяц. Но уж никак не 2-3 в год или один в несколько лет. Но даже если и один в несколько лет, то ведь он приходит снова и снова! Значит можно говорить о регулярности в торговле, о наличии торгового маршрута. И какой-нибудь историк - с полным правом на то - нанесёт город на карту как торговую станцию, начертит маршрут... И получится картинка из кинофильма "Бурный поток". И шо? Регулярности бывают разные, торговые пути тоже. И глядя на карту надо это учитывать - если, конечно, интересуешься историей, а не чешешь свой гондурас.

Комментарий