Продолжим искать разницу между «Законом Моисея» и «законом Христовым»
Слово «закон» в Библии часто используется в составе идиом и терминов. Например, есть «закон Божий», а есть «закон греховный» (Римлянам 7:22-23, 8:7), «закон духа жизни во Христе Иисусе» и «закон греха и смерти» (Римлянам 8:2). «Закон дел» и «закон веры» (Римлянам 3:27). Есть ещё «закон заповеди плотской» (Евреям 7:16), «закон Моисеев» (Лука 2:22, 24:44, Иоанн 1:17, 7:19, 7:23, Деяния 13:39, 15:5 и мн. др.), «закон Господень» (Лука 2:24, 2:39), «закон царский» (Иаков 2:8), «закон свободы» (Иаков 2:12), «закон праведности» (Римлянам 9:31), «закон Христов» (Галатам 6:2). И т.п.
Очень часто можно услышать утверждение, что «закон Христов» заменил собою «закон Моисеев». Так ли это? Давайте порассуждаем. Как вы думаете, «закон греха» был до, во время или после «закона Христа»? Логично ли «закону Христа» менять собой «Моисеев закон», а не, скажем, «закон заповеди плотской»? А «закон Божий» - это что? Уж не то ли, что Бог задиктовал Моисею на горе Синай? Неужели же «закон Христов» отменяет (заменяет?) «закон Божий»? Или же «закон Божий» - это то, что от лица Отца Небесного излагал Христос? Т.е., Моисей дал народу не Божьи заповеди? Не кажутся ли оба варианта абсурдными?
А как быть с другим утверждением: «... говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их ...» (Евреям 8:10, 10:16). На всякий случай напомню, что это цитата из ветхозаветного пророка Иеремии: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иеремия 31:33). Т.е. суть Нового Завета - это принятие Закона всем сердцем и разумом, исполнение Закона не из страха, а по велению совести. Не эту же ли мысль пытался донести до нас Павел: «... не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их ...» (Римлянам 2:14-15)?
Неужели это новозаветное требование добровольно, искренне, по внутреннему зову, всей душою следовать Закону можно истолковывать как упразднение Закона и учреждение нового?
Я предлагаю не загонять самих себя в тупик и не ломать голову над абсурдными вопросами. Предлагаю согласиться с тем, что есть только два закона - «закон Божий» и «закон плоти». Все остальные существующие в Священном Писании понятия - лишь разные бирки, разные взгляды на одно и то же. В частности, «закон Моисеев» и «закон Христов» - суть одно и то же. Когда я имею ЭТО в виду, я употребляю слово Закон, пишу его с большой буквы и без кавычек. «Закон Моисеев» позволяет наказывать преступников в строго ограниченных пределах. «Закон Христов» предлагает не использовать это право, прощая преступников. «Закон Моисеев» требует соблюдения формальностей: свидетели, суд, разбор обстоятельств дела... И это понятно: право наказывать ни в коем случае не должно использоваться во вред невиновному. «Закон Христов» апеллирует к совести. И это тоже понятно: прощать можно бесконечно много, это никому не навредит.
***
Позвольте прибегнуть к помощи аналогии. Всё в природе подчиняется неким законам. Назовём их «физика» (от греческого слова «φυσικός» - природный, естественный). По ходу пьесы развития человечества разные учёные мужи открывали некоторые взаимосвязи между наблюдаемыми природными явлениями. Свои формулировки, математические формулы и уравнения они называли законами физики. Как правило, им присваивали имена открывших их учёных. Например, «законы Ньютона» описывают классическую механику. Поведение микрочастиц или квантовую механику описывают «формула Планка», «уравнения Шрёдингера», «уравнения фон Неймана и Линдблада», «уравнения Гейзенберга» и другие. Закономерности классической электродинамики (зависимости между напряженностями электрического и магнитного полей, их связь с плотностями заряда и тока и т.д.) сформулированы в «уравнениях Максвелла». И так далее. Законы физики бывают частными и общими - в зависимости от того, насколько широка область их действия. Наиболее общие законы, например, выражены в «теории относительности Эйнштейна». Пожалуй, хватить томить.
Так вот, под словом «Закон», если оно дано в Библии без дополнений или если из контекста не следует другое, я понимаю именно всеобщий, вечный и непреложный Закон Божий, независимо от того, какие его аспекты открыты людям, какие будут доведены позже, а какие вообще никогда не будут опубликованы. Изрядную долю разных частных законов записал Моисей, за что его и называют законодателем. Тем не менее, закон Пасхи (Исход 12:24, 12:43, Числа 9:9-14), законы о жертвоприношениях (Левит 6:9-7:38), закон о чистой и нечистой пище (Левит 11:1-47) и все остальные частности, называемые в совокупности «Закон Моисея» - это лишь отдельные аспекты всеобщего Закона - Закона Божия. На протяжении тысячи лет после Моисея Бог последовательно раскрывал человечеству остальные детали Своего Закона. Он изобрёл множество методических приёмов, чтобы Его пророки смогли изложить все тонкости и нюансы Закона доходчиво и убедительно, и теоретически, и на конкретных примерах. Огромная роль в раскрытии Закона принадлежит Иисусу Христу. В отличие от Моисея и других ветхозаветных пророков, Он не оставил письменных трудов. Изложенные Иисусом принципы и разъяснения записали Его ученики. Тем не менее, их по праву называют «Закон Христов».
***
Тысячи прямых и косвенных библейских утверждений неизбежно ведут к выводу: Закон вечен и неизменен. Ни один из пророков не противоречил другому, не изменял и не отменял Закон. Это невозможно! Хотя бы потому, что все пророки вдохновлялись Единым Законодателем и Судьёй (Иаков 4:12).
Давайте обратим внимание на некоторые эпизоды:
Каин и Авель сочли своим долгом принести Богу жертву (Бытие 4:3-4), хотя закон о жертвоприношениях был открыт почти три тысячелетия спустя (Левит 6:9-7:38);
Каин был наказан за убийство Авеля (Бытие 4:10-12), хотя правило «не убивай» (Исход 10:13) было сказано лишь на горе Синай, после Потопа и египетского рабства;
Ной взял на борт ковчега по семь пар чистых животных (Бытие 7:2-3), хотя список чистых животных был дан лишь через полторы тысячи лет после Потопа (Левит 11:1-47);
Онан отказался подчиниться требованиям левиратного брака и был умертвлён Господом (Бытие 38:8-10), хотя закон деверства (закон ужичества) был опубликован на тысячу лет позже (Второзаконие 25:5-10);
и т.д.
Разве эти фрагменты Писания не говорят о том, что Закон существует (и действует!) с самого момента создания Вселенной (а, возможно, и раньше), независимо от того, открыт он или нет? Ведь «грех не вменяется, когда нет закона» (Римлянам 5:13), «без закона грех мёртв» (Римлянам 5:13). Если грех - это нарушение Закона (1-е Иоанна 3:4), то почему же тогда был проклят Каин? Я не вижу другого объяснения - Закон действовал уже тогда.
***
Ситуация с Законом Христовым ещё яснее. Иисус Сам многократно говорил, что Его миссия - не нарушить или отменить Закон, и даже не дополнить его новыми заповедями, а только показать суть Закона. Иисус не раз заявлял, что Он ничего не говорил от Себя лично, «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Иоанн 12:49).
На первый взгляд нагорная проповедь может показаться новой редакцией Закона: статью такую-то изложить в такой-то редакции, в статье такой-то слова такие-то заменить на такие-то. Но на самом деле Иисус всего лишь показал новый взгляд на Закон, не изменив в нём и не нарушив ни одной буквы. Не будешь клясться - значит, не нарушишь закона клятвы. Не разводись, «... утешайся женою юности твоей ...» (Притчи 5:18) - и не будет повода прелюбодействовать. Откажешься от своих прав - и не нарушишь права другого. Это же просто, как три копейки! Предоставляя некоторые права, Моисеев закон, не обязывает ими пользоваться. Закон - он ведь не для того, чтобы кого-то наказать, а чтобы помочь людям осознать, что Бог считает грехом (Римлянам 3:20).
Единственное, что, пожалуй, могло бы смутить неискушённого исследователя Библии, - это передача священства от левитов к Иисусу. Но этот акт не может рассматриваться как отмена или изменение Закона, т.к. именно на основании Закона он и состоялся. В современной юриспруденции так часто бывает: некоторые положения закона могут вводиться лишь на определённый - переходный - период времени. Закон «О бюджете Российской Федерации на 2010 год» ну никак не отменяет закон «О бюджете Российской Федерации на 2009 год».
***
Итак, един Законодатель - един и Закон. Но отличия всё-таки есть.
Моисей открыл Божьи заповеди на фоне свежих воспоминаний о казнях египетских, под «громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный ... и ... дым, как дым из печи» (Исход 19:10-25), демонстрировавшие силу и могущество Всевышнего, под страхом смерти, приведя народ в ужас и трепет. Иисус же открывал заповеди тихим голосом, апеллируя к совести, призывая к любви и милосердию, сопровождая свою проповедь массовыми исцелениями и прощениями грехов. Моисей призывал исполнять Закон потому, что так надо, потому, что так требует Бог. Иисус предлагал принять Закон сердцем и исполнять его потому, что так требует собственная совесть. Моисей дал Закон в качестве мерила греха. Иисус представил Закон как показатель способности прощать.
«... прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ...» (Матфей 6:12, Лука 11:4, а также Матфей 5:7, 5:44, 6:14-15, 7:1-2, 18:21-22, Марк 11:25-26, Лука 6:37, 17:3-4 и мн. др.)
© «Священнео Писание»
Слово «закон» в Библии часто используется в составе идиом и терминов. Например, есть «закон Божий», а есть «закон греховный» (Римлянам 7:22-23, 8:7), «закон духа жизни во Христе Иисусе» и «закон греха и смерти» (Римлянам 8:2). «Закон дел» и «закон веры» (Римлянам 3:27). Есть ещё «закон заповеди плотской» (Евреям 7:16), «закон Моисеев» (Лука 2:22, 24:44, Иоанн 1:17, 7:19, 7:23, Деяния 13:39, 15:5 и мн. др.), «закон Господень» (Лука 2:24, 2:39), «закон царский» (Иаков 2:8), «закон свободы» (Иаков 2:12), «закон праведности» (Римлянам 9:31), «закон Христов» (Галатам 6:2). И т.п.
Очень часто можно услышать утверждение, что «закон Христов» заменил собою «закон Моисеев». Так ли это? Давайте порассуждаем. Как вы думаете, «закон греха» был до, во время или после «закона Христа»? Логично ли «закону Христа» менять собой «Моисеев закон», а не, скажем, «закон заповеди плотской»? А «закон Божий» - это что? Уж не то ли, что Бог задиктовал Моисею на горе Синай? Неужели же «закон Христов» отменяет (заменяет?) «закон Божий»? Или же «закон Божий» - это то, что от лица Отца Небесного излагал Христос? Т.е., Моисей дал народу не Божьи заповеди? Не кажутся ли оба варианта абсурдными?
А как быть с другим утверждением: «... говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их ...» (Евреям 8:10, 10:16). На всякий случай напомню, что это цитата из ветхозаветного пророка Иеремии: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иеремия 31:33). Т.е. суть Нового Завета - это принятие Закона всем сердцем и разумом, исполнение Закона не из страха, а по велению совести. Не эту же ли мысль пытался донести до нас Павел: «... не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их ...» (Римлянам 2:14-15)?
Неужели это новозаветное требование добровольно, искренне, по внутреннему зову, всей душою следовать Закону можно истолковывать как упразднение Закона и учреждение нового?
Я предлагаю не загонять самих себя в тупик и не ломать голову над абсурдными вопросами. Предлагаю согласиться с тем, что есть только два закона - «закон Божий» и «закон плоти». Все остальные существующие в Священном Писании понятия - лишь разные бирки, разные взгляды на одно и то же. В частности, «закон Моисеев» и «закон Христов» - суть одно и то же. Когда я имею ЭТО в виду, я употребляю слово Закон, пишу его с большой буквы и без кавычек. «Закон Моисеев» позволяет наказывать преступников в строго ограниченных пределах. «Закон Христов» предлагает не использовать это право, прощая преступников. «Закон Моисеев» требует соблюдения формальностей: свидетели, суд, разбор обстоятельств дела... И это понятно: право наказывать ни в коем случае не должно использоваться во вред невиновному. «Закон Христов» апеллирует к совести. И это тоже понятно: прощать можно бесконечно много, это никому не навредит.
***
Позвольте прибегнуть к помощи аналогии. Всё в природе подчиняется неким законам. Назовём их «физика» (от греческого слова «φυσικός» - природный, естественный). По ходу пьесы развития человечества разные учёные мужи открывали некоторые взаимосвязи между наблюдаемыми природными явлениями. Свои формулировки, математические формулы и уравнения они называли законами физики. Как правило, им присваивали имена открывших их учёных. Например, «законы Ньютона» описывают классическую механику. Поведение микрочастиц или квантовую механику описывают «формула Планка», «уравнения Шрёдингера», «уравнения фон Неймана и Линдблада», «уравнения Гейзенберга» и другие. Закономерности классической электродинамики (зависимости между напряженностями электрического и магнитного полей, их связь с плотностями заряда и тока и т.д.) сформулированы в «уравнениях Максвелла». И так далее. Законы физики бывают частными и общими - в зависимости от того, насколько широка область их действия. Наиболее общие законы, например, выражены в «теории относительности Эйнштейна». Пожалуй, хватить томить.
Так вот, под словом «Закон», если оно дано в Библии без дополнений или если из контекста не следует другое, я понимаю именно всеобщий, вечный и непреложный Закон Божий, независимо от того, какие его аспекты открыты людям, какие будут доведены позже, а какие вообще никогда не будут опубликованы. Изрядную долю разных частных законов записал Моисей, за что его и называют законодателем. Тем не менее, закон Пасхи (Исход 12:24, 12:43, Числа 9:9-14), законы о жертвоприношениях (Левит 6:9-7:38), закон о чистой и нечистой пище (Левит 11:1-47) и все остальные частности, называемые в совокупности «Закон Моисея» - это лишь отдельные аспекты всеобщего Закона - Закона Божия. На протяжении тысячи лет после Моисея Бог последовательно раскрывал человечеству остальные детали Своего Закона. Он изобрёл множество методических приёмов, чтобы Его пророки смогли изложить все тонкости и нюансы Закона доходчиво и убедительно, и теоретически, и на конкретных примерах. Огромная роль в раскрытии Закона принадлежит Иисусу Христу. В отличие от Моисея и других ветхозаветных пророков, Он не оставил письменных трудов. Изложенные Иисусом принципы и разъяснения записали Его ученики. Тем не менее, их по праву называют «Закон Христов».
***
Тысячи прямых и косвенных библейских утверждений неизбежно ведут к выводу: Закон вечен и неизменен. Ни один из пророков не противоречил другому, не изменял и не отменял Закон. Это невозможно! Хотя бы потому, что все пророки вдохновлялись Единым Законодателем и Судьёй (Иаков 4:12).
Давайте обратим внимание на некоторые эпизоды:
Каин и Авель сочли своим долгом принести Богу жертву (Бытие 4:3-4), хотя закон о жертвоприношениях был открыт почти три тысячелетия спустя (Левит 6:9-7:38);
Каин был наказан за убийство Авеля (Бытие 4:10-12), хотя правило «не убивай» (Исход 10:13) было сказано лишь на горе Синай, после Потопа и египетского рабства;
Ной взял на борт ковчега по семь пар чистых животных (Бытие 7:2-3), хотя список чистых животных был дан лишь через полторы тысячи лет после Потопа (Левит 11:1-47);
Онан отказался подчиниться требованиям левиратного брака и был умертвлён Господом (Бытие 38:8-10), хотя закон деверства (закон ужичества) был опубликован на тысячу лет позже (Второзаконие 25:5-10);
и т.д.
Разве эти фрагменты Писания не говорят о том, что Закон существует (и действует!) с самого момента создания Вселенной (а, возможно, и раньше), независимо от того, открыт он или нет? Ведь «грех не вменяется, когда нет закона» (Римлянам 5:13), «без закона грех мёртв» (Римлянам 5:13). Если грех - это нарушение Закона (1-е Иоанна 3:4), то почему же тогда был проклят Каин? Я не вижу другого объяснения - Закон действовал уже тогда.
***
Ситуация с Законом Христовым ещё яснее. Иисус Сам многократно говорил, что Его миссия - не нарушить или отменить Закон, и даже не дополнить его новыми заповедями, а только показать суть Закона. Иисус не раз заявлял, что Он ничего не говорил от Себя лично, «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Иоанн 12:49).
На первый взгляд нагорная проповедь может показаться новой редакцией Закона: статью такую-то изложить в такой-то редакции, в статье такой-то слова такие-то заменить на такие-то. Но на самом деле Иисус всего лишь показал новый взгляд на Закон, не изменив в нём и не нарушив ни одной буквы. Не будешь клясться - значит, не нарушишь закона клятвы. Не разводись, «... утешайся женою юности твоей ...» (Притчи 5:18) - и не будет повода прелюбодействовать. Откажешься от своих прав - и не нарушишь права другого. Это же просто, как три копейки! Предоставляя некоторые права, Моисеев закон, не обязывает ими пользоваться. Закон - он ведь не для того, чтобы кого-то наказать, а чтобы помочь людям осознать, что Бог считает грехом (Римлянам 3:20).
Единственное, что, пожалуй, могло бы смутить неискушённого исследователя Библии, - это передача священства от левитов к Иисусу. Но этот акт не может рассматриваться как отмена или изменение Закона, т.к. именно на основании Закона он и состоялся. В современной юриспруденции так часто бывает: некоторые положения закона могут вводиться лишь на определённый - переходный - период времени. Закон «О бюджете Российской Федерации на 2010 год» ну никак не отменяет закон «О бюджете Российской Федерации на 2009 год».
***
Итак, един Законодатель - един и Закон. Но отличия всё-таки есть.
Моисей открыл Божьи заповеди на фоне свежих воспоминаний о казнях египетских, под «громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный ... и ... дым, как дым из печи» (Исход 19:10-25), демонстрировавшие силу и могущество Всевышнего, под страхом смерти, приведя народ в ужас и трепет. Иисус же открывал заповеди тихим голосом, апеллируя к совести, призывая к любви и милосердию, сопровождая свою проповедь массовыми исцелениями и прощениями грехов. Моисей призывал исполнять Закон потому, что так надо, потому, что так требует Бог. Иисус предлагал принять Закон сердцем и исполнять его потому, что так требует собственная совесть. Моисей дал Закон в качестве мерила греха. Иисус представил Закон как показатель способности прощать.
«... прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ...» (Матфей 6:12, Лука 11:4, а также Матфей 5:7, 5:44, 6:14-15, 7:1-2, 18:21-22, Марк 11:25-26, Лука 6:37, 17:3-4 и мн. др.)
© «Священнео Писание»
Комментарий