Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее [за себя] семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
Ответ Господа о том, что Бог не есть Бог мёртвых, но живых, основан именно на обетовании воскресения умерших. Иисус Христос опроверг заблуждение саддукеев Писанием, которое одно они поставили в основание своего мировозрения. Тора свидетельствует, что трагизм произошедшего в саду Едема заключается в том, что человек, сотворённый, чтобы жить, стал смертным. И смерть описывается однозначно, как полное исчезновение. Умер человек и нет его ни в каком виде, ни в каком качестве.
Господь не полемизирует с саддукеями о посмертном существовании души. Он указывает на главное, что свидетельствуется Торой - на воскресение мёртвых. Слова Бога, что Он есть Бог Авраама, Исаака и Иакова утверждают, что именно в свете грядущего воскресения они являются живыми для Бога. Ведь ныне, по факту, патриархи мертвы и гроб их есть неоспоримое тому доказательство. Живой Бог является Богом живых. Он не есть Бог несуществующих. Однако праотцы мертвы. Как же Бог говорит, что Он их Бог? Потому, что Авраам, Исаак и Иаков наследуют воскресение. В этом смысле они для Бога живы и Он является их Богом. Богом живых.
Поэтому саддукеи оказались неправы в своей правоте. Как? Верно, что нет жизни после смерти. Но её нет только без воскресения. А обетование воскресения дано и засвидетельствовано воскресением Иисуса Христа. И когда Христовы воскреснут, тогда жизнь после смерти и откроется во всей полноте.
Здесь ещё хорошо вспомнить текст 2-ой главы книги Премудрости Соломона. Там однозначно описывается древнее, основанное на Торе знание о природе смерти. И о смерти они говорили верно. Неправое умствование состояло в том, что рассуждающие так, по сути как-бы махнули рукой в отчаянии, говоря станем есть и пить, ибо завтра умрем! И действительно, если нет воскресения мёртвых - всё теряет смысл. Но именно обетование воскресения во Христе даёт надежду лучшую и совершенную. Как апостол свидетельствует: По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. И здесь видна надежда апостола на грядущее воскресение. Именно с воскресением открывается вечная жизнь, а не с послесмертным существованием.
Ещё одно свидетельство апостола: Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. [Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
В книге Деяния Апостолов описывается свидетельство апостола Петра о его надежде на Бога во Христе:
Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
Та же самая мысль - надежда вечной жизни связана с воскресением во Христе. Только с воскресением. Только во Христе Иисусе.
Ответ Господа о том, что Бог не есть Бог мёртвых, но живых, основан именно на обетовании воскресения умерших. Иисус Христос опроверг заблуждение саддукеев Писанием, которое одно они поставили в основание своего мировозрения. Тора свидетельствует, что трагизм произошедшего в саду Едема заключается в том, что человек, сотворённый, чтобы жить, стал смертным. И смерть описывается однозначно, как полное исчезновение. Умер человек и нет его ни в каком виде, ни в каком качестве.
Господь не полемизирует с саддукеями о посмертном существовании души. Он указывает на главное, что свидетельствуется Торой - на воскресение мёртвых. Слова Бога, что Он есть Бог Авраама, Исаака и Иакова утверждают, что именно в свете грядущего воскресения они являются живыми для Бога. Ведь ныне, по факту, патриархи мертвы и гроб их есть неоспоримое тому доказательство. Живой Бог является Богом живых. Он не есть Бог несуществующих. Однако праотцы мертвы. Как же Бог говорит, что Он их Бог? Потому, что Авраам, Исаак и Иаков наследуют воскресение. В этом смысле они для Бога живы и Он является их Богом. Богом живых.
Поэтому саддукеи оказались неправы в своей правоте. Как? Верно, что нет жизни после смерти. Но её нет только без воскресения. А обетование воскресения дано и засвидетельствовано воскресением Иисуса Христа. И когда Христовы воскреснут, тогда жизнь после смерти и откроется во всей полноте.
Здесь ещё хорошо вспомнить текст 2-ой главы книги Премудрости Соломона. Там однозначно описывается древнее, основанное на Торе знание о природе смерти. И о смерти они говорили верно. Неправое умствование состояло в том, что рассуждающие так, по сути как-бы махнули рукой в отчаянии, говоря станем есть и пить, ибо завтра умрем! И действительно, если нет воскресения мёртвых - всё теряет смысл. Но именно обетование воскресения во Христе даёт надежду лучшую и совершенную. Как апостол свидетельствует: По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. И здесь видна надежда апостола на грядущее воскресение. Именно с воскресением открывается вечная жизнь, а не с послесмертным существованием.
Ещё одно свидетельство апостола: Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. [Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
В книге Деяния Апостолов описывается свидетельство апостола Петра о его надежде на Бога во Христе:
Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
Та же самая мысль - надежда вечной жизни связана с воскресением во Христе. Только с воскресением. Только во Христе Иисусе.
Комментарий