67. Возьмем, к примеру, первую заповедь: «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». Апостол говорит нам о некоторых людях, чьим богом является чрево (см. Фил.3:19). Обжорство же и неумеренность являются самоубийством; таким образом, [51] мы обнаруживаем, что нарушение первой заповеди ведет к нарушению шестой. Но и это еще не все! Апостол сообщает нам также, что любостяжание есть идолослужение (Кол.3:5). Следовательно, десятая заповедь не может быть нарушена без нарушения первой и второй. Другими словами, закон кончается там же, где он начинается. А это значит, что Десять заповедей это замкнутый круг, который так велик по своей окружности, как Вселенная, и который содержит внутри себя нравственный долг и обязанность каждого сотворенного существа. Одним словом, закон это эталон праведности Бога, Который живет вечно!
Теперь понятно, почему «исполнители закона оправданы будут» (Рим.2:13). Оправдать значит сделать праведным, или показать кого-то праведным. Следовательно, только совершенное послушание совершенно праведному закону может сделать любого человека праведным. В этом и состоял изначальный замысел Бога, чтобы именно такое послушание воздавалось закону всеми Его творениями; и именно в таком смысле закон был дан для жизни (Рим.7:10).
Однако для того, кто считается «исполнителем закона», необходимо, чтобы он соблюдал весь закон во всей его полноте каждый миг своей жизни. Если же он не достиг этого, он не может сказать, что он исполнил закон. Он не может быть исполнителем закона, если он исполнил его только частично. Поэтому печально, но факт, что среди всего человечества нет ни одного исполнителя закона, ибо и иудеи и язычники, «все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; [52] никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:9-12). Закон распространяется на всех, кто находится в пределах его досягаемости; и во всем мире нет ни одного, кто мог бы открыть свои уста, чтобы снять с себя обвинение во грехе, которое закон выдвигает против него. «Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (стих 19), «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (стих 23).
Поэтому, даже если и сказано, что «исполнители закона оправданы будут», то это служит только для последующего доказательства, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (стих 20). Закон, будучи «свят, и заповедь свята и праведна и добра», не может оправдать грешника. Другими словами, праведный закон не может объявить того, кто его нарушает, невиновным. Закон, который мог бы оправдать нечестивого человека, был бы законом нечестия. Поэтому закон не должен быть поругаем из-за того, что он не может оправдать грешников. Напротив, он должен быть превознесен из-за этого. Тот факт, что закон никогда не объявит грешников праведными, что он никогда не скажет, что люди соблюдают его, в то время как они его на самом деле нарушают является достаточным доказательством того, что он хорош! Люди обычно приветствуют неподкупность земного судьи, которого невозможно подкупить, и который никогда не объявит виновного человека невиновным. Поэтому тем более они должны возвеличивать закон Божий, который никогда не произносит ложного свидетельства. Он есть само совершенство [53] праведности! Вот от чего он вынужден объявить печальный, но факт, что ни один из потомков Адама не исполнил его требований.
Кроме того, сам факт, что исполнение закона это просто долг человека, показывает, что с тех пор, как он в чем-то одном нарушил его, он навсегда стал не способным это исправить. Требования каждого предписания закона настолько обширны, и весь закон настолько духовен, что даже ангелы на небесах могут оказывать ему честь не иначе, чем простым послушанием. Более того, закон есть праведность Бога, точное описание Его характера, и поскольку Его характер не может быть отличен от его описания в законе, из этого следует, что даже Сам Бог не может быть лучше, чем тот эталон совершенства, который представлен Его законом! Закон провозглашает только то, каков Он есть, и Бог никак не может быть лучше, чем Он есть. Можно ли в таком случае надеяться на то, что те, у кого однажды не хватило сил устоять в соблюдении одного предписания, смогут потом наверстать упущенное, прибавив чуть больше положенной меры совершенства, которая требуется по закону? Тот, кто пытается это сделать, ставит пред собой невыполнимую задачу быть лучше, чем требует Бог, и даже более быть лучше, чем является Сам Бог!
Теперь понятно, почему «исполнители закона оправданы будут» (Рим.2:13). Оправдать значит сделать праведным, или показать кого-то праведным. Следовательно, только совершенное послушание совершенно праведному закону может сделать любого человека праведным. В этом и состоял изначальный замысел Бога, чтобы именно такое послушание воздавалось закону всеми Его творениями; и именно в таком смысле закон был дан для жизни (Рим.7:10).
Однако для того, кто считается «исполнителем закона», необходимо, чтобы он соблюдал весь закон во всей его полноте каждый миг своей жизни. Если же он не достиг этого, он не может сказать, что он исполнил закон. Он не может быть исполнителем закона, если он исполнил его только частично. Поэтому печально, но факт, что среди всего человечества нет ни одного исполнителя закона, ибо и иудеи и язычники, «все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; [52] никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:9-12). Закон распространяется на всех, кто находится в пределах его досягаемости; и во всем мире нет ни одного, кто мог бы открыть свои уста, чтобы снять с себя обвинение во грехе, которое закон выдвигает против него. «Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (стих 19), «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (стих 23).
Поэтому, даже если и сказано, что «исполнители закона оправданы будут», то это служит только для последующего доказательства, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (стих 20). Закон, будучи «свят, и заповедь свята и праведна и добра», не может оправдать грешника. Другими словами, праведный закон не может объявить того, кто его нарушает, невиновным. Закон, который мог бы оправдать нечестивого человека, был бы законом нечестия. Поэтому закон не должен быть поругаем из-за того, что он не может оправдать грешников. Напротив, он должен быть превознесен из-за этого. Тот факт, что закон никогда не объявит грешников праведными, что он никогда не скажет, что люди соблюдают его, в то время как они его на самом деле нарушают является достаточным доказательством того, что он хорош! Люди обычно приветствуют неподкупность земного судьи, которого невозможно подкупить, и который никогда не объявит виновного человека невиновным. Поэтому тем более они должны возвеличивать закон Божий, который никогда не произносит ложного свидетельства. Он есть само совершенство [53] праведности! Вот от чего он вынужден объявить печальный, но факт, что ни один из потомков Адама не исполнил его требований.
Кроме того, сам факт, что исполнение закона это просто долг человека, показывает, что с тех пор, как он в чем-то одном нарушил его, он навсегда стал не способным это исправить. Требования каждого предписания закона настолько обширны, и весь закон настолько духовен, что даже ангелы на небесах могут оказывать ему честь не иначе, чем простым послушанием. Более того, закон есть праведность Бога, точное описание Его характера, и поскольку Его характер не может быть отличен от его описания в законе, из этого следует, что даже Сам Бог не может быть лучше, чем тот эталон совершенства, который представлен Его законом! Закон провозглашает только то, каков Он есть, и Бог никак не может быть лучше, чем Он есть. Можно ли в таком случае надеяться на то, что те, у кого однажды не хватило сил устоять в соблюдении одного предписания, смогут потом наверстать упущенное, прибавив чуть больше положенной меры совершенства, которая требуется по закону? Тот, кто пытается это сделать, ставит пред собой невыполнимую задачу быть лучше, чем требует Бог, и даже более быть лучше, чем является Сам Бог!
Комментарий