


ИСПОВЕДАНИЕ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ Ч. 2
Но, отвергнув скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом (2 Кор. 4:2).
Злоупотребление таким святым и деликатным действом души, как исповедание грехов, налицо. Недопустимо, чтобы в этот мир - мир взаимоотношений падшего человека и святого Бога, мир тончайших душевных переживаний и возвышеннейших устремлений - вторгались невозрожденные люди, претендующие на это право, и этот таинственный мир превращался в надругательство над Богом и людьми.
«На моей памяти отец мой, - вспоминает знаменитый писатель Н. С. Лесков, - орловский помещик, купивший новую деревню в Кромском уезде, посылал крестьян в приходскую церковь по наряду, под надзором старосты. Так же точно поступали и другие соседи-помещики: они наряжали крестьян ходить по праздникам в церковь и зачастую сами сверяли со священниками исповедные книги».
Разве это религия любви Голгофского Страдальца: строем в церковь и на исповедь - отметиться в исповедных книгах?
А вот еще один из путей злоупотребления исповеданием. Молодая дама пришла на исповедь. Священник, задав несколько вопросов, заинтересовался ею, пожелал завести с ней знакомство и спросил, как ее имя. «Мое имя вовсе не грех, - ответила дама. - Зачем же я буду вам его называть?» Девушка оказалась честной христианкой и тактично обличила жаждущего греховных утех пастыря.
В этом вопросе не только взрослые извлекали «пользу» из исповеди.
«К исповеди, - вспоминает детские годы писатель В. Вересаев, - нельзя идти, если не получишь прощения у всех, кого ты мог обидеть. Перед исповедью даже мама, даже папа просили прощения у всех нас (детей) и прислуги. Меня это очень занимало, и я спрашивал маму: Обязательно нужно, чтобы все простили? - Обязательно. У меня начинали шевелиться шантажные вожделения. А что будет, - вдруг я возьму и не прощу тебя? Мама серьезно отвечала: Тогда я отложу говенье и постараюсь заслужить твое прощение. Мне это представлялось очень лестным. А иногда я раздумывал: нельзя ли на этом заработать пару карамелек? Мама придет ко мне просить прощения, а я: Дай две карамельки, тогда прощу!»
Комментарий