Вернее будет сказать: я представила Бога, заглянув за зеркало... Увидел Бога Иов. А я просто проследила за ним... Есть в Библии одно место, где записаны мудрые слова глупой женщины. Речь идет о Книге Иова: "И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими" (Иов 2:9-10).
Книга Иова книга не просто о страдании и долготерпении. Это книга о спасении
В чем мудрость слов "одной из безумных"? Явно не в том, что якобы сразу же за хулой на Бога следует смерть. Но слова эти очень важны и совсем не случайны. Они поразительно органичны в контексте всей книги Иова. Сразу же надо сказать, что "одна из безумных" своими словами провозглашает величайшую истину: эти слова подчеркивают неразрывную связь Бога и жизни.
Книга Иова о жизни, и жизни подлинной. У Иова отнимается имущество, отнимаются дети и здоровье. Это очень важные составляющие жизни человека. Потом начинаются длинные речи друзей Иова, но эти речи ничего ему не дают. А потом происходит удивительное начинает говорить Сам Бог, и что-то начинает происходить. Иов начинает менять свое отношение. Но что сказал Бог Иову? Кажется, что Он говорит ему вещи странные и несущественные. Как пишется в нашей синодальной Библии в тех аннотациях перед каждой главой, где передается краткое содержание, Бог говорит Иову об "утре, глубинах моря, вратах смерти, хранилищах снега, об узлах Хима и уставах неба, о молниях". Потом начинаются совсем странные слова "о жизни диких коз, диких ослов и онагров, о павлине, коне, хищных птицах". И завершается Его речь словами о бегемоте и левиафане! И вот, все эти странные слова воистину стали для Иова откровением! Но почему? Что в них было такого важного?
У человека отнимается имущество, дети и здоровье. Но душа его ему оставляется (Иов 2:6). А ведь "душа" в Ветхом Завете это жизнь. Жизнь человеку оставляется, но он сидит и скорбит так, как будто именно жизнь свою он и потерял. И это обычная реакция человека в такой ситуации. Обычная, но неправильная! Повторяю еще раз: книга Иова о спасении. То есть о жизни, о подлинной жизни, о жизни с избытком (как бы странно это ни звучало, ведь под избытком мы почему-то понимаем не саму "жизнь во всей полноте", как это надо понимать, а то, что, с нашей, человеческой, точки зрения, нам полагается "в придачу" к жизни, и имущество, и здоровье и все остальное). И вырисовывается интересный смысл этой книги: твое имущество, твои дети и даже твое здоровье это не твоя жизнь. Мысль потрясающая, очень простая и очень сложная. Сложная, потому что все люди думают совсем иначе. Мы не видим жизни за всем тем, что мы имеем в этой жизни. И если у нас отнять то, что мы имеем, нам кажется, что у нас отняли саму жизнь. Но это не так.
Книга Иова книга не просто о страдании и долготерпении. Это книга о спасении
В чем мудрость слов "одной из безумных"? Явно не в том, что якобы сразу же за хулой на Бога следует смерть. Но слова эти очень важны и совсем не случайны. Они поразительно органичны в контексте всей книги Иова. Сразу же надо сказать, что "одна из безумных" своими словами провозглашает величайшую истину: эти слова подчеркивают неразрывную связь Бога и жизни.
Книга Иова о жизни, и жизни подлинной. У Иова отнимается имущество, отнимаются дети и здоровье. Это очень важные составляющие жизни человека. Потом начинаются длинные речи друзей Иова, но эти речи ничего ему не дают. А потом происходит удивительное начинает говорить Сам Бог, и что-то начинает происходить. Иов начинает менять свое отношение. Но что сказал Бог Иову? Кажется, что Он говорит ему вещи странные и несущественные. Как пишется в нашей синодальной Библии в тех аннотациях перед каждой главой, где передается краткое содержание, Бог говорит Иову об "утре, глубинах моря, вратах смерти, хранилищах снега, об узлах Хима и уставах неба, о молниях". Потом начинаются совсем странные слова "о жизни диких коз, диких ослов и онагров, о павлине, коне, хищных птицах". И завершается Его речь словами о бегемоте и левиафане! И вот, все эти странные слова воистину стали для Иова откровением! Но почему? Что в них было такого важного?
У человека отнимается имущество, дети и здоровье. Но душа его ему оставляется (Иов 2:6). А ведь "душа" в Ветхом Завете это жизнь. Жизнь человеку оставляется, но он сидит и скорбит так, как будто именно жизнь свою он и потерял. И это обычная реакция человека в такой ситуации. Обычная, но неправильная! Повторяю еще раз: книга Иова о спасении. То есть о жизни, о подлинной жизни, о жизни с избытком (как бы странно это ни звучало, ведь под избытком мы почему-то понимаем не саму "жизнь во всей полноте", как это надо понимать, а то, что, с нашей, человеческой, точки зрения, нам полагается "в придачу" к жизни, и имущество, и здоровье и все остальное). И вырисовывается интересный смысл этой книги: твое имущество, твои дети и даже твое здоровье это не твоя жизнь. Мысль потрясающая, очень простая и очень сложная. Сложная, потому что все люди думают совсем иначе. Мы не видим жизни за всем тем, что мы имеем в этой жизни. И если у нас отнять то, что мы имеем, нам кажется, что у нас отняли саму жизнь. Но это не так.
Комментарий