Можно ли уничтожить себя?
Касательно учения Будды возникает ещё один интересный вопрос:
А можно ли уничтожить себя?
Не является ли "уничтожение эго" лишь выдумкой Будды?
Действительно, если я уничтожаю себя, то я же остаюсь! Я, как убийца, остаюсь и после самоубийства. Полностью уничтожить себя это как поднять себя за волосы, то есть нечто совершенно фантастическое и немыслимое...
А если "эго" нельзя уничтожить, если можно говорить только о сведении себя на минимум (с сохранением эго), то возникает мысль о том, что этот минимум может быть у всех разный. А значит и Нирвана у всех разная. Минимум Будды был близок к нулю, но для кого-то он может включать в себя и невинные умеренные удовольствия (например, наслаждение искусством). Граница между Нирваной и Сансарой становится призрачной и зыбкой живи как нравится, ты уже в Нирване!
Таким образом, если "эго" невозможно разрушить полностью, то буддизм теряет свою конечную цель и превращается в разновидность какого-то стоического учения.
Касательно учения Будды возникает ещё один интересный вопрос:
А можно ли уничтожить себя?
Не является ли "уничтожение эго" лишь выдумкой Будды?
Действительно, если я уничтожаю себя, то я же остаюсь! Я, как убийца, остаюсь и после самоубийства. Полностью уничтожить себя это как поднять себя за волосы, то есть нечто совершенно фантастическое и немыслимое...
А если "эго" нельзя уничтожить, если можно говорить только о сведении себя на минимум (с сохранением эго), то возникает мысль о том, что этот минимум может быть у всех разный. А значит и Нирвана у всех разная. Минимум Будды был близок к нулю, но для кого-то он может включать в себя и невинные умеренные удовольствия (например, наслаждение искусством). Граница между Нирваной и Сансарой становится призрачной и зыбкой живи как нравится, ты уже в Нирване!
Таким образом, если "эго" невозможно разрушить полностью, то буддизм теряет свою конечную цель и превращается в разновидность какого-то стоического учения.
Комментарий