Гемара рассказывает...
однажды, рабби Ханина бен Доса, пришел в синагогу... и там, он увидел, как молился его ученик...
и он слушал, как ученик, всякие слова говорил о Творце, он называл Его " Всемогущий", " Всеблагий", " Всевидящий", " Всепроникающий".., и т.д...
и когда тот закончил свою молитву, рабби спросил:- ну это все?... ты закончил?, и это все, что ты можешь сказать о Творце?
- ученик смутился... и сказал, - а что еще можно сказать?...я всякие слова употребил, чтобы восхвалять Его...
- рабби ответил, это очень нехорошо, что ты так Его восхваляешь...
- почему, спросил ученик?...
- потому, что ты думаешь, что понимаешь, о чем говоришь... сказал рабби...
- на что ученик ответил: но ведь у нас в молитвеннике, так сказано... что Всывышний Великий, Всемогущий, Вездесущий и т.д...
- на что рабби ответил: и этого, мы не могли бы сказать...
- но почему же, мы говорим тогда, спросил ученик...
- рабби ответил: так сказал об этом Моше, и так же, наши пророки постановили говорить... но мы не могли бы и этого сказать!...мы, не могли бы сказать о Всевышнем вообще, что-либо...любая формулировка по отношению к Творцу, это всегда будет то, что Его ограничивает...
Поэтому, все что мы говорим, это все условно...
Так вот, если мы не можем буквально говорить о Творце, какие-либо формулировки, то уж тем более, на основе этих формулировок неправильно и делать какие-либо выводы о Творце...
это позиция иудаизма, и одна из основных концепций еврейской веры...
однажды, рабби Ханина бен Доса, пришел в синагогу... и там, он увидел, как молился его ученик...
и он слушал, как ученик, всякие слова говорил о Творце, он называл Его " Всемогущий", " Всеблагий", " Всевидящий", " Всепроникающий".., и т.д...
и когда тот закончил свою молитву, рабби спросил:- ну это все?... ты закончил?, и это все, что ты можешь сказать о Творце?
- ученик смутился... и сказал, - а что еще можно сказать?...я всякие слова употребил, чтобы восхвалять Его...
- рабби ответил, это очень нехорошо, что ты так Его восхваляешь...
- почему, спросил ученик?...
- потому, что ты думаешь, что понимаешь, о чем говоришь... сказал рабби...
- на что ученик ответил: но ведь у нас в молитвеннике, так сказано... что Всывышний Великий, Всемогущий, Вездесущий и т.д...
- на что рабби ответил: и этого, мы не могли бы сказать...
- но почему же, мы говорим тогда, спросил ученик...
- рабби ответил: так сказал об этом Моше, и так же, наши пророки постановили говорить... но мы не могли бы и этого сказать!...мы, не могли бы сказать о Всевышнем вообще, что-либо...любая формулировка по отношению к Творцу, это всегда будет то, что Его ограничивает...
Поэтому, все что мы говорим, это все условно...
Так вот, если мы не можем буквально говорить о Творце, какие-либо формулировки, то уж тем более, на основе этих формулировок неправильно и делать какие-либо выводы о Творце...
это позиция иудаизма, и одна из основных концепций еврейской веры...
Комментарий