Каббала о полиморфности мироздания
Согласно учению каббалы, возникновение нового качественного состояния не приводит к исчезновению исходного. В "Зоhар hакдама", в частности, читаем:
Насколько мне известно, нигде не говорится о том, что раби Хия символизхирует более высокую духовную ступень, нежели раби Шимон или раби Эльазар. А тут - все "столпы" встали перед ним. Раби Хия и сам удивился.
Согласно учению каббалы, возникновение нового качественного состояния не приводит к исчезновению исходного. В "Зоhар hакдама", в частности, читаем:
52. Открыл раби Шимон и сказал: «Поднимется раби Хия и увидит, насколько в будущем Святой, благословен Он, обновит лица праведников в то время, которое придёт. Заслужен тот, кто поднимется (войдёт) сюда без стыда, и заслужен тот, кто стоит в этом мире, как столп, могучий во всём (ка-амуда такиф ба-кола)». И увидел (раби Хия), что поднялся (он сам в тот мир) и (перед раби Хией) встал раби Элазар и остальные столпы, которые сидят там. А он устыдился (устыдился перед великими Дерех Эмет) и поднялся (вошёл), и склонился, и сел у ног раби Шимона.
64. И так всякое слово мудрости делается небесами, существующими существованием целостным перед Древним Днями, и Он называет их «небесами новыми» (шамаим хадашим), то есть, «небесами обновлёнными» (сделанными из того нового, которое открывается при изучении Торы), закрытостями тайн Мудрости высшей. А все те остальные слова Торы, которые обновляются (но они не от Мудрости Высшей), существуют перед Святым, благословен Он, и поднимаются, и делаются «землями жизни» (арцот hа-хаим), и спускаются, и коронуются около земли одной («эль ерец хада», т.е., букв: «к земле одной»), и обновляются, и делается все землёй новой из того слова, которое обновлено в Торе.
65. И об этом написано (Йешайа, 66): «Ибо когда небеса новые и земля новая, которые Я делаю, встают передо Мной и т.д.», - не «сделал Я» (асити) написано, а «делаю» (осэ), т.е., - что делает постоянно из тех новаций и тайн Торы. И об этом написано (Йешайа, 51): «И помещу слова Мои в уста твои и тенью рук Моих покрою тебя, [чтобы] насаждать небеса и обосновывать землю (линтоа шамаим ве-лисод арэц)», - не «hа-шамаим» написано (с опр. артиклем, т.е., это не те определённые, существующие небеса), а «шамаим» (те новые, которые делаются из слов Торы).
65. И об этом написано (Йешайа, 66): «Ибо когда небеса новые и земля новая, которые Я делаю, встают передо Мной и т.д.», - не «сделал Я» (асити) написано, а «делаю» (осэ), т.е., - что делает постоянно из тех новаций и тайн Торы. И об этом написано (Йешайа, 51): «И помещу слова Мои в уста твои и тенью рук Моих покрою тебя, [чтобы] насаждать небеса и обосновывать землю (линтоа шамаим ве-лисод арэц)», - не «hа-шамаим» написано (с опр. артиклем, т.е., это не те определённые, существующие небеса), а «шамаим» (те новые, которые делаются из слов Торы).
Комментарий