И как я обещал, ещё:
Дороги, которые мы выбираем
Потратив пару десятилетий на священную битву за право жить той жизнью, которая тебе нравится, понимаешь, что выбрать жизнь на свой вкус в этом мире не представляется возможным.
Существуют десятки вещей, сотни людей, тысячи учреждений, миллионы культов, которые неизбежно встанут на пути любого, кто решится жить сообразно своим представлениям, мечтам, идеалам. Устав рубить головы гидре социальных стереотипов, приходишь к выводу, что результат не оправдывает твоих усилий. Этот вывод резюме беспомощности сказочный камень с надписями на перекрёстке трёх дорог.
«Налево пойдёшь коня потеряешь», а вместе с конем и всё, что приторочено к седлу. Попытка поставить коня на кон, чтобы отыграться, неизбежно закончится проигрышем. И ты останешься совсем один. Одинокий и никем не понятый Дон-Кто-То-Там «Победитель Мельниц», без меча, без щита, без коня. А заодно без жены-оруженосца, без детей, без квартиры, без работы, без родных и друзей. И всё, что останется, собирать дурман-траву да болиголов по обочинам, чтобы как-то заглушить горьким отваром горечь поражения. И рассказывать придорожным воронам и собутыльникам о том, кем бы ты мог стать, если бы в нужном месте выбрал нужный поворот.
«Направо пойдёшь себя потеряешь». Очень неплохая перспектива. Особенно если на поводу у тебя не просто конь, а конь престижной породы и последней модели. И если твое осознание и ощущение «себ-Я» сконцентрировано в коне, а также в барахле последних марок и моделей, которое приторочено к комфортабельному загородному двухэтажному седлу. В таком случае «На! Пр-р-р-р-р-а-а-а! О-у!» - именно то направление, которое обеспечивает сохранность коня, и, как многим кажется, себя, надёжно спрятанного внутри коня и оштукатуренной кирпичной брони седла с автономным отоплением и просторным гаражом.
«Прямо пойдёшь никуда не придёшь». «Добро пожаловать в наше сказочное, уютное Ньи-Куда!». Это не просто затёртая надпись на камне. Это яркий, призывный транспарант на входе в Ньи-Куда, большой уютный город, обитатели которого убеждены в том, что куда бы ты ни ходил, рано или поздно ты придёшь в Ньи-Куда. Пригороды Ньи-Куда начинаются сразу за камнем. «Даже ходить никуда не надо», добродушно шутят ньи-куданичи, ньи-куданчане и ньи-куданцы. В Ньи-Куда производят самые уютные диваны, самое лучшее пиво, самые дешёвые сигареты, самые вкусные копчёные колбаски, чипсы и солёные орешки. Ньи-Куда всемирная теле-столица. Круглые сутки, круглый год по всем ньи-куданским телеканалам идут трансляции спортивных состязаний, сериалов и новостных передач. Реклама во время трансляций запрещена законом, и только лишь в перерывах между таймами, сериями и перед сводкой погоды передают 15-ти минутные рекламные блоки, чтобы нация могла посетить ватерклозеты и холодильники, заварить чаю, порезать бутерброды, сбегать на угол за пивом, сигаретами, чипсами, колбасками и орешками. Этот закон нарушается только в Новый Год, когда вместо рекламы перед полуночным боем курантов и салютом крутят прошлогоднее обращение правительства к нации, чтобы все ньи-куданляне успели поменять тарелки на столах, подрезать закусочки, разогреть горячее, покурить, посетить ватерклозеты, проснуться и сбегать на угол за пивом, откупорить и налить шампанское
У каждого старого ньи-куданина есть в запасе история о том, как в молодости он ходил налево, бегал направо. И как, в конце концов, остепенился, поумнел, повзрослел и сделал решительный и зрелый шаг прямо в Ньи-Куда. Молодые ньи-куданцы, никогда не покидавшее пределов города, вообще считают, что за городской стеной вакуум, вечная мерзлота, раскалённая пустыня и нет элементарных условий для жизни.
И ты стоишь у камня, вокруг которого натоптана дорога теми, кто искал ещё какие-нибудь подсказки на разных гранях этого обелиска, надгробия умерших надежд. Или бродишь по набитой дороге кругами, почему-то надеясь, что именно тебе повезёт, и ты найдёшь на отполированных ладонями гранях скрытые от других тайные надписи, воплощение вечных истин, которые подскажут тебе выход из заколдованно круга.
И, не найдя, пробуешь пойти, не так, как написано. Пробуешь не повторять опыт тех, кто прошёл раньше тебя. Пробуешь пойти совсем по-другому, своим собственным, особым, неповторимым путём. И поэтому идёшь слегка под углом к общепринятому направлению.
Или высчитываешь курс, который пройдёт ровно посредине между «налево» и «направо», наивно забывая, что посредине уже давным-давно построили Ньи-Куда. Или пытаешься вернуться назад, но сзади напирают и напирают, толкая тебя к осточертевшему указателю. Давят и давят, дышат в затылок, понукают, заставляя сделать свой выбор и освободить дорогу другим желающим. Очень соблазнительно в такие моменты пойти против течения, бросить вызов толпе и добиться того, чтобы тебя распяли на этом перекрёстке в назидание другим и к вечной славе, которой распинающие удостаивают распятых.
В этой суете и потной давке у камня, в призрачной погоне за конём или бегстве от него, напрочь забываешь, с чего ты начал. Чего ты хотел в этой жизни, когда отправил в полёт своего первого бумажного голубя, а бумажный кораблик в первое плавание. Кем ты хотел быть. О чём думал. Что рисовал на последних страницах школьной тетрадки.
Оказавшись перед необходимостью выбирать между твоими жизнями, которых ты не хочешь и чужой смертью, которая тебе ничего не даст, ты начинаешь верить в своё бессилие и отсутствие выбора. Ты начинаешь верить в необходимость креста и в то, что тебе суждено идти по нему, неся бремя несбывшегося на своих плечах.
И, как последний глупец, как сказочный дурак, забываешь о том, что существует ещё одно направление, о котором ты напрочь забыл, поверив в то, что ветхие надписи на каменной скрижали определяют твой жизненный путь. Очевидное направление. Которое всегда с тобой, в какую бы ты сторону ни пошёл. Направление, о котором создатели камня даже не удосужились написать, поскольку это настолько просто и понятно, что не стоит даже упоминания. Направление, в котором ты можешь проложить свою собственную, уникальную, неповторимую траекторию. Дорога, на которой остаются мимолётные следы, но, тем не менее, её невозможно избить или затоптать. Дорога, которая существует вечность до, и будет существовать вечность после тебя. Дорога, которая похожа на степь после снегопада, на школьную доску в начале урока, на песчаный берег в полосе прибоя.
Ты подымаешь голову вверх, и сразу всё становится понятным, картина меняется в одну секунду. Ты видишь не место, где умирают мечты и страдают души. Ты видишь перед собой аэродром с четырьмя полосами, рассчитанный на взлёты при любом направлении ветра. Надгробие-указатель превращается в контрольно-диспетчерскую вышку, которая не определяет направление и высоту твоего полёта, а всего лишь оказывает тебе помощь при взлёте.
И всё что остаётся набрать скорость, оторваться и взлететь. Те, кто останется внизу, назовут твой взлёт смертью. Но когда шасси оторвётся от бетона, тебе будет уже абсолютно безразлично, что происходит там, внизу, поскольку твои мысли всецело будут поглощёны полётом и небом. И ты узнаешь, что только у взлётной полосы есть конец. Небо бесконечно.
Всё, что тебе необходимо, это набрать скорость и взлететь.
Поэтому не думай больше о том, как ты будешь жить.
Подумай лучше о том, как ты умрёшь.
Выбери смерть на свой вкус.
Поверь, в этом тебе никто не будет мешать.
Если тебя назовут сумасшедшим, улыбайся.
И помни: главное условие набрать скорость отрыва до того, как кончится взлётная полоса.
Ты кажешься себе тяжёлым, неуклюжим и неповоротливым. Это нормально. Так бывает.
Вес не имеет значения, если ты сможешь как следует разогнаться.
Не выбирай себе жизнь.
Выбери себе смерть и стремись к ней изо всех сил.
И помни: то, что другие зовут «смерть», на самом деле называется «полёт"
Дороги, которые мы выбираем
Потратив пару десятилетий на священную битву за право жить той жизнью, которая тебе нравится, понимаешь, что выбрать жизнь на свой вкус в этом мире не представляется возможным.
Существуют десятки вещей, сотни людей, тысячи учреждений, миллионы культов, которые неизбежно встанут на пути любого, кто решится жить сообразно своим представлениям, мечтам, идеалам. Устав рубить головы гидре социальных стереотипов, приходишь к выводу, что результат не оправдывает твоих усилий. Этот вывод резюме беспомощности сказочный камень с надписями на перекрёстке трёх дорог.
«Налево пойдёшь коня потеряешь», а вместе с конем и всё, что приторочено к седлу. Попытка поставить коня на кон, чтобы отыграться, неизбежно закончится проигрышем. И ты останешься совсем один. Одинокий и никем не понятый Дон-Кто-То-Там «Победитель Мельниц», без меча, без щита, без коня. А заодно без жены-оруженосца, без детей, без квартиры, без работы, без родных и друзей. И всё, что останется, собирать дурман-траву да болиголов по обочинам, чтобы как-то заглушить горьким отваром горечь поражения. И рассказывать придорожным воронам и собутыльникам о том, кем бы ты мог стать, если бы в нужном месте выбрал нужный поворот.
«Направо пойдёшь себя потеряешь». Очень неплохая перспектива. Особенно если на поводу у тебя не просто конь, а конь престижной породы и последней модели. И если твое осознание и ощущение «себ-Я» сконцентрировано в коне, а также в барахле последних марок и моделей, которое приторочено к комфортабельному загородному двухэтажному седлу. В таком случае «На! Пр-р-р-р-р-а-а-а! О-у!» - именно то направление, которое обеспечивает сохранность коня, и, как многим кажется, себя, надёжно спрятанного внутри коня и оштукатуренной кирпичной брони седла с автономным отоплением и просторным гаражом.
«Прямо пойдёшь никуда не придёшь». «Добро пожаловать в наше сказочное, уютное Ньи-Куда!». Это не просто затёртая надпись на камне. Это яркий, призывный транспарант на входе в Ньи-Куда, большой уютный город, обитатели которого убеждены в том, что куда бы ты ни ходил, рано или поздно ты придёшь в Ньи-Куда. Пригороды Ньи-Куда начинаются сразу за камнем. «Даже ходить никуда не надо», добродушно шутят ньи-куданичи, ньи-куданчане и ньи-куданцы. В Ньи-Куда производят самые уютные диваны, самое лучшее пиво, самые дешёвые сигареты, самые вкусные копчёные колбаски, чипсы и солёные орешки. Ньи-Куда всемирная теле-столица. Круглые сутки, круглый год по всем ньи-куданским телеканалам идут трансляции спортивных состязаний, сериалов и новостных передач. Реклама во время трансляций запрещена законом, и только лишь в перерывах между таймами, сериями и перед сводкой погоды передают 15-ти минутные рекламные блоки, чтобы нация могла посетить ватерклозеты и холодильники, заварить чаю, порезать бутерброды, сбегать на угол за пивом, сигаретами, чипсами, колбасками и орешками. Этот закон нарушается только в Новый Год, когда вместо рекламы перед полуночным боем курантов и салютом крутят прошлогоднее обращение правительства к нации, чтобы все ньи-куданляне успели поменять тарелки на столах, подрезать закусочки, разогреть горячее, покурить, посетить ватерклозеты, проснуться и сбегать на угол за пивом, откупорить и налить шампанское
У каждого старого ньи-куданина есть в запасе история о том, как в молодости он ходил налево, бегал направо. И как, в конце концов, остепенился, поумнел, повзрослел и сделал решительный и зрелый шаг прямо в Ньи-Куда. Молодые ньи-куданцы, никогда не покидавшее пределов города, вообще считают, что за городской стеной вакуум, вечная мерзлота, раскалённая пустыня и нет элементарных условий для жизни.
И ты стоишь у камня, вокруг которого натоптана дорога теми, кто искал ещё какие-нибудь подсказки на разных гранях этого обелиска, надгробия умерших надежд. Или бродишь по набитой дороге кругами, почему-то надеясь, что именно тебе повезёт, и ты найдёшь на отполированных ладонями гранях скрытые от других тайные надписи, воплощение вечных истин, которые подскажут тебе выход из заколдованно круга.
И, не найдя, пробуешь пойти, не так, как написано. Пробуешь не повторять опыт тех, кто прошёл раньше тебя. Пробуешь пойти совсем по-другому, своим собственным, особым, неповторимым путём. И поэтому идёшь слегка под углом к общепринятому направлению.
Или высчитываешь курс, который пройдёт ровно посредине между «налево» и «направо», наивно забывая, что посредине уже давным-давно построили Ньи-Куда. Или пытаешься вернуться назад, но сзади напирают и напирают, толкая тебя к осточертевшему указателю. Давят и давят, дышат в затылок, понукают, заставляя сделать свой выбор и освободить дорогу другим желающим. Очень соблазнительно в такие моменты пойти против течения, бросить вызов толпе и добиться того, чтобы тебя распяли на этом перекрёстке в назидание другим и к вечной славе, которой распинающие удостаивают распятых.
В этой суете и потной давке у камня, в призрачной погоне за конём или бегстве от него, напрочь забываешь, с чего ты начал. Чего ты хотел в этой жизни, когда отправил в полёт своего первого бумажного голубя, а бумажный кораблик в первое плавание. Кем ты хотел быть. О чём думал. Что рисовал на последних страницах школьной тетрадки.
Оказавшись перед необходимостью выбирать между твоими жизнями, которых ты не хочешь и чужой смертью, которая тебе ничего не даст, ты начинаешь верить в своё бессилие и отсутствие выбора. Ты начинаешь верить в необходимость креста и в то, что тебе суждено идти по нему, неся бремя несбывшегося на своих плечах.
И, как последний глупец, как сказочный дурак, забываешь о том, что существует ещё одно направление, о котором ты напрочь забыл, поверив в то, что ветхие надписи на каменной скрижали определяют твой жизненный путь. Очевидное направление. Которое всегда с тобой, в какую бы ты сторону ни пошёл. Направление, о котором создатели камня даже не удосужились написать, поскольку это настолько просто и понятно, что не стоит даже упоминания. Направление, в котором ты можешь проложить свою собственную, уникальную, неповторимую траекторию. Дорога, на которой остаются мимолётные следы, но, тем не менее, её невозможно избить или затоптать. Дорога, которая существует вечность до, и будет существовать вечность после тебя. Дорога, которая похожа на степь после снегопада, на школьную доску в начале урока, на песчаный берег в полосе прибоя.
Ты подымаешь голову вверх, и сразу всё становится понятным, картина меняется в одну секунду. Ты видишь не место, где умирают мечты и страдают души. Ты видишь перед собой аэродром с четырьмя полосами, рассчитанный на взлёты при любом направлении ветра. Надгробие-указатель превращается в контрольно-диспетчерскую вышку, которая не определяет направление и высоту твоего полёта, а всего лишь оказывает тебе помощь при взлёте.
И всё что остаётся набрать скорость, оторваться и взлететь. Те, кто останется внизу, назовут твой взлёт смертью. Но когда шасси оторвётся от бетона, тебе будет уже абсолютно безразлично, что происходит там, внизу, поскольку твои мысли всецело будут поглощёны полётом и небом. И ты узнаешь, что только у взлётной полосы есть конец. Небо бесконечно.
Всё, что тебе необходимо, это набрать скорость и взлететь.
Поэтому не думай больше о том, как ты будешь жить.
Подумай лучше о том, как ты умрёшь.
Выбери смерть на свой вкус.
Поверь, в этом тебе никто не будет мешать.
Если тебя назовут сумасшедшим, улыбайся.
И помни: главное условие набрать скорость отрыва до того, как кончится взлётная полоса.
Ты кажешься себе тяжёлым, неуклюжим и неповоротливым. Это нормально. Так бывает.
Вес не имеет значения, если ты сможешь как следует разогнаться.
Не выбирай себе жизнь.
Выбери себе смерть и стремись к ней изо всех сил.
И помни: то, что другие зовут «смерть», на самом деле называется «полёт"
Комментарий