6. Книга Деяний апостолов неоднократно повествует о том, что апостолы по обыкновению заходили в синагоги по субботам (Деян 13:42,44; 17:2; 18:4). Противники субботы спешат отметить, что они это делали только ради того, чтобы проповедовать собравшимся там иудеям. Но по крайней мере один текст подтверждает, что не это было основной причиной посещения синагог по субботам: "В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами" (Деян 16:13). Заметьте, что это происходило среди язычников в Македонии, а не среди еврейских поселений в разных частях Азии. Здесь уже нет синагоги, а есть христианский молитвенный дом, куда "по обыкновению" собирались на богослужение по субботам. Туда и пришел апостол со своими спутниками.
8. Собрание в Троаде происходило в первый день недели: "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников" (Деян 20:7,8). Здесь следует обратить внимание на две детали, которые придают совершенно иной смысл повествованию, в отличие от традиционного понимания. Во-первых, под преломлением хлеба вовсе не всегда подразумевается Вечеря Господня (ср Лк 24:35; Деян 2:42,46). Это скорее всего было обычное общение за столом. Почему? Посмотрите на следующую деталь: собрание происходило вечером при множестве светильников, и только потому, что апостол должен был поутру отправиться в путь. А когда начинался новый день в библейском исчислении времени? "И был вечер, и было утро: день один" (Быт 1:5); "от вечера до вечера празднуйте субботу вашу" (Лев 23:32). Первый день недели начался с заходом солнца в субботу. Апостол провел в Троаде субботний день, но ввиду того, что ему надлежало отправляться в путь, местные христиане готовы были задержаться с ним не только до полуночи, но даже и до утра первого дня недели.
9. "В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду" (1Кор 16:2). Этот текст также приводится некоторыми в подтверждение того, что уже во времена апостолов христиане собирались на богослужения по воскресеньям. Но об этом ли говорит данный текст? Я не знаю, когда было принято собирать пожертвования во время богослужений, но это вовсе не тот случай. Давайте внимательно вчитаемся в слова "каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает". Идет ли здесь речь о сборах пожертвований? Отнюдь. Но в начале каждой недели, когда хозяин рассчитывает свои предстоящие расходы на неделю, прежде всяких других расходов ему рекомендуется отделить часть для Господа. Эта сумма должна быть отложена и сохраняема "у себя" в доме. Так что этот текст не подразумевает никаких богослужений, но здесь преподается урок по мудрому управлению финансами: вначале Господу, а потом себе.
10. У апостола Павла есть ряд текстов, которые приводятся в подтверждение идеи об отмене субботы. Давайте рассмотрим их. "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе" (Кол 2:16,17). "Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума" (Рим 14:5). О каких днях здесь идет речь? о еженедельных днях поклонения Богу? Если бы это было так, то к чему тогда все разговоры о субботе-воскресенье? Хочешь - поклоняйся Богу по четвергам, а хочешь - по пятницам... кому какое дело! Но нет, здесь речь идет о других днях - о праздничных субботах, каких в Израиле было семь в году, причем они не обязательно выпадали на седьмой день недели. В Ветхом Завете такие субботы имели особое обозначение - "субботы ваши" в отличие от "суббот Господних" (Лев 23:32,38). Здесь говорится, что такие субботы, вместе с прочими праздниками, являлись "тенью будущего". И верно, всякий праздник у израильского народа указывал на грядущего Мессию. Более того, Рим 14:1 упоминает "немощных в вере", то есть тех, которые опасались нарушить предписания, сущность которых нашла свое завершение в Иисусе Христе. А вот еженедельная суббота Господня была не тенью будущего, а памятником прошлого - памятником творения ( Исх 20:8-11).
11. Иоанн на острове Патмос "был в духе в день воскресный" ( Откр 1:10). В новых переводах Священного Писания этот текст исправлен так, как он и звучит в греческом оригинале: "Я был в духе в день Господень". А какой день Господень, ясно из слов самого Господа: "Сын Человеческий есть господин и субботы" (Мф 12:8). Просто переводчик в свое время даже и не подозревал, что традиционное воскресенье не является господним днем, и в простоте душевной изменил текст в церковно-славянской Библии, откуда это перешло и в русскую Библию. Но мы простим ему эту оплошность.
12. И наконец, вывод апостола Павла, который он делает в Послании к евреям: "Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр 4:9-12). Апостол предостерегает против непокорности в следовании четвертой заповеди, которая требует от нас покоиться в тот же день, в который покоился наш Творец. Для народа Божьего еще остается субботство и по сей день. И пусть Слово Божье рассудит всякого, кто встает перед решением, какой день посвятить Господу. Выполните ли вы заповедь: "день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела" ( Исх 20:10)? Я призываю вас к этому!
Как же произошло, что сегодня подавляющее большинство христиан соблюдают воскресенье? Если апостолу Павлу пришлось так много времени и места в своих посланиях уделить обьезанию, которое не являлось уникальным для евреев, то насколько сильнее противление иудеев было бы, если бы христиане отказались соблюдать субботу. Само отсутствие в Новом Завете открытой полемики относительно субботы говорит о том, что ее никто не отменял во времена апостолов. Это произошло позже, когда в Римской империи начались гонения на иудеев после разрушения Иерусалима. Тогда некоторые христиане стали делать все возможное для того, чтобы отмежеваться от иудеев, чтобы избежать преследований. Вероятно, такое отступничество христиан только ускорило гонения уже на них. По другому мнению, при гонении на христиан их узнавали по тому, что они не праздновали День бога Солнца - первый день недели. Потому христиане уходили в катакомбы на два дня - субботу и воскресенье. Это и привело к последующей адаптации воскресенья, как всеобщего дня поклонения Христу, которое император Константин ввел с тем, чтобы язычникам было легче принять христианство. Ведь и все остальные "христианские" праздники и традиции в своей сущности являются всего-лишь языческой адаптацией. Как бы это ни случилось, мы знаем только, что об этом было пророчество Даниила, на которого ссылался Христос, предостерегая о бегстве в субботу: "и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон" (Дан 7:25).
Читайте еще по теме "Суббота":
Упразднена ли суббота в Новом Завете? - Суббота - Твоя Библия
8. Собрание в Троаде происходило в первый день недели: "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников" (Деян 20:7,8). Здесь следует обратить внимание на две детали, которые придают совершенно иной смысл повествованию, в отличие от традиционного понимания. Во-первых, под преломлением хлеба вовсе не всегда подразумевается Вечеря Господня (ср Лк 24:35; Деян 2:42,46). Это скорее всего было обычное общение за столом. Почему? Посмотрите на следующую деталь: собрание происходило вечером при множестве светильников, и только потому, что апостол должен был поутру отправиться в путь. А когда начинался новый день в библейском исчислении времени? "И был вечер, и было утро: день один" (Быт 1:5); "от вечера до вечера празднуйте субботу вашу" (Лев 23:32). Первый день недели начался с заходом солнца в субботу. Апостол провел в Троаде субботний день, но ввиду того, что ему надлежало отправляться в путь, местные христиане готовы были задержаться с ним не только до полуночи, но даже и до утра первого дня недели.
9. "В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду" (1Кор 16:2). Этот текст также приводится некоторыми в подтверждение того, что уже во времена апостолов христиане собирались на богослужения по воскресеньям. Но об этом ли говорит данный текст? Я не знаю, когда было принято собирать пожертвования во время богослужений, но это вовсе не тот случай. Давайте внимательно вчитаемся в слова "каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает". Идет ли здесь речь о сборах пожертвований? Отнюдь. Но в начале каждой недели, когда хозяин рассчитывает свои предстоящие расходы на неделю, прежде всяких других расходов ему рекомендуется отделить часть для Господа. Эта сумма должна быть отложена и сохраняема "у себя" в доме. Так что этот текст не подразумевает никаких богослужений, но здесь преподается урок по мудрому управлению финансами: вначале Господу, а потом себе.
10. У апостола Павла есть ряд текстов, которые приводятся в подтверждение идеи об отмене субботы. Давайте рассмотрим их. "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе" (Кол 2:16,17). "Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума" (Рим 14:5). О каких днях здесь идет речь? о еженедельных днях поклонения Богу? Если бы это было так, то к чему тогда все разговоры о субботе-воскресенье? Хочешь - поклоняйся Богу по четвергам, а хочешь - по пятницам... кому какое дело! Но нет, здесь речь идет о других днях - о праздничных субботах, каких в Израиле было семь в году, причем они не обязательно выпадали на седьмой день недели. В Ветхом Завете такие субботы имели особое обозначение - "субботы ваши" в отличие от "суббот Господних" (Лев 23:32,38). Здесь говорится, что такие субботы, вместе с прочими праздниками, являлись "тенью будущего". И верно, всякий праздник у израильского народа указывал на грядущего Мессию. Более того, Рим 14:1 упоминает "немощных в вере", то есть тех, которые опасались нарушить предписания, сущность которых нашла свое завершение в Иисусе Христе. А вот еженедельная суббота Господня была не тенью будущего, а памятником прошлого - памятником творения ( Исх 20:8-11).
11. Иоанн на острове Патмос "был в духе в день воскресный" ( Откр 1:10). В новых переводах Священного Писания этот текст исправлен так, как он и звучит в греческом оригинале: "Я был в духе в день Господень". А какой день Господень, ясно из слов самого Господа: "Сын Человеческий есть господин и субботы" (Мф 12:8). Просто переводчик в свое время даже и не подозревал, что традиционное воскресенье не является господним днем, и в простоте душевной изменил текст в церковно-славянской Библии, откуда это перешло и в русскую Библию. Но мы простим ему эту оплошность.
12. И наконец, вывод апостола Павла, который он делает в Послании к евреям: "Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр 4:9-12). Апостол предостерегает против непокорности в следовании четвертой заповеди, которая требует от нас покоиться в тот же день, в который покоился наш Творец. Для народа Божьего еще остается субботство и по сей день. И пусть Слово Божье рассудит всякого, кто встает перед решением, какой день посвятить Господу. Выполните ли вы заповедь: "день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела" ( Исх 20:10)? Я призываю вас к этому!
Как же произошло, что сегодня подавляющее большинство христиан соблюдают воскресенье? Если апостолу Павлу пришлось так много времени и места в своих посланиях уделить обьезанию, которое не являлось уникальным для евреев, то насколько сильнее противление иудеев было бы, если бы христиане отказались соблюдать субботу. Само отсутствие в Новом Завете открытой полемики относительно субботы говорит о том, что ее никто не отменял во времена апостолов. Это произошло позже, когда в Римской империи начались гонения на иудеев после разрушения Иерусалима. Тогда некоторые христиане стали делать все возможное для того, чтобы отмежеваться от иудеев, чтобы избежать преследований. Вероятно, такое отступничество христиан только ускорило гонения уже на них. По другому мнению, при гонении на христиан их узнавали по тому, что они не праздновали День бога Солнца - первый день недели. Потому христиане уходили в катакомбы на два дня - субботу и воскресенье. Это и привело к последующей адаптации воскресенья, как всеобщего дня поклонения Христу, которое император Константин ввел с тем, чтобы язычникам было легче принять христианство. Ведь и все остальные "христианские" праздники и традиции в своей сущности являются всего-лишь языческой адаптацией. Как бы это ни случилось, мы знаем только, что об этом было пророчество Даниила, на которого ссылался Христос, предостерегая о бегстве в субботу: "и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон" (Дан 7:25).
Читайте еще по теме "Суббота":
Упразднена ли суббота в Новом Завете? - Суббота - Твоя Библия
Комментарий